12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Игоревна4056
Педагог-библиотекарь
Россия, Пермский край, Карагайский район
Материал размещён в группе «О малой РОДИНЕ с любовью...»


Региональный конкурс исследовательских работ

среди обучающихся 1-11 классов

Пермский край Карагайский район село Карагай

МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1»











(краеведение)



Тема работы

Тихо в небесах колокол живет…

Фамилия, И.О. участника

Мошева Наталья Игоревна

Мошева Татьяна Николаевна

Полное наименование образовательной организации (согласно Уставу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 1»

Класс участника

5 «а» класс

Контактный телефон участника

Нет

Фамилия И.О. руководителя

Мошева Наталья Игоревна

Место работы руководителя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»

Должность

Педагог-библиотекарь

Контактный телефон

нет







Пермь – 2019

Оглавление

1

Введение.

У истоков вопроса «колокольный звон»


3-6

1.1

Мой прапрадедушка Тиунов Платон – звонарь в Карагайской церкви



1.2

Мои родственники писали стихи и эссе про церковь



1.3

Изучение литературы, виды колокольных перезвонов



2

Основная часть.

Путешествия в часовни и церкви Карагайского района


7-14

2.1

Часовня в деревне Подволошино



2.2

«Храм Рождества Христова» в селе Рождественское



2.3

«Храм Василия Великого» в селе Нердва



2.4

Церковь в деревне Воскресенск



2.5

«Храм Успение Пресвятой Богородицы» в селе Обвинск



2.6

«Храм во имя святителя Тихона Амафунского» в селе Карагай



3

Заключение.

Размышления после путешествий


15-16

3.1

Восстановление колоколов (+стихотворение Мошевой Тани)



3.2

Профессия звонарь (+аудио запись)




Список использованных источников


17-18


Приложения


19-39









1. Введение.

У истоков вопроса «колокольный звон»

Почему меня заинтересовала тема колокольного звона, спросите вы? Во-первых, в моей семье один из родственников был звонарем в Карагайской церкви. Во-вторых, мои бабушки Светлана Александровна и Любовь Михайловна в своем творчестве обращались к теме церкви и духовного становления личности. В-третьих, я уже пятый год обучаюсь в Карагайской музыкальной школе, поэтому изучение «колокольного звона» расширит мои знания в области музыки. Мои родители поддержали меня и решили помочь провести исследование о колокольном звоне.

Цель нашей работы: сохранение исторической памяти о колокольном звоне и профессии звонарь в Карагайском районе.

Задачи:

Узнать о моем прапрадедушке (звонаре Карагайской церкви);

Спросить родственников писали ли они о церкви и колокольном звоне;

Изучить виды колокольного звона в литературе;

Совершить путешествия в часовни и церкви Карагайского района

Спросить священников и звонарей о «колокольном звоне»;

Сделать выводы: профессия звонарь в наше время, сохранение и восстановление колоколов в Карагайском районе.

Думаем, что наше исследование будет интересно для меня. Мечтаю, что бы в результате исследования мне удалось самой побывать в роли «звонаря» и сочинить стихотворение про колокольный звон.



1.1 Мой прапрадедушка Тиунов Платон – звонарь в Карагайской церкви

Моя прабабушка Фадеева Надежда Георгиевна, рассказала мне:

Мой прадедушка работал звонарем в Карагайской церкви. В годы советской власти в семье открыто об этом не говорили. Но мой отец Тиунов Георгий Михайлович, сам рассказывало том, что его дед Тиунов Платон был звонарем. Если Тиунов Георгий Михайлович был 1892 года рождения, то его дед мог работать звонарем примерно с середины 19 века. Одна из главных причин, почему мы хотим изучать тему колокольного звона. Родословная цепочка: Мошева Татьяна Николаевна - Мошев Николай Юрьевич - Мошева Светлана Александровна - Фадеева Надежда Георгиевн - Тиунов Георгий Михайлович - Тиунов Михаил Платонович - Тиунов Платон (7 поколение) [Приложение 1].

1.2 Мои родственники писали стихи и эссе про церковь

Вторая причина выбора темы «колокольный звон», мои родные сами писали стихи о церкви. Моя бабушка Постаногова Любовь Михайловна написала эссе о своей деревне и Часовенке «Святое место» [5]. Моя бабушка написала: «В деревне до сих пор стоит часовенка, над которой не раз глумились в мою бытность «добрые люди». Кому-то понадобилось увезти потолок для своей конюшни, а недавно охотники выпилили дверной проём и стали прикармливать в божественный храм животных, чтобы сотворить здесь кровавую бойню. Крыша часовни обветшала. Но когда заходишь в это намоленное место, испытываешь такое чувство душевного покоя, что хочется возвращаться сюда вновь и вновь. Я люблю бывать здесь одна, чтобы не отвлекаться на обыденные разговоры. В этот момент можно заглянуть в себя, как в зеркало, и понять важность пребывания своего на этой Земле, ощутить свою причастность к её маленькой частичке и помечтать о восстановлении часовенки, хотя бы как памятника деревни». В домашнем архиве сохранилась фотография, где Любовь Михайловна идет с моей сестрой к часовне [Приложение 2].

В 2017 году в сборнике «Вперед! В прошлое… О памятниках культуры, архитектуры и природы Рождественского сельского поселения»[8] напечатали стихотворение «Небольшого размера Часовенка» моей бабушки Светланы Александровны Мошевой:


Небольшого размера Часовня

Охраняет в округе покой.

Преобразилась деревня,

Не стала безликой, пустой.

И с волнением в сердце

Люди шагают к ней…


Я не стала помещать все стихотворение в работу, но если у вас возникнет интерес, то в приложении поместила всё стихотворение и фотографию часовни [Приложение 3].

В 2018 году мы с семьей ездили в Храмы и церкви Карагайского района. Моя мама под впечатлением от поездок написала стихотворение «Колокольный звон»[7], где она передает тревогу за то, что не все храмы в Карагайском районе действующие. Мы помещаем в работе отрывок из стихотворения:


Разрушен Храм…

Надежд на спасенья нет – мысли в кровь:

Колокол сняли, закопав в землю,

Погубили Веру, растоптали Любовь.

Звона не слышно,

Вокруг стоит тишина.

Где перезвон колокольный, люди?

Звона не слышно! Чья в том вина?


Мы также решили поместить фотографию автора на фоне Воскресенской церкви и все стихотворение [Приложение 4].



1.3 Изучение литературы, виды колокольных перезвонов

Изучая литературу по теме исследовательской, нашла определение, что же такое «колокол». В Большой советской энциклопедии, написано «колокол [4, С. 1306] – это ударный сигнальный инструмент. Имеет форму полой срезанной снизу груши; Внутри колокола подвешен язык (ударник). Изготавливается из бронзы. Имеет звук определенной высоты, который извлекается раскачиванием самого колокола или языка». В статье А.В. Бородиной узнала [3], что с древних времен колокола применялись для созыва населения, для объявления тревоги и сбора войск. С середины 9 века колокольный звон – неотъемлемая часть религиозных церковных обрядов. Для колокола строились специальные звонницы и колокольни.

В статьях В.В. Кавельмех [2] и А.В. Бородиной [3] раскрывается классификация видов звона. Изучив статьи этих авторов, выделила самые основные звоны, по виду звучания: Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом. Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов. Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз.

Изучив различные источники: статьи по теме колокол [2,3,4,], стихотворения и эссе моих родственников [5,6,7,8] и факты из родословной [Приложение 1], мне показалась эта тема интересной. Я решила расширить свои знания и попросила родителей съездить в церкви и часовни Карагайского района для того, что бы еще больше узнать о «колокольном звоне».

2.Основная часть.

Путешествия в часовни и церкви Карагайского района

Мы с мамой определили места куда, мы отправимся, для изучения темы «колокольный звон в Карагайском районе» и обозначили их на карте карагайского района [Приложение 5]. Мой папа – Николай Юрьевич, так же поддержал нашу идею и согласился свозить нас. Начать наше путешествие мы решили с деревни Подволошино.

2.1Часовня в деревне Подволошино

У моей бабушки Постаноговой Любовь Михайловны есть две картины карагайского художника Постаногова Михаила: «Подволошино весной» и «Подволошино осенью» [Приложение 6]. Мне стало интересно узнать, что за местность и Часовня изображена на картине. Бабушка сказала:

Это моя малая родина. Здесь изображены дома моей бабушки и Часовенка.

Бабушка, а можно съездить в это место? – спросила я.

Да, давай съездим!

В июне 2015 года, задолго до исследовательской работы 2018 года, я впервые побывала в этом удивительном месте [Приложение 7]. Вспоминаю строки из стихотворения Любовь Михайловны [Приложение 2]:


Грусть-тоска вновь улетела туда,

Где таежный, заброшенный край.

И часовенка старая смотрит оттуда.

Для меня этот храм – Божий Рай.


В январе 2018 года мы снова приехали сюда, для того чтобы посмотреть часовенку [Приложение 8]. В это путешествие с нами отправилось очень много родственников: я, мама, сестра Аня, бабушки Света и Люба, сестра Любы –Надежда, мой дядя Миша с женой Ниной и дедушка Юра. Всем понравилась, это удивительно тихое место. Я увидела, что часовенка очень разрушена. Место, где был в колокол, сохранилось. Колокола нет уже давно. Кто его снял и когда неизвестно. Мечта моей бабушки восстановить эту Часовню. Сейчас здесь сделали кормушку для животных.

2.2 «Храм Рождества Христова» в селе Рождественское

В селе Рождественское Карагайского района Пермский край находится церковь «Рождества христова» [Приложение 9]. Обретясь, к эссе Н.А. Бабиной «Церковь рождества Христова»[1, С.5-6] мы узнали: «В Чердынских писцовых книгах (1623-1624гг.) говорится, что в погосте Верхнем Рождественском, на реке Обве есть храм Рождества Христова, а в храме образцов местных: образ Рождества Христова, средняя пядница, прикладу гривна , да у Спаса гривна басменная, серебряная, золоченая, двери царские и де – Иисус на красках, пречистая запрестольная на красках. Да у церкви дв. попа Феодосия Трифонова, дв. Дьячка Ивашка Федосеева, дв. пономоря Сеньки Никитина, дв. просвирницы Анны.

Старая церковь сгорела от «нечаянного запала» в апреле 1783 г. Крестьяне обратились господам Всеволоду Андреевичу Всеволожскому Ивану Лазаревичу Лазареву с просьбой построить новую церковь каменную или деревянную. Новая церковь была заложена 1800 году на средства Лазоревых и Всеволожских».

Летом 2018 года мы приехали в церковь «Рождества Христова» [Приложение 10] для того, что бы спросить батюшку Алексия о колокольном звоне. Он рассказал нам [9]: «Раньше в церквях работали обученные звонари. Во время службы люди, даже кто был не в храме, знали, что происходит в храме. Сейчас ремесло звонаря во многом утеряно, поэтому звонят самые простые перезвоны. Когда я пришел работать в церковь, колоколов здесь не было. Пришлось их заказывать у знакомых. Сейчас мы приобрели один большой колокол и три маленьких». Как истинные путешественники, мы попросили забраться на колокольню. Батюшка Алексий не отказал нам, сказав [9]: «Залезайте, если сможете! Там ступени разрушены».

Мы очень обрадовались, когда звонарь Иоанн, мальчик двенадцати лет, довольно рослый, повел нас на колокольню [Приложение 11]. По пути мы расспросили Иоанна [11]:

А кто тебя обучал?

Научился я звонить на станции Григорьевская, мы там жили. Вот только звоню я самый простой звон. В народе его называют «Три копейки – два рубля». Здесь мне приходится звонить каждую службу».

Я с большим энтузиазмом стали забираться по ступенькам. На фотографиях они выглядят прочными и массивными [Приложение 12]. На самом же деле, когда мы поднимались: все шаталось, потолок под нами ходил ходуном. Было ощущение, сейчас все разрушится, и мы улетим вниз. Я, мама и бабушка добрались только до второго яруса звонарни, подниматься дальше не стали. Иоанн с легкостью забрался на третий ярус, пролежав по ступенькам, которые были без перил, казалось, можно выпасть из окна.

Иоанн стал звонить в колокола. Мне показалась, что его звон искренний, чувствовалась душа и переживания звонаря Я решила, что работа звонаря опасная (надо забираться по разрушенным лестницам), но в то же время интересная. Когда играешь можно импровизировать.

Так как забраться наверх мы не смогли, то у нас получился вот такой необычный снимок колоколов. Можно назвать этот снимок «взгляд снизу» [Приложение 13].



2.3«Храм Василия Великого» в селе Нердва

Беседуя с батюшкой Алексием [9], мы узнали, что «Храм Василия Великого» (в Нердве) работает не каждые выходные.

А как же нам послушать колокольный звон в «Храме Василия Великого», – спросила я.

Приезжайте в Нердву 28 июня к 12.00, точно будет колокольный звон! – ответил батюшка Алексий.

Почему точно будет, – переспросила я.

Потому что 28 июня - 1030 лет со Дня крещения Руси. Во всех церквях и храмах России в 10.00 часов по московскому времени будут звонить в колокола, – ответил батюшка.

Мы приехали в Нердву всей семьей: я, мама, папа, Анюта и бабушка Люба. Я увидела, что церковь ремонтируют: заменяют кровлю [Приложение 14]. Мы поняли, что службы сегодня не будет, но решили подождать до 12 часов. Немного погодя к Храму подошла женщина.

Мы познакомились с женщиной и побеседовали [13]. Узнали, что ее зовут – Югова Евдокия Степановна. Она иногда звонит в колокола в «Храме Василия Великого» [Приложение 15]. Евдокия Степановна разрешила нам подняться на звонницу (звонница находится не на Храме, а вынесена отдельно).

Ровно в 12.00 зазвонили колокола. Евдокия Степановна, также как Иоанн звонила простой перезвон.

А можно, мне попробовать позвонить, – нерешительно спросила я.

Давай попробуй! – неожиданно для меня, мне решили позвонить.

Мне показалось, что звонить в колокола очень тяжело [Приложение 16]. Во-первых, тяжело управлять нитями. Во-вторых, необходимо выдержать нужный ритм. Когда я прослушала свой звон на записи, то поняла надо много тренироваться для достижения хорошего, красивого звона.

Когда мы спустились со звонницы, то расспросили Евдокию Степановну об истории колоколов «Храма Василия Великого». Она рассказала нам [13]: «Колокола, которые были на звоннице, сняли местные жители во время Великой Отечественной войны. Их сбросили в костер. В годы советской власти в церкви организовали Дом культуры. Примерно десять лет назад местные жители решили восстанавливать звонницу. Они построили отдельную звонницу рядом с Храмом Василия Великого. Колокола, которые сейчас находятся на звоннице, купил колхоз «Победа».

Мне понравилось, что Евдокия Степановна знает историю колоколов в Храме Василия Великого.

2.4 Церковь в деревне Воскресенск

После того, как мы с семьей побеседовали с Евдокией Степановной, папа повез нас в село Воскресенск. Я увидела, что церковь очень разрушена. Но выглядела красивой, так как ее звонница расположена высоко и крест помешен на тонком шпиле. Церковь по сравнению другими из тех, что мы видели у нас в Карагайском районе, выглядит очень изящно [Приложение 17]. Моя бабушка Люба обратила внимания на это. У церкви мы увидели, проходившую рядом женщину, мама спросила у нее [12]:

Расскажите, а кто поместил колокол на звонницу?

Колокол поместил Токарев Александр. Он живет в городе Перми, но часто приезжает в село. Для того чтобы забраться на звонницу местные жители сделали лестницу.

Если посмотреть на звонницу, то можно заметить один колокол [Приложение 18]. Забираться на колокольню мы не стали. Во-первых, заходить в церковь опасно, так как она ветхая. Во-вторых, даже если мои родители договорятся с ответственными за церковь о том, чтобы забраться на колокольню. Нет полной уверенности, что я не испугаюсь. Мне вспомнилась то, как не смогли забраться на звонницу «Храма Рождества Христова».

Наша семья порадовалась за жителей села Воскресенск, потому что на их церкви установили колокол. Хочется верить, что когда-нибудь восстановят эту церковь.

2.5«Храм Успение Пресвятой Богородицы» в селе Обвинск

У нас в Карагайском районе сложилась традиция раз в год 27 августа проходит Крестный ход от Рождественского храма до Обвинского храма (расстояние около 27 км.) В 2017 году я, мама и бабушка Люба ходили в Крестный ход. Так как мы решили изучить «колокольный звон», то в этом году снова отправились в Крестный ход.

В 12.00 участники Крестного хода отошли от Храма Рождества Христова в селе Рождественское [Приложение 19].

Всего было более ста участников Крестного хода [Приложение 20]. За нами ехал трактор, на котором был помещен переносной колокол. Весь Крестный ход били в этот колокол. Но мы не слышали звона, так как шли впереди. Шли мы очень быстро. Во время хода читали молитву: сначала мужчины, затем женщины. Молитвы, помогал удерживать нужный темп в ходьбе: «Господи Иисусе Христе – сыне Божий помилуй нас!»

Мы шли без перерыва примерно по 9 километров, потом отдыхали. На фотографиях можно увидеть привал [Приложение 21]. Всего отдыхали два раза. Когда проходили последний переход, казалось, что сил совершенно нет. Подходя к Обвинску, мы услышали праздничный перезвон колоколов. Звон этот был для меня удивительный, чудесный и восхитительный, так как я очень радовалась, что дошла весь Крестный ход до конца. На глазах появились слезы.

После того как мы услышали колокольный звон на «Храме Успение Пресвятой Богородицы» и до того как дошли до Храма нам пришлось еще более километра идти по селу.

Когда мы подошли к храму в 21.35 уже стемнело [Приложение 22]. Слыша, то как играл звонарь, я поняла что звонарь играет профессионально. Звон очень красивый: переливались между собой звуки маленьких колокольчиков, средних и отчетливо было слышно большой колокол.

К звонарю мы не подошли, так как очень устали. Обратите внимание на звонницу, она большая и высокая. Я сквозь темноту увидели, что на ней большое количество колоколов от маленьких до больших.

2.6«Храм во имя святителя Тихона Амафунского» в селе Карагай

Моя мама договорилась с батюшкой Иоанном о беседе про «Колокольный звон». К 11.00 мы приехали в «Храм во имя святителя Тихон Амафунтского» в селе Карагай [Приложение 23]. Батюшка Иоанн уже ждал нас. Он рассказал нам о «колокольном звоне» [10]: «Колокольный звон имеет чудодейственную силу. Ритмы воспроизводимые колоколом снимают моры и болезни. В детстве, я жил в Карпатах. Там были сильные грозы. Мой дедушка был звонарем, когда начиналась гроза спешил на колокольню для того чтобы бить в большой колокол. Гроза проходила. Сейчас мне не нравится, что вводят электронные звонницы. Профессия звонарь уходит в прошлое».

Батюшка Иоанн, а можно нам подняться на звонницу? – спросила я.

Можно! Только звонарь уже ушел. Ничего я сам поднимусь с вами! – сказал батюшка Иоанн.

Я с батюшкой Иоанном и мамой стали подниматься на звонницу. Ступени здесь хотя и разрушены (в некоторых местах), но подниматься безопасно. Батюшка Иоанн рассказал нам о звоннице:

Это новая звонница. Старую звонницу снесли в годы советской власти. Ее размер был больше. Обратите внимание на толщину стен, которая в основании звонницы (больше метра). Лестницы вмонтированные в стену и расположены по спирали.

Когда мы поднялись на звонницу, то батюшка показал нам особенности звучания колоколов [Приложение 24]:

Батюшка Иоанн, а колокола которые на церкви, новые или старые?

Колокола со дня основания церкви. На них выбита печать «Вятская губерния», – ответил батюшка.

А кто работает у вас звонарем? – спросила я.

Звонарь Томилов Валерий. Его учила звонить тетя Тася. –ответил мне священник.

Я рассказала о нашем родственнике, который тоже был звонарем:

Наш прапрадедушка (в 7 поколении) Тиунов Платон примерно в середине 19 века был звонарем в этой церкви. Сохранилась ли у вас какая-то информация?

Нет, все документы по церкви передали в Карагайский архив, в настоящее время они переданы в Краевой архив в Пермь. Я делал запрос о том, чтобы нашли информации о нашем храме. Мы получили отрицательный ответ, – ответил батюшка.

Мне понравилось, что в «Храме во имя святителя Тихона Амафунтского» сохранились колокола со дня основания церкви.

3. Заключение.

Размышления после путешествий

Мы, как запланировали, совершили путешествия в часовни и церкви Карагайсакого района. Решили на карте отметить все церкви, которые мы проехали [Приложение 25]. Обращаем ваше внимание на то, что мы планировали посетить шесть церквей, но в ходе исследования решили съездить в церковь в селе Богоявленка [Приложение 26]. Это путешествие мы совершили в первых числах января 2019 года. Там я увидели, что церковь последний раз открывалась в августе 2018. Звонницы не увидела. После путешествия хотим сделать выводы о профессии звонарь и восстановление колоколов в Карагайском районе. Для этого мы составили таблицу [Приложение 27].

3.1 Восстановление колоколов (+стихотворение Мошевой Тани)

Я (со своими родными) в ходе исследования побывала в 7 церквях, в 5 из них колокола были сняты в годы Советской власти. Судьба колоколов двух церквей неизвестна. Как восстанавливали колокола, мы поместили в диаграмме [Приложение 28].

В Карагае колокола, прятали, когда пришли «хорошие времена» их достали. В Воскресенске, Нердве и Рождественском – колокола восстановили. В Рождественском – собирали средства с населения, а батюшка Алексий заказывал «новые колокола»; в Воскресенске, народ сам собирал средства и устанавливал колокол; в Нердве – колокола для церкви купили руководители колхоза «Победа». В Часовне Подволошино и церкви Богоявленка не слышно колокольного звона. Я представила, что там есть колокол и сочинила стихотворение «Колокол в заброшенной деревне»:


Тихо в небесах колокол живет,

Скучные он дни проводит напролет,

Только иногда песни он поет,

Но никто не слышит и не подойдет.

Лишь одну картину видит он всегда:

Речка, мост, трава,

Солнце, град, снега.

Подойди поближе, он тебе споет.


3.2 Профессия звонарь (+аудио запись)

В ходе нашего исследования, я поняла, что в Карагайском районе нет профессиональных звонарей. Из диаграммы видно, что из семи храмов только в пяти есть звонари [Приложение 29]. Профессиональных звонарей нет. Это ремесло передается из поколения в поколение: Валерия Томилова (Карагай) научила звонить тетя Тася, Иоанна (Рождественское) научил звонить на станции Григорьевская Саша Кошкин и т.д.

Со слов батюшки Иоанна, в наше время входит в моду «электронный звонарь» - это оборудование управляет звоном. Но мне кажется, что живой человек будет играть с душой, а оборудование, как «заведенная пластинка». В заключение моей защиты планирую показать, как я била в колокола в селе Нердва. Это очень тяжелое и трудное занятие, учась в музыкальной школе уже четыре года, мне с первого раза было трудно понять все нюансы.

















Список использованных источников

Статьи и рукописи:

1.Бабина, Н.А. «Церковь рождества Христова» [статья] // Вперед! В прошлое… О памятниках культуры, архитектуры и природы Рождественского сельского поселения. – С. 5- 6.

2.Кавельмех, В.В Способы колокольного звона [статья] //Колокола: история и современность. – М., 1985. – С. 20-28.

3.Колокольный звон [статья] // А.В. Бородина Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2003.

4.Колокол [статья] // Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1973. –С. 1306.

5.Постаногова, Л.М. Святое место [эссе] // http://biblioteka.rozhdestvensk-history.ru

6.Мошева, Т. Тихо в небесах колокол живет… [рукопись]. – Костьящер, 2018. – 1 с.

7.Мошева, Н.И. Колокольный звон [рукопись]. – Костьящер, 2018. – 1 с.

8.Мошева, СА. Небольшая размером часовенка… [стихотворение] // Вперед! В прошлое… О памятниках культуры, архитектуры и природы Рождественского сельского поселения. – Фрорлово, 2016. – С. 16.

Беседы (встречи с людьми):

9.Батюшка Алексий. О колокольном звоне в «Храме Рождества Христова» в селе Рождественское [беседа]: интервью провела Т. Мошева. – Рождественское: июнь, 2018.

10.Батюшка Иоанн. О колокольном звоне в «Храме во имя святителя Тихона Амафунского» в селе Карагай [беседа]: интервью провела Т. Мошева. – Карагай: сентябрь, 2018.

11.Звонарь Иоанн. О колокольном звоне и профессии звонарь [беседа]: интервью провела Т. Мошева. – Рождественское : июнь, 2018.

12.Местная жительница села Воскресенск Колокол в селе Воскрсресенск [беседа]: интервью провела Т. Мошева. – Воскресенск: июнь -2018.

13.Югова Евдокия Степановна: звонарь О колокольном звоне в «Храме Василия Великого» в селе Нердва [беседа]: интервью провела Т. Мошева. – Нердва: июнь -2018.

14.Фадеева Надежда Георгиевна Тиунов Платон – звонарь Карагайской церкви [беседа]: интервью провела Т. Мошева. – Павловск: январь -2018.























Приложения

Приложение 1

Слайд 1 – Родословная Мошевой Татьяны Николаевны


t1588764188aa.jpg

Мошева Татьяна Николаевна

-Мошев Николай Юрьевич-

Мошева Светлана Александровна-

Фадеева Надежда Георгиевн-

Тиунов Георгий Михайлович-

Тиунов Михаил Платонович-

Тиунов Платон (7 поколение)





Приложение 2

Фотография 1 – Постаногова Любовь и моя сестренка Аня в Подволошино Январь, 2018


t1588764188ab.jpg

Стихотворение 1 – Постаногова Любовь Грусть- тоска вновь улетела туда…

Грусть-тоска вновь улетела туда,

Где таежный, заброшенный край.

И часовенка старая смотрит оттуда.

Для меня этот храм – Божий Рай.

Нет милей, долгожданнее чуда.


На пороге родном постоит моя грусть,

К древней липе прижмется щекою.

Напоит меня сладкой негою пусть,

За живое задев, не давая покоя.

Может, в этом и есть жизни суть







Приложение 3

Фотография 2 – Часовня в деревне Старкова


t1588764188ac.jpg

Стихотворение 2 – Мошева Светлана «Небольшого размера часовенка»

Небольшого размера Часовня

Охраняет в округе покой.

Преобразилась деревня,

Не стала безликой, пустой.

И с волнением в сердце

Люди шагают к ней…

А приоткрытая дверца

Словно зовет: «Смелей!».

Чистый образ Святой Богородицы.

Замирает сердце стук…

Вмиг забыты все неурядицы

И отступает недуг.

Маленькая Часовенка,

Построенная лет десять назад,


Чтоб стал народ духовный.

Не гасло пламя лампад.

«Отрада и Утешение»-

Божьей Матери добрый лик,

Православие продолжение

И крестов золотистый блик.

Верой народ проникается –

В селах и городах

Люби к иконам склоняются

В больших и малых церквях.

Пусть молодая Часовня,

Но годы бегут, как река.

Потомки, историю помня,

Ее сберегут на века







Приложение 4

Фотография 3 – Мошева Таня с мамой у Церкви в деревне Воскресенск


t1588764188ad.jpg

Стихотворение 3 – Мошева Наталья «Колокольный звон»

Разрушен Храм…

Надежд на спасенья нет – мысли в кровь:

Колокол сняли, закопав в землю,

Погубили Веру, растоптали Любовь.


Звона не слышно,

Вокруг стоит тишина.

Где перезвон колокольный, люди?

Звона не слышно! Чья в том вина?


Подбери осколки битой меди,

Отыщи в них памяти зыбкую нить.

В меди той живет любовь к России,

Через перезвон в душе откроется родник


Приложение 5

Карта 1 – Места, куда предполагаем, совершить путешествия


t1588764188ae.jpg












Приложение 6

Картина 1– Постаногов Михаил «Подволошино весной»


t1588764188af.jpg


Картина 2 – «Подволошино осенью»


t1588764188af.jpg











Приложение 7

Слайд 2 – Таня Мошева, Нина Постаногова и Любовь Михайловна у часовни в деревне Подволошино, июнь 2015


t1588764188ag.jpg


Приложение 8

Фотография 4 – Таня Мошева у часовни в Подволошино, январь 2018


t1588764188ag.jpg

Приложение 9

Фотография 5 «Храм рождества Христова» село Рождественское


t1588764188ah.jpg


Приложение 10

Фотография 6 Мошева Таня у «Храма Рождества Христова» село Рождественское, июнь, 2018


t1588764188ah.jpg

Приложение 11

Фотография 7 – Звонарь Иоанн


t1588764188ai.jpg


Приложение 12

Слайд 3 Подъем на звонницу в «Храме Рождества Христова», июнь 2018


t1588764188aj.jpg



Приложение 13

Фотография 8 – Колокола В Рождественской церкви, июнь 2018


t1588764188ak.jpg


Приложение 14

Фотография 9 – Мошева Татьяна, Анна и мама. Храм Василия Великого, Село Нервда 28 июня 2018


t1588764188al.jpg

Приложение 15

Фотография 9 – Югова Евдокия Степановна: звонарь в «Храме Василия Великого» в Нердве, июнь, 2018


t1588764188am.jpg


Фотография 10 – Югова Евдокия Степановна: звонарь в «Храме Василия Великого» в Нердве и Мошева Таня, июнь, 2018


t1588764188an.jpg


Приложение 16

Фотография 11 – Мошева Таня звонит в колокола в Нердве, июнь 2018


t1588764188ao.jpg


Приложение 17

Фотография 12 – Мошева Таня у церкви в селе Воскресенск


t1588764188ap.jpg

Приложение 18

Фотография 13 – На звоннице виден колокол


t1588764188aq.jpg


Фотография 14 – Одинокий колокол на церкви село Воскресенск


t1588764188ar.gif


Приложение 19

Фотография 15 – Участники Крестного хода у Храма Рождества Христова село Рождественское 27 августа 2018


t1588764188as.jpg


Приложение 20

Фотография 16 – Участники Крестного хода


t1588764188at.jpg


Приложение 21

Фотографии 17-18 – Мошева Таня во время привала, 27 августа 2018


t1588764188au.jpg


t1588764188av.jpg



Приложение 22

Фотография 19 – «Храм Успение Прясветой Богородицы» село Обвинск, 27 августа 2018


t1588764188aw.jpg


Приложение 23

Фотография 20 – Мошевы Татьяна и Анна у «Храма во имя святителя Тихона Амафунтского», Село Карагай, 22 сентября 2018


t1588764188ax.jpg

Приложение 24

Фотография 21-22 – Батюшка Иоанн рассказывает о колоколах, Село Карагай, 22 сентября 2018


t1588764188ay.jpg



t1588764188az.jpg




Приложение 25

Карта 2

t1588764188ba.jpg


Приложение 26

Фотография 23 .– Мошева Татьяна храме в Богоявленке, январь 2019


t1588764188bb.jpg

Приложение 27

Таблица 1 – Профессия звонарь и восстановление колоколов в Карагайском районе



Название храма, часовни

Звонарь

Колокола сейчас

В советское время

2.1

Часовня в деревне Подволошино


нет

нет

Не известно

2.2

«Храм Рождества Христова» в селе Рождественское


Иоанн

Есть


Купили новые колокола на средства народа



Убрали с храма

2.3

«Храм Василия Великого» в селе Нердва



Евдокия Степановна

Есть


Купил новые колхоз «ПОБЕДА»


Сжигали в костре во время Великой Отечественной войны

2.4

Церковь в деревне Воскресенск



Токарев Александр

Есть

Купили новый колокол, на средства местных жителей

Сняли

Хотели снять крест со звонницы, не удалось


2.5

«Храм Успение Пресвятой Богородицы» в селе Обвинск



Есть звонарь

Есть


Много видов колоколов


Не известно

2.6

«Храм во имя святителя Тихона Амафунского» в селе Карагай



Томилов Валерий

Есть


Колокола со времен основания церкви



Прятали

2.7

Церковь в селе Богоявленка


Не известно

Нет

НЕ видно, может быть выносной колокол!!!


Не известно


Приложение 28

Диаграмма – Восстановление колоколов в Карагайском районе





































Количество

церквей

Количество церквей, где есть колокола

Колокола со дня основания

Колокола покупали в наше время

НЕТ

колокола


Приложение 29

Диаграмма – Звонари в Карагайском районе





































Количество

церквей

Количество звонарей

Звонари самоучки

Звонари профессия

В церкви нет звонаря


38


Опубликовано в группе «О малой РОДИНЕ с любовью...»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 06.05.20 в 14:39 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную интересную работу!
Наталья Игоревна, 06.05.20 в 14:51 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за положительный отзыв, Марина Юрьевна.
Елена Владимировна, 06.05.20 в 17:19 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Игоревна. Вы с ребятами проделали очень большую и интересную работу.
Наталья Игоревна, 07.05.20 в 05:33 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.