Методические разработки для 1 класса «Ты и твои друзья»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Ты и твои друзья.
Цели деятельности учителя: способствовать формированию представления о различных средствах и способах коммуникации; содействовать развитию умения уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова; способствовать воспитанию общей культуры поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют объяснять мир: объяснять, как люди помогают друг другу жить; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения в быту (правила общения).
Личностные: самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей: в предложенных ситуациях отмечают конкретные поступки, которые можно оценивать как хорошие или плохие).
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебнике; логические – перерабатывают полученную информацию; осуществляют анализ ситуаций.
Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Ход урока.
Организационный момент.
Введение в тему урока. (Слайд 1)
Послушайте притчу: «Давным – давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не умели разговаривать. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: Смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
- Давайте и мы пожмем друг другу руки. Что вы чувствуете?
Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело? (друг).
- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? (дружбе)
Знакомство с понятием «дружба».
– Прекрасное слово дружба, но что же это такое? Высказывания детей.
Послушайте стихотворение о том, что же такое дружба.
Стихотворение рассказывает ребенок.
Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.
– Как вы считаете, действительно ли все должны дружить?
– А в толковом словаре русского языка дается такое определение этому слову: дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
– Как вы думаете, для чего нужны в дружбе общие интересы?
– А действительно ли важно взаимное доверие?
- Ребята! Умеют дружить не только люди, но и животные и даже сказочные герои.
Викторина «Кто с кем дружит?»
Вспомните, кто с кем дружит, кто кому нужен? (Слайд 3-11)
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок, Тигра)
3. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
4. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
5. Крошка Енот и …(Обезьянка)
6. Добрая Белоснежка и… (семь гномов)
7. Забавный бурундук Чип и… (Дейл)
8.Львёнок и …. (Черепашка)
9. Лунтик и … (Кузя, Пчелёнок, Майя )
- Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем.
. Сегодня мы попытаемся разобраться, кто же такой настоящий друг? Как правильно дружить и что делать, чтобы друга никогда не потерять.
- А помогут нам в этом … Крокодил Гена, Чебурашка и другие герои этого мультфильма.
- Ребята, а что строили эти герои. (Дом Дружбы)
- Вот и мы попробуем вместе построить дом Дружбы. Прежде, чем возводить стены, мы уложим крепкий фундамент, на котором будет стоять наш Дом Дружбы.
Задание № 1. Закладываем фундамент
Каждой группе раздаются кирпичики со словами. Вам необходимо выбрать кирпичики для дома дружбы и наклеить их
Подарок Мир Любовь Счастье Радость Доверие
А какие кирпичики нам не пригодились:
Горе Жадность Злость Гнев
Значит между друзьями обязательно должно быть доверие, мир, радость от встречи, имея друзей, человек счастлив.
Превосходно. Вы замечательно справились с заданием. У нас получился очень крепкий фундамент.
Продолжаем строить дом. Сейчас мы будем возводить стены.
Задание 2.
Игра «Вежливо – невежливо». Дети становятся в круг, учитель в центре по очереди детям бросает мячик с вопросом. Дети отвечают и отдают мяч учителю
-Поздороваться при встрече вежливо
-Толкнуть, не извиниться невежливо
-Помочь подняться, поднять упавшую вещь вежливо
-Кричать на уроке невежливо
При покупке продавцу сказать спасибо вежливо
Не уступить место пожилому человеку невежливо
Замечательно, ребята, вы очень хорошо справились с заданием! У нас получились красивые стены.
У многих из вас уже есть друзья. Расскажите о своём друге? Как его зовут? За что вы его любите? Почему вы считаете его своим другом? Когда он вёл себя как настоящий друг? Чем помог, защитил, поделился, порадовал тебя?
- Да, счастлив тот, кто имеет друга. А кто из вас сделал другу, что-нибудь хорошее?
Физминутка
Задание 3. - Фундамент возвели. Стены выстроили. Что же нам сейчас предстоит сделать?
- Правильно крышу, чтобы никакой дождь нам не смог бы помешать .
Игра “Собрать половинки”.
- Вам предстоит вспомнить известные пословицы о дружбе.
Я буду читать начало, а вам надо будет продолжить. (Заполняем таблицу)
Старый друг…. (лучше новых двух).
Один за всех, … (все – за одного).
Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей).
Человек без друзей …… (что дерево без корней).
Почему так говорят?
- Какие красивые и прочные стены выстроили мы. Молодцы.
-С чего начинается дружба? (С улыбки, знакомства)
-Покажите как вы здороваетесь с другом, со старшим по возрасту, с младшими.
- А зачем люди вообще здороваются? Текст (Дети повторяют обычаи)
- Наш домик готов. А теперь посадим возле домика клумбу цветов. Они вырастут, если мы обсудим ситуации:
- Рассмотрите портреты ребят, выражающие их различное настроение.
Вот лица разные друзей. Выбери друга себе поскорей.
С кем бы ты хотел дружить? Свой выбор прошу объяснить!
- Почему вы не выбрали плачущего мальчика, обиженного, угрюмого, злого? (Ответы детей). А может случиться такое, что, если вы выберете кого-то из этих ребят, ваша дружба поможет им стать другими – добрым, радостным, приветливым, улыбающимся?
- Домик Дружбы мы выстроили. А что же надо делать, чтобы он никогда не разрушился?
Игра «Вежливые слова» (Слайд 14-16)
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь… Добрый день
Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он Извини!
До чего ж оно красиво
Слово доброе… Спасибо
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… «Простите, пожалуйста!»
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья»
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока»
Задание 5.
– Учитель: Чтобы в Доме Дружбы было всегда весело и уютно необходимо знать и помнить правила дружбы. Эти правила будет оберегать дерево мира и согласия, которое мы высаживаем в нашем дворе. А на нём нет листиков. Так мы сейчас их развесим:
а листочки не простые они с правилами дружбы: (Дети с корзинки достают листики, читаю правила и вешают на дерево
• Уступать
• Не бояться просить прощения, если обидел друга
• Не грубить
• Не злиться
• Не жадничать
• Помогать другу
• Быть честным
- Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
- Дружба, друзья помогают во всем, любую невзгоду преодолеют.
Итог. Рефлексия.
- С каким человеком приятнее общаться и дружить?
- Что нужно делать для того, чтобы ты был окружён хорошими людьми?
- Какой вывод можно сделать?
Ты и твои друзья
PPT / 8.67 Мб
Вахрина Мария Ивановна