Методические разработки по чтению для 1 класса «Прощание с Азбукой. Проверим свои знания»
Урок 102 (109 - 111)
Тема |
Прощание с Азбукой. Проверим свои знания |
Педагогическая цель |
Создать условия для оценки учащимися своих достижений в обучении грамоте (чтению) |
Тип урока |
Контроль знаний |
Планируемые результаты (предметные) |
Определяют звуки и буквы; перечисляют гласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки, пары согласных звуков по глухости-звонкости; распознают предложение; составляют его схему; продолжают рассказ |
Личностные результаты |
Определяют границы собственного знания и «незнания» |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Звуки, буквы, гласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки, предложение, схема предложения |
Образовательные ресурсы |
Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М. : Просвещение, 2011. |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Проявляют готовность начать учебную деятельность |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– На первых уроках обучения грамоте (чтению) вы определяли уровень своих знаний и умений и наметили пути их совершенствования, определили, чему хотели бы научиться, что узнать на уроках. Сегодня вам |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
предстоит оценить свои достижения в обучении грамоте (чтению) в ходе выполнения диагностических заданий |
||||
III. Контроль и самопроверка знаний. Оценка своих достижений учениками (учебник, с. 109) |
Индивидуальная. Практический. Выполнение диагностических заданий |
– Прочитайте и выполните задания в учебнике на странице 109 |
Читают задания, выполняют их |
Определяют уровень своих достижений Корректируют свою работу на основе выполненной диагностики. Определяют звуки и буквы; характеризуют звуки; распознают глухие и звонкие звуки в словах; перечисляют всегда мягкие и твердые звуки; называют пары звуков по глухости-звонкости; распознают предложение в тексте; дополняют рассказ; составляют схему рассказа |
Индивидуальный. Диагностические задания |
ІV. Постановка учебной задачи 2. |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Вы закончили изучать свой первый учебник – Азбуку. Теперь каждому необходимо подумать и ответить на вопрос: «Что я знаю и что умею?». – Чему были посвящены уроки обучения чтению? – Сегодня познакомимся со стихотворением И. Резника «Алфавит». |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. – Знакомству со звуками и буквами |
Осознанно отвечают на поставленные вопросы. Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворением |
Фронтальная. Словесный. Чтение |
– Прочитайте стихотворение. – Почему стихотворение называется «Алфавит»? – Какие буквы выстроились в ряд? – Какие буквы русского алфавита отсутствуют в стихотворении? |
Читают. Отвечают |
Выразительно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Высказывают свое мнение |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
2. Определение темы проекта (учебник, с. 110) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте предлагаемую авторами учебника тему проекта |
Образуют группы: буквы, обозначающие гласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, не обозначающие звука |
Принимают тему проекта «Живая азбука». Классифицируют буквы, определяют критерии деления на группы |
Фронтальный. Устные ответы |
3. Рассмотрение вариантов проблем (учебник, |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа |
– Прочитайте текст. Определите проблему, над которой будете работать |
Определяют проблему: Как представить буквы алфавита в нестандартной форме? |
Работают над созданием проблемы, получают контуры проектной деятельности. Понимают необходимость выбрать букву и ее представить |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
4. Распределение задач по группам |
Групповая. Словесный, практический, проблемный. Беседа |
– В каждой группе определите задачи, обсудите возможные варианты их решения, источники информации, творческие решения |
Выполняют задания учителя в группах |
Умеют сотрудничать друг с другом в группе, совместно планируют свои действия |
Групповой. Устные ответы, план работы |
5. Самостоятельная работа участников проекта |
Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Составление рассказа, творческая работа |
– Распределите роли: кто и о какой букве будет рассказывать. – Расскажите о своей букве. Составьте рассказ о букве. – Вместе с родителями подумайте о костюме для своей буквы |
Распределяют роли. Заучивают свою роль. Составляют рассказ |
Самостоятельно выполняют практические задания творческого характера, овладевают навыками совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Ведут поиск и систематизируют нужную информацию |
Групповой, индивидуальный. Творческая работа |
6. Промежуточное обсуждение полученных результатов в группе |
Групповая. Словесный. Рассказ, беседа |
– Обсудите результаты самостоятельной работы, подготовку к презентации творческого проекта |
Рассказывают друг другу о проделанной работе, намечают дальнейшие планы |
Работают в группе, осуществляют взаимоконтроль, оказывают помощь друг другу |
|
VІ. Закрепление знаний и способов действий. Защита проектов, презентация |
Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный. Рассказ, демонстрация творческих работ |
– Расскажите каждый о своей букве, представьте вместе «Живую азбуку» |
Рассказывают о букве, демонстрируют ее костюм |
Определяют характер буквы (мягкий, веселый, настойчивый, упорный), показывают, как он может проявляться в поступках |
Групповой, индивидуальный. Рассказ, демонстрация творческих работ |
VІІ. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что нового узнали при подготовке творческого проекта? – Что особенно запомнилось и понравилось? – Считаете ли вы сведения, полученные в ходе самостоятельной работы, ценными для вас? – Кто доволен своей работой? |
Отвечают на вопросы учителя |
Анализируют и оценивают свою работу при подготовке творческого проекта, его презентации |
Фронтальный. Устные ответы |