12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрей Анатольевич Поштариков 1947
Россия, Калмыкия респ., Элиста
1

Формирование классного коллектива через методику воспитательных технологий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Педагогический совет

Доклад

«Формирование классного коллектива через методику воспитательных технологий»

2013-2014 учебный год

Классный руководитель 7 «в» класса: Поштариков А.А.

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы земля наша!”

/ А.П.Чехов/.

Тема: “Формирование классного коллектива через методику воспитательных технологий, способного к творчеству, навыкам социально-значимой и исследовательской деятельности в процессе учебно-воспитательной работы”.

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!” / А.П.Чехов/.
 

Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя, прежде всего, как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания предмета.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

1. История возникновения класса как группы. Класс сформирован в 2008 году. Основной состав учащихся обучается с первого класса многие учащиеся перешли с базовой школы. 80% обучающихся проживают на 4 микрорайоне.

2. Состав класса, характеристика семей учащихся класса: В классе обучаются 24 ученика. 8 девочек, 16 мальчиков. Дети 2000-2001 года рождения. Не все семьи полноценные, есть семьи, где воспитывает мама, 50% -ПС. Есть родители, которые уехали на заработки в другие регионы, дети находятся под присмотром бабушек, дедушек, но дети не обделены вниманием. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и забота.

3. Состояние межличностных отношений в группе учащихся: Эмоциональный климат в классе удовлетворительный, хотя на данный момент нельзя отметить единство класса, хотя есть задатки. Ученики пытаются найти общие интересы друг с другом, стараются помочь и поддержать.

Работа с учащимися:

1) Изучаю индивидуальные особенности развития детей и интересы;

- оказываю помощь детям “группы особого внимания”;

- работаю с активом класса, органами классного ученического самоуправления;

100% охват детей ученическим самоуправления.

2) Создаю условия для привлечения детей в творческие объединения по интересам:

Включение учащихся в дополнительные образовательные программы: Многие дети посещают кружки и секции вне школы, часть планирует посещать кружки и секции в школе со 2-го полугодия.

ДЮСШ - секция “Бокса” - (30%), борьба – (20%); “Брейк” танцевальный кружок – (10%), художественная гимнастика - (10%);

3) Организую досуг учащихся.

Учащиеся класса отмечены грамотами за активное участие в тематических мероприятиях и спортивных соревнованиях в школе.

1. Грамота «День правовых знаний» (3 место)

2. Грамота «Веселые старты» среди 7-х классов (1место) 1

Работа с родителями:

Отношения с родителями: Родители учеников-люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образования, культуры, родительской адекватности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителями. Но есть и семьи, в которых родители занимаются воспитанием своих детей не на должном уровне.

Работу с родителями строю на основе обсуждений, дискуссий по актуальным темам, анкетировании, тематическим родительским собраниям.

-изучаю воспитательные возможности семьи;

-приглашаю родителей принять участие в классных и школьных мероприятиях.

привлекаю родителей к управлению жизнедеятельностью класса и школы.

организую психолого-педагогическое просвещения родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

В классе активно работает классный родительский комитет.

Посещаемость родительских собраний составляет- от 60 до 90%


 

Цель и задачи воспитательной работы

классного руководителя:

В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся:

а) Создание благоприятных условий для каждого ученика и раскрытия его потенциальных возможностей.

б) Создать благоприятную микросреду и психологический климат в классе.

2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями:

а) Развитие положительных межличностных отношений во всем

классном

сообществе (между всеми субьектами воспитании).

б) Создать условия для творческого развития каждой личности.

В сфере содействия освоению школьниками образовательных программ:

а) Создание благоприятных условий для самоутверждения каждого

ученика и раскрытия его потенциальных возможностей.

б)Повышение мотивации учебно-познавательной деятельности.

4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся:

а)Воспитание патриотических чувств и гражданского самосознания.

б)Воспитывать ответственность, культуру поведения и общения.

5. Цель авторской программы классного руководителя:

а) Создание условий для самореализации и саморазвития личности учащегося.

б) Воспитание осмысленного отношения к учебе, развития личности,

творческого отношения к учебе.

в) Приобщение учащегося к прекрасному, умению ценить красоту.

г) Воспитывать уважение к профессионализму, ценить трудолюбивых людей.

Задачи в сфере профилактической работы:

Формирование полезных здоровье сберегающих привычек.

а) Продолжать формировать у учащихся отношение к здоровому образу жизни.

б) Приглашать специалистов медицинских учреждений на классные часы.

в) Продолжать работу по профилактике различного рода заболеваний.

г) Формировать интерес к физическому воспитанию учащегося.

д) Посещать уроки ОБЖ и физической культуры.

е) Проводить профилактику правонарушение.

ж) Профилактика ДДТТ и соблюдение ПДД.

 

Классный коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности.

На мой взгляд, именно, развитию самосознания личности должно уделяться особое внимание в период обучения в школе. Ученик должен расти ответственным человеком, признающим, что его успехи в жизни закладываются уже сейчас.

Существует огромное количество технологий формирования классного коллектива:

1.Технология коллективного творческого воспитания (И. П. Иванова).

2.Технология совместного творческого воспитания (С.Т. Шацкий).

3.Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов).

4.Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).

5.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

6. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова)

7. Технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко).

Будучи классным руководителем 7 «в» класса, считаю особенно важным, на

3

данном этапе создание такого классного коллектива, в котором каждый ученик сможет реализовать себя как личность.

С моей точки зрения, главным признаком личностно ориентированного развития школьного коллектива является развитие его гуманистического микроклимата.

Поэтому мною была выбрана одна из многочисленных воспитательных технологий – технология проектирования положительного микроклимата класса.

Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, завесило от проведенного анкетирования, точнее от ответов на следующие вопросы, которые были заданы учащимся в начале учебного года;

- насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;

- в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;

- велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.

Ответы на эти вопросы определили основные этапы формирования микроклимата: защищенность, сплоченность и активность, которые поддерживают и питают жизнь класса во всех ее проявлениях.

I Этап. Защищенность.

Цель: создание устойчивой защищенности каждого ученика.

Ведущей потребностью ученика в школе является общение со сверстниками, самыми значимыми для него людьми. Поэтому защищенность его в классе зависит в первую очередь от того, как к нему относятся одноклассники, чего и в какой степени боится он с их стороны.

Чего же может бояться ребенок со стороны своих одноклассников?

К сожалению, слишком «агрессивной» стала жизнь, окружающая наших детей, поэтому не исключена вероятность физической агрессии, в том числе и «товарищеские» подзатыльники и тумаки, особенно популярные среди учащихся среднего звена.

Но все-таки чаще встречается страх другого рода. Это страх перед насмешкой и издевкой, страх одиночества и изоляции, страх оказаться не таким как все. Причем порой эти страхи могут быть вымышленными.

Даже внимательному и чуткому учителю трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они маскируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью ребенка.

Поэтому главной своей задачей вижу целенаправленное глубокое изучение своего класса, умение чувствовать состояние ребенка, доверительный диалог с ним.

В качестве реализации этой задачи использую:

- внеклассные часы «Познай себя»;

- тестирование;

- анкетирование;

- беседы;

- создание систем общественных поручений.

4

Считаю необходимым оказывать помощь в налаживании отношений с классом учителей-предметников, давая своевременную информацию об особенностях и проблемах своих учеников.

Наличие устойчивой защищенности в классе - главный, но не единственный признак положительного микроклимата.

В самом деле, ученик может быть уверен, что в классе его никто не обидит и не унизит, но при этом чувствовать себя одиноким и не стремиться проявить себя среди одноклассников, если класс недостаточно сплочен.

II Этап. Сплоченность.

Цель: формирование общих настроений и переживаний; чувства гордости за свой класс.

Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом. И в определении сплоченности класса классному руководителю может помочь методика ее изучения «Лесенка»:

- предлагаю ребятам поставить наш класс на определенную ступеньку:

«Песок» - каждый в классе сам по себе;

«Глина» - мы объединяемся только на время под воздействием учителя;

«Маяк» - ребята общаются только в «своих» микрогруппах, всех вместе нас объединяют общие дела и переживания, но это случается не всегда;

«Парус» - мы все дружны и сплочены, как команда, плывущая на одном корабле;

«Факел» - мы нужны не только друг другу, но и другим - в школе и за ее пределами.

Обработать такую анкету не представляет сложности, но обратите внимание и на «разброс мнений», в таком случае говорить о сплоченности не приходится.

Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже время нашей общей.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

- коллективные творческие дела класса;

- цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме презентаций, дискуссий;

- участие в соревнованиях, конкурсах;

- участие в школьных коллективных творческих делах;

- отчет актива класса;

- посещение музеев, театров, экскурсии.

Важным условием решения данной задачи считаю чувство гордости за свой класс, когда ученик отождествляет себя с классом, поэтому я стараюсь создавать ситуацию общего успеха.

Но здесь классного руководителя подстерегает весьма распространенная опасность. Стремление к постоянному успеху (любой ценой мы должны быть лучшими, первыми!) может привести к тому, что отношение с другими классами приобретают или явный оттенок превосходства, или болезненной, доходящей до враждебности, конкурентности. В таком случае сплоченность и дружба рассыпаются, как карточный домик. 5

Развитое чувство «Мы» несет в себе и другую опасность: нивелирование и подавление отдельного «Я», когда индивидуальность не только не приветствуется, но и порицается. Поэтому, даже применяя такую гуманную методику, как коллективное воспитание, необходимо не потерять на каждом этапе коллективной организации дела вклад каждого конкретного ученика, только тогда коллективное дело будет личностно-ориентированным.

Убежден, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием

активности каждого члена классного коллектива.

III Этап. Активность.

Цель: создание условий для максимальной самореализации;

формирование умения ставить цели, планировать пути их достижения, анализировать результат, принимать решение и осуществлять выбор.

Этот этап считаю самым значительным в формировании микроклимата класса.

Один и тот же человек выглядит и чувствует себя совершенно по-разному в
различном окружении: в одном случае он инициативен, стремиться максимально
реализовать себя, и может даже являться лидером, в другом - он же «тише воды и
ниже травы», опасаясь, любого своего слова и дела.

Вот я и ставлю перед собой вопрос, в какой степени мой класс активизирует, вдохновляет, стимулирует к проявлению и развитию своего внутреннего потенциала, к становлению собственного «Я», обогащающего общее «Мы»?

Если микроклимат класса не благоприятен, если с защищенностью и сплоченностью существуют проблемы, трудно рассчитывать, что наш ученик будет активным в такой среде. В этом случае совершенно бессмысленно сетования: «Никому ничего не надо! Ни на что никого не сдвинешь!».

Поэтому необходимо научить ребят позитивной развивающей самореализации, создать для нее в классе соответствующие условия.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

- участие в подготовке классного часа;

- проведение конкурсов, викторин самими учащимися;

- подготовка и проведение праздничных мероприятий;

- часы общения, диспуты, дискуссии;

- внеклассные часы «Познай себя».

Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую индивидуальность и тем самым способствовать ее развитию - это едва ли не самая сложная задача классного руководителя. И невозможно хотя бы частичное ее решение, если сам педагог не будет ценить каждого своего ученика независимо от его отметок, от его способностей и возможностей.

Необходимо найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание сверстников; создавать для личности ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость.

 

Создание доброжелательного, положительного микроклимата класса является одна из ступеней на пути формирования модели успешного классного коллектива.

Литература.

1. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под редакцией Степанова Е.Н., М., 2000.

2. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. М., 2002.

3. Ясницкая В.Р. Три кита. М., 2002.

4. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2000.

5 Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника . – М.: Просвещение, 2000.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.