Научно-исследовательская работа «Колокола»

1
0
Материал опубликован 20 December 2017

Колокола

Ермолинская Елена Валерьевна

учитель истории

БОУ Ню Мр ВО «Левашская основная

общеобразовательная школа»

посёлок Леваш

2017 г

Содержание

1.Введение (стр. 3)

2.Что такое колокол (стр. 3)

3.История возникновения и применение колоколов (стр. 3 – 5)

4.История существования колоколов на Руси (стр. 5 - 8)

а. Первые упоминания о колоколах на Руси

б. Развитие колокольного дела на Руси

в. «Царь-колокол»

5.Действие колокольного звона (стр. 8 – 9)

6.Устройство колоколов (стр. 9 – 10)

7.Изготовление колоколов: особенности производства колоколов (стр. 10 – 11)

8. Группы колоколов (стр. 11 – 12)

9.Виды колокольного звона (стр. 12 – 14)

10.Колокольни Нюксенского района (стр. 14 – 16)

11.Вывод (стр. 16 – 17)

Введение.

Актуальность. Все чаще и чаще можно услышать, что в каком-то населенном пункте восстанавливают храм. Совсем недавно в газете «Новый день» была заметка о том, что на колокольню храма Агаппита Маркушевского, расположенного в Нюксенице были установлены колокола. Мне стало интересно, почему при храмах были колокольни.

Основной целью моей работы было узнать историю колокола, его устройство, виды колокольных звонов и их использование и попробовать определить при каких церквях Нюксенского района были колокольни.

Методика исследования. В краеведческой литературе точных сведений об этом оказалось не так много. Ни в Архиве Нюксенского района, ни в краеведческом музее нам не предоставили никаких материалов. Поэтому для составления работы мы обратились к сведениям, находящимся в Интернете. Обратились в Великоустюгский филиал Вологодского архива.

Что такое колокол.

Колокол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Колокола - один из самых древнейших музыкальных инструментов. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. В народе колокольчики называют по-разному: звоночки, звонцы, балаболки, чеботочки, бубны, орлики, голубки, котелки, горланчики, пичужницы.

История возникновения и применение

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы. колокольчиков.

Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.

Родиной христианских колоколов считается итальянский город Нола в провинции Кампана. По приданию епископ этого города святой Понтий Мироний Павлин Милостивый, возвращаясь однажды домой, прилёг отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел ангелов, раскачивающих колокольчики, которые издавали нежные звуки, похожие на ангельское пение. Вернувшись домой, святой Павлин приказал мастерам отлить копию полевого цветка. Отлитый колокол издавал звук, похожий на глас Божий, звон.

Применение колокольчиков было разнообразно. Благодаря приятному и несильному звуку, их использовали, как сигнальный инструмент: подвешивали на шею пасущихся домашних животных, сигнал для прислуги, извещение о приходе гостей. Звоном указывали дорогу заблудившимся. Колокола били тревогу, когда случался пожар, созывали воинов, приветствовали победителей.

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.

История существования колоколов на Руси.

Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала.

Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.

Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в.

Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.

Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824), которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.

После нашествия татаро - монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.

В XIV в. литейное дело возобновляется. Центром литейного дела становится Москва. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.

Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа св. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старонемецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.

К XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.

  1. При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. В это время в Москве при храмах насчитывалось до 5000 колоколов. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). Особое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз.

Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).

До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.

С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями.

В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов. В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными. В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817 г. колокол "Большой Успенский" ("Царь-колокол") весом 4000 пудов (отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих колоколов в России.

  1. Самый лучший по тону и звуку.

Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый "Благовестник". На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие - Крымская война - в прозе и картинах. Монастырь в 1854 г. подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев.

Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой "Сысой" (Получил название в память Ростовского митрополита Ионы (Сысоевич)) весом 2000 пудов отлит в 1689 г., "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г., "Лебедь" весом 500 пудов отлит в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13.

Самый большой из действующих в мире колокол, отлитый в 1632 г. весом 4685 пудов, находится в Японии в городе Киото. Колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов и колокол, получивший название "Новый колокол", весом 3600 пудов.

Действие колокольного звона на человека

Существовали многочисленные представления о колоколе, оберегавшем всё живое от злых и тёмных сил. На одном из колоколов надпись гласит: "Пока я звоню, пусть далеко отступят огонь, град, гром, молния, голод, зараза, меч, сатана и нечестивый человек."

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило - коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое.

В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определенный лад. Не зря колокол называют "звуковым солнцем", благовестом. Колокольные звоны применяли в лечении заболеваний, таких как гипертоническая, язвенная болезни, бронхиальная астма и другие. Применение колокольных звонов - простое и подкупает тем, что больной, не владеющий музыкальными инструментами, мог сам принимать участие в сеансе. Он сам находит для себя нужный тон, ритм и сочетание с другими колоколами.

Волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.

Может, поэтому столь велико воздействие колоколов на душу человека.

Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи, буквально за несколько секунд уничтожает тифозную палочку.

Наши предки, догадываясь об этом, во время эпидемии звонили в колокола круглосуточно. Причем против каждой конкретной хвори - специальным звоном. Это было требование самого царя, который по сему поводу издал даже специальный указ. До сих пор остается загадкой: не связаны ли послереволюционные моры и эпидемии брюшного тифа с запретом в 20-х годах колокольного звона. Любопытно, что нынешние звонари очень редко болеют простудой, хотя звонят на ветру и на холоде...

Устройство колокола.

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

Точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.

Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.

Толщиною стен колокола.

Правильным подвешиванием колокола.

Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Части колокола соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.

Устройство типичного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык,

10. заплечики

Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:

- горизонтальные пояски и бороздки

- орнаментальные фризы (растительные и геометрические)

- выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание

-рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.

Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.

Изготовление колоколов: особенности производства колоколов.

Изготовление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.

В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы.

Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов.

К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

Группы колоколов

При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука.

Во многих храмах различаются следующие колокола:

Праздничный (благовестники)

Воскресный

Полиелейный

Простодневный (будничный)

Малый (или пятый)

Благовестники

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

Праздничные колокола

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

Воскресные колокола

Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

Постные колокола

Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

Полиелейные колокола

Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

Будничные (простодневные) колокола

Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.

На практике хорошо зарекомендовал себя следующий набор колоколов: 2 басовых, 3-4 теноровых 3-4 зазвонных

Виды звонов

На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона, каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится, прежде всего, благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря. Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.

2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном.

В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.

Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…

Колокольни Нюксенского района.

На территории Нюксенского района к 2004 году сохранилось одиннадцать памятников православной культуры 18-19 веков, пять из которых находится в бедственном состоянии, шесть почти разрушены.

Название церкви

Год

Местоположение

1

Христорождественская Брусенская

1805

д.Брусенец

2

Воскресенская Брусноволовская

1847

д.Брусноволовский Погост

3

Богоявленская Городищенская

1803

с.Городищна

4

Христорождественская Кишкинская

1867

д.Кишкино Нюксенское СП

5

Николаевская Бобровская

1852

д.Подол Нюксенское СП

6

Воскресенская Бобровская

1800

д.Бобровское

7

Воскресенская Сученгская

1853

д.Борщевик Востровское СП

8

Михаило-Архангельская Сученгская

1824

д.Сокольная Востровское СП

9

Георгиевская Дмитриевская

1730

д.Дмитриево Нюксенское СП

10

Знаменская Березовослободская

1858

д.Березовая Слободка

11

Николаевская Верхнеуфтюгская

1826

д.Ивановская Нюксенское СП

Воскресенская Сученгская церковь расположена не левом берегу реки Сухоны в д.Борщевик. Первоначально здесь были две одноэтажные деревянные церкви и стоящая отдельно колокольня. На колокольне находилось четыре колокола весом в 20, 6,2 и полпуда. В 1853 году было закончено строительство каменного храма, а колокольню украшали уже шесть колоколов: самый большой весил 61пуд 1\3 фунта, второй-23 пуда, третий-10 пудов, четвертый-6пудов, пятый-1 пуд20 футов, а самый маленький-30 фунтов.

Михайло-Архангельская Сученгская церковь расположена на правом берегу р.Левая Сученьга в д. Сокольная. В 1824 году была построена каменная церковь вместо деревянной «старанием прихожан». Позже к ней с западной стороны была пристроена колокольня, на которой в 1900 г. было пять колоколов. Самый большой весил 50 пудов 10 футов.

«Тщанием прихожан» в 1805 году на Городище, недалеко от устья р. Брусенки была построена каменная одноэтажная церковь с колокольней. На колокольне было 10 больших и малых колоколов общим весом 246 пудов.

Богоявленская Городищенская церковь расположена в центральной части с. Городищна. До настоящего времени сохранился основной массив здания, главы и колокольня были разрушены в 1930 году.

Кишкинская Христорождествеская деревянная одноэтажная церковь в одной связи с таковою колокольней, на которой было пять колоколов. Самый большой весом 26 пудов 30 футов.

Воскресенская Бобровская церковь. Колокольня была построена в 1850 г., на ней было 6 колоколов. Самый большой весом 40 пудов.

Вывод.

Проведя свои исследования, я узнала много об истории колокола, его устройстве. О том, что колокольный звон не только приятен, но еще и полезен для человека. А также определил, что почти при всех храмах Нюксенского района были колокольни, на которых было по несколько колоколов, чаще всего пять-шесть. Больше всего колоколов-10, было на Воскресенской Брусноволовской церкви. Самый большой колокол весил 61 пуд 1\3 фута, находился на колокольне Воскресенской Сученгской церкви Востровского поселения. Там же находился и самый маленький колокол весом 30 футов. К сожалению сельские жители не могут радоваться этой замечательной музыке, т.к все колокольни разрушены, а ведь большинство из них были построены на пожертвования наших прабабушек и прадедушек.

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.

А сердце, окрыленное мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, богу,

В душе звенят и светлый лик Христа
Встает перед тобой из ниоткуда.
Какое счастье, Боже мой, когда
Являешь ты нам радость, даришь чудо.

Прости же и спаси ты грешных нас,
Когда мы вновь сбиваемся с дороги,
А звон колоколов в урочный час
Пусть позовет вновь подвести итоги.  

Литература:

Церковно-исторический атлас Вологодской области.

Материалы Интернета

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.