Доклад на тему «Аутоагрессивное поведение подростков»

0
0
Материал опубликован 8 January 2019

Введение

             Различные отклонения в поведении часто встречаются у подростков. Аутоагрессия,  как нарушение норм поведения, в последние годы приобрела массовый характер. Эта проблема находится в центр внимания, как педагогов, так и общественности. Подростковый возраст – это время когда строятся планы на будущее. У подростков склонных к аутодеструкции будущего нет, если не корректировать модель его поведения. Подросток в силу незрелости своего умственного развития и нестойкости психики не осознает в полной мере силы разрушающего воздействия, которое он оказывает на свой организм. Аутоагрессия угрожает жизни и здоровью подростка, так как ведет не только к психической, но и физической деградации личности. Подросток, имеющий одно из деструктивных отклонений, если с ним не работать в плане мотивации к изменению поведения, то количество и качество отклонений идет в сторону увеличения.  Нарастание идет со скоростью «снежного кома». Помочь себе сам подросток не может, а просить помощи у педагогов он не хочет, так как он не осознает всей ответственности за себя самого и свое будущее. Вовлечение подростка в один вид отклоняющегося поведения влечет за собой и другой. Обусловлено это обстоятельство рядом причин:

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. Начиная с психо-гормональных процессов и перестройкой Я-концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков.

В-третьих, противоречия обусловленные перестройкой механизмов социального контроля (сознательная самодисциплина и самоконтроль еще не сложились и не окрепли). Личностные особенности и способы реагирования на трудные жизненные ситуации еще не сложились.

 Это только часть «айсберга», касающаяся психологических особенностей подросткового возраста. Есть еще и проблемы, связанные окружением, которое может значительно усложнить или упростить адаптацию молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Подростки сегодня особенно нуждаются в помощи воспитателей и наставников. Актуальны методы, основанные на учете принципов индивидуального подхода в коррекционной работе с подростками. Средства воспитательной работы должны подбираться исходя из личностных характеристик каждого отдельного подростка. Так же нельзя упускать из виду, что подросток  это целостная личность. А поэтому способы исправления отдельных недостатков, есть способы дополнительной специфической коррекции психического развития подростка, непосредственно связанные с общим развитием личности. Таким образом, основной целью работы я считаю создание условий для позитивной социализации подростков, снижение уровня аутоагрессии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

 Во-первых, проанализировать литературные источники, касающиеся аутоагрессивного поведения подростков, причины его возникновения.

 Во-вторых, описать опыт работы по снижению аутоагрессии у подростков.

 Глава 1. Аутодеструктивные формы поведения.

Прежде чем приступить к теоретическому  анализу аутодеструктивных форм поведения, необходимо определиться с определениями:

Аутоагрессия – это готовность субъекта к агрессивному поведению направленного на самого себя, т. е. последовательности действий, направленных на нанесение физического или психического ущерба, вплоть до уничтожения самого себя. Чаще  всего она бывает вызвана отрицательными жизненными обстоятельствами и  эмоциональной  неустойчивостью психики.

Аутодеструктивные формы поведения – это все виды поведенческих отклонений ведущих к разрушению личности.

I.1. Пьянство и алкоголизм.

 Пьянство – это систематическое либо, чрезмерное употребление спиртных напитков.

 Алкоголизм – это заболевание, проявляющееся в виде физической или психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной,  психической или физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.

Ежегодно увеличивается количество подростков состоящие на учете у нарколога.  Это свидетельствует о том, что они задерживались в нетрезвом виде в общественных местах органами правопорядка.  Остальные подростки, то же имеют опыт употребления алкоголя, но только в кругу семьи или в группе товарищей.

Алкоголизм никогда не возникает внезапно. Он формируется на основе бытового пьянства, которое является его предварительной, начальной  фазой. Если злоупотребле6ние спиртным становится длительным, то оно неминуемо превращается в алкоголизм. В настоящее время в связи с широким  распространением алкогольной продукции возникла проблема подросткового алкоголизма. Все чаще в медицинской практике встречаются 8-10 - летние алкоголики. Чем раньше человек начинает употреблять алкоголь, тем выше вероятность возникновения у него алкоголизма. У подростков алкоголизм  может возникнуть уже через несколько месяцев бытового пьянства.  Поэтому всех замеченных за употреблением спиртных напитков подростков следует отнести к группе риска. Нередко подростки начинают употреблять спиртное под влиянием окружающей среды: семьи, друзей, дворовой компании.

 Профилактически важно не допускать приема алкоголя детьми и подростками, ни по какому поводу, ни в какой дозе.

 Преобладающие мотивы употребления спиртных напитков среди подростков (сноски, где брала цифры)

1)    праздники в кругу семьи (62,6% мальчиков, 75,7% девочек);

2)    по случаю праздника в компании друзей (каждый 4 мальчик, каждая 5 девочка);

3)    «просто так за компанию» пили спиртное 8,7% мальчиков, 3,9% девочек

 Как показывает анализ мотивов, девочки чаще мальчиков употребляют спиртное по праздникам в кругу семьи, а мальчики – в компании друзей, по праздникам и просто так, то есть алкоголизация девочек ограничивалась домашними рамками.

 Развитию алкоголизма у подростков способствует раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления».  Если человек, страдает какой – либо формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодых людей алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

 Известный психолог Р.Мерток, автор теории «двойной неудачи», считает,  что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни  активной противоправной. То он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет к саморазрушению его личности. В условиях,  когда часть молодежи не имеет возможности для достойного личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, становиться своеобразным компенсирующим средством.

 Неумеренное употребление спиртных напитков ведет к потере человеческого достоинства, моральной распущенности и утрате контроля над своим поведением и действиями.

 Стержневым моментом во всех вариантах употребления спиртных напитков, медицина считает патологическое влечение к алкоголю. Это обуславливает постоянную интоксикацию организма, вследствие продолжающегося приема алкоголя, что в свою очередь вызывает усиление влечения. Состояние опьянения ведет к расторможенности сдерживающих центров коры головного мозга, что представляет серьезную опасность, как для окружающих. Так и для самого употребляющего алкоголь.

 I.2. Наркомания и токсикомания.

 Наркомания – это заболевание, выражающееся в физической и психологической зависимости от наркотических средств, непреодолимому влечению к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.

 Токсикомания – это так же заболевание, но вызванное употреблением не наркотических, а иных средств, формирующих зависимость оказывающих разрушающее действие на организм и психику подростка.

 Психическая зависимость – развитие постоянной, непреодолимой потребности в психоактивных веществах.  Она проявляется в интенсивном желании принимать их постоянно, без чего возникает сильное чувство душевного дискомфорта.

 Физическая зависимость – это состояние (привычка), возникающая при приеме наркотиков. Физическая зависимость формируется после психической зависимости. Наиболее заметным признаком ее является синдром абстиненции.  Другим симптомом зависимости служит компульсивное (непреодолимое) влечение к наркотику. Третий симптом – возможность хорошего самочувствия только в состоянии наркотического опьянения. Без этого наркоманы испытывают физический дискомфорт «ломку».

 Точно определить содержание и объем  понятия  «наркотик»   теоретически и практически очень сложно. Вызвать наркотическую зависимость могут не только собственно наркотики, но и  некоторые лекарства, а так же некоторые психические вещества, обладающие психоактивным действием.

 Широкое злоупотребление наркотиками среди подростков и молодежи во многом определяется модой. Молодые наркоманы предпочитают наркотики, которые можно нюхать, курить или принимать таблетки. Выбор вида наркотиков определяется не только модой, но и ценой, легкой доступностью, степенью прилива сил и бодрости, усилением половой потенции (временным).

        Кроме непоправимого вреда здоровью, общественная опасность наркомании заключается, прежде всего, в том, что она выступает в роли существенного криминогенного фактора, способствующего совершению различных, нередко тяжких преступлений.

 Лица, злоупотребляющие наркотиками, обладают повышенной виктимностью и нередко становятся жертвами преступлений. В ряде случаев возникает повышенная агрессивность, эксцентричность поведения и даже паранойя. В состоянии депрессии наркоманы чаще всего совершают самоубийства.

  В настоящее время учащихся замеченных в регулярном употреблении наркотических или токсических средств нет. Хотя примерно 90% учащихся сирот имеют опыт употребления токсических средств. Иногда бывают рецидивы, но, как правило, подростки для этого уезжают из училища. «Дышат» и «нюхают» в компании старых приятелей. Наркомания в связи с дороговизной употребляемых препаратов нашим учащимся не доступна. Свободных денежных средств у них нет.

 I.3. Бродяжничество.

  Бродяжничество – социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны, либо в пределах населенного пункта, города.

  За девяностые годы двадцатого века численность бродяжничающих подростков возросла в России в полтора раза. Дети бегут от родительской жестокости, асоциального образа жизни царящего в отдельных семьях, бегут от антипедагогического обращения в детских домах – интернатах.

  На сегодняшний день побеги из дома и безнадзорность так называемого «уличного племени», к которому относят детей, формально не сбегающих, но возвращающихся в дом  лишь для ночного сна, да и то не всегда, составляют острую проблему воспитания. 

Какие же силы влекут ребенка в стихию полного тревог бродяжничества?  Сочувствие к учителям  значительно убывает, когда на побег из дома удается взглянуть не только глазами специалистов, занимающихся изучением отклоняющегося поведения подростков, но и глазами самих подростков, испытывающих отчуждение, а то и враждебность к своей семье, школе, окружающим.

 Первый побег из дома пробивает психологический барьер, удерживающий подростков от такого поступка, и сразу меняет их жизненную позицию. Подростки, склонные к побегам из дома. Начинают активно действовать в этом направлении: ищут новые места обитания, роют землянки, оборудуют подвалы и т. д. Продолжая дружить вне ситуации бродяжничества, они договариваются о времени следующего побега из дома, уже без связи с конкретным поводом. А так же помогают тем,  кто находится в бегах продуктами и вещами, поддерживают их морально. Возникает своеобразный «клан» время от времени бродяжничающих детей.

  В инициативной группе побеги учащаются. К ним начинают присоединяться дети, конфликтные ситуации которых не столь драматичны. Уходя из дома на 2-3 дня, такие дети составляют резерв инициативной группы психологически допускающей бродяжничество как приемлемую форму существования.

 Появление «резерва» - очень грозный знак.  Эти дети, во-первых, не выглядят столь одиозно в глазах сверстников и их родителей (дети из инициативной группы не пользуются популярностью из-за явной педагогической запущенности и неблаговидности поведения их родителей). Во-вторых, эпизодические побеги из дома, в общем-то, послушных и успевающих детей не вызывают столь энергичных воспитательных мер из-за нежелания учебного заведения портить свою репутацию. Возможность побега из дома становиться не чрезвычайным происшествием среди явно несчастных детей, а одной из форм непослушания. Складываются определенные традиции бродяжничества, и их существование, не связанное теперь с инициативной группой определенных лиц, подталкивает к бродяжничеству других, уже не столь запущенных подростков.

 Порой достаточно просто внимательно присмотреться к тому, как дети в обстановке бесконтрольного общения строят свои отношения, чтобы понять,  чего им не достает в обычной жизни?

   В- первых, это признак одинаковых судеб. Бродяжничающие дети не любят тех, кто присоединился к ним из любопытства или желания отомстить родителям. Они ценят хороших взрослых и не любят в своей среде капризничающих баловней. Во-вторых, свойственная им демократичность общения. Выделятся каким-либо преимуществом, как это свойственно их благополучным сверстникам не дозволяется. В-третьих, облегченная коммуникативность, готовность идти на контакт друг с другом. Они легко узнают в толпе себе подобных, приходят на выручку незнакомцу, готовы принять в свою компанию чужака с отдаленной территории.

 Мы редко задумываемся над тем, насколько сильна и присуща человеку потребность быть приветствуемым членом общества, когда его симпатии уважаются, когда с его намерениями считаются, к слабостям бывают, снисходительны, а возвышенные стремления встречают одобрением. Стоит ли говорить, как часто мы бываем, несправедливы к подросткам и как соблазнительно бывает для неокрепшей психики возможность сменить не приветствующую тебя среду на приветствующую.

 Обычно отрицательные последствия бродяжничества видятся в двух планах: приобретение подросткового опыта отклоняющегося поведения и изменение его отношения к воспитателю и воспитанию.  Казалось бы, первое выглядит как гораздо более грозное и разрушительное для личности. Вне надзора со стороны взрослых, а тем более – под их возможным влиянием (когда бродяжничающие дети соприкасаются с асоциальными элементами), легко появляются привычки красть, попрошайничать, лгать, унижать и терпеть унижение. Манеры грубеют, у подростка закрепляется склонность к непослушанию, оппозиционность, а то и агрессивность, нередко носящая оттенок озлобления. Не исключено приобщение к сексуальным отношениям в их циничной или извращенной форме. Совершенно ясно, что все это вызывает у взрослых людей вполне оправданные опасения за дальнейшую судьбу подростка.

 Особенно опасно присущее психологии переходного возраста стихийное проявление побуждений, связанных с недостаточностью сформированным представлением о ценности жизни и ослаблении чувства риска. Бродяжничающие подростки часто забираются на высоту, лезут к транспорту, идут на сближение с криминальной средой, подвергают себя неоправданному риску и различным видам лишений. Последнее время именно среди подростков растет количество употребляющих токсические вещества, вдыхание паров которых вызывает необычные психические переживания с яркими сновидными впечатлениями.  На рубеже отроческого и подросткового возраста мальчики и девочки бывают, склонны к жестоким развлечениям над собой и другими. Испытывают волю болезненными и травматическими экспериментами: прижигают кожу, наносят само порезы, делают татуировки. Когда жажда познания горит в душе подростка, он не щадит не себя ни окружающих. Даже его собственное тело становится объектом исследований и подвергается опасным экспериментам.

  Столь рано приобретенные навыки и опыт саморазрушающего поведения в скором времени должны привести, по меньшей мере, к деградации личности. У подростка еще не наступила психическая зрелость. Личности как таковой еще нет. Приобретаемые в условиях безнадзорного существования, он не только несет в себе умение обойтись без посторонней помощи, но своей житейской значимостью оттесняет на второй план социальные навыки. Развивать которые надо еще долгие годы. Это и понятно, ведь способность ценить и сохранять преданность близким, чувство дома, стремление к деятельности,  требует правильно организованной жизни, условных ситуаций, где можно ошибаться попробовать новые пути без страха.

  В бродяжничествующем обществе ошибаться нельзя, там нужно действовать точно, ибо на снисходительное отношение рассчитывать не придется. Подростки не живут, а вынуждены выживать. И усвоив эту, в общем-то, нехитрую науку выживания, они делают для себя открытие, что вне семьи выжить можно. И теперь соблазн бродяжничества сильно возрастет.  

   Если несколько лет назад нас наиболее сильно волновал  вопрос подросткового пьянства, то сейчас на первое место вышло подростковое бродяжничество. Подростки уходят в бега, как правило, в теплое время года. Они бегут в места, где они уже бывали: к родственникам, родителям, друзьям по интернату. Чаще это бывает спонтанно, поехал в гости и «зажился» там. Розыск бывает эффективным как через МВД, так и через органы опеки. Помощь в розыске оказывают социальные педагоги  интерната или детского дома, откуда прибыл подросток, они сообщают адреса возможных мест пребывания.I.4. Самоубийство

 Самоубийство (суицид) – это свободное и намеренное прекращение своей жизни. При самоубийстве человек имеет цель и мотив, который побуждает его к действию. Причина суицида – неразрешимый конфликт личности с окружением и психосоциальная дезадаптация.

 Проблема юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому среди специалистов распространены два ошибочных мнения:

 1) самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные люди и

2) именно юношеский возраст в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств. Человек на жизненном пути переживает душевные кризисы, иногда очень болезненно и мучительно. Душевный кризис может представляться человеку настоящей агонией. Такие бурные душевные кризисы знает молодежь. Ими, например, сопровождается половое созревание человека, бурный прилив сил, не находящих исхода, сдерживание возникшей потребности, ожидание будущих успехов в большой жизни. Молодость знает свою меланхолию (упадочное настроение), меланхолию от избытка неизжитых и невостребованных сил, от уверенности, что удастся их изжить. Результатом бурных, душевных кризисов в молодости не6редко бывает самоубийство. Необходимо очень внимательное и бережное отношение к душевным кризисам.

 Потеря детской веры, кризис миропонимания, влюбленность, может породить очень бурные, душевные процессы и вызвать меланхолию.

  Переход из мира детства во взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый социальный статус еще не понятен. И здесь, как никогда, могут помочь взрослые. Подростки считают, что взрослые не могут понять новое поколение, не мыслят его категориями. Вот такая искаженная психология. Подросток старается реже быть дома с родителями. Под всем этим нередко скрывается ни что иное, как замаскированная депрессия.

  Конфликт разгорается, а у подростков своеобразная форма на все реагировать: протест и агрессия, грубость и непослушание. А кульминационной точкой может быть самоубийство.

 Каждый, наверное, помнит свою детскую веру в бессмертие. Все умрут, а для меня обязательно будет сделано исключение. Не могу же я, такой живой, полный сил и надежд, когда-нибудь превратиться ни во что. Возможно, вычерчивание мыслей о смерти  из детского сознания предусмотрено природой. Не должно быть преград мощному току созидательных сил, питающих и поддерживающих маленького человека, пока он осваивается в мире.

  Поэтому стремление к смерти у подростков бывает  очень кратковременное, за этим следует панический страх, чисто детский.

  Нервные перегрузки, депрессию дети переносят совсем не так, как взрослые. Они не ложатся в постель носом к стене, не жалуются на судьбу. Им просто становиться скучно. Ничего не хочется. Все надоело. Работоспособность падает до нуля, зато в геометрической прогрессии возрастают рассеянность и несобранность. У родителей и учителей появляется возможность проработать подопечного за лень и безответственность, в  который раз посетовать на распущенность  и безразличие нынешней молодежи. Так и подливается масло в огонь, подготавливая внезапный пожар…

 Современная система воспитания делает подростков все менее жизнеспособными и жизнестойкими. Слишком часто они не осознают благотворных для жизни запретов, особенно в сексуально-половой сфере. А, наталкиваясь на них, проявляют склонность к самоубийству, которое в таких случаях является не актом отчаяния как таковым, а скорее следствием неспособности осмыслить свои затруднения, неумение справиться с ними или выйти из состояния надуманной детской влюбленности. Хотя и в этом возрасте встречается любовь настоящая со страстями и зрелыми чувствами. У подростков вполне взрослые проблемы: одиночество, дефицит общения, предательство близких. Но с другой стороны – детская наивность в оценке себя и своих возможностей, гипертрофированная жажда самоутверждения, недопонимание ценности жизни. Мысль о самоубийстве бывает выношенной, много раз прокрученной в воображении, становиться привычной и потому кажется не такой уж и страшной.

Суицидальность имеет свои особенности среди мальчиков и девочек. Девочки-подростки чаще склонны совершать попытки самоубийства с демонстративной целью и служат лишь отчаянным средством для того, чтобы вынудить других изменить условия их жизни. Мальчики-подростки приводят к концу суицидальной попытки в первый или следующие случаи. Сегодня желание детей расстаться с жизнью стало эпидемией.

 Студентами Ижевской Государственной медицинской Академии проводились исследования в области детской суицидологи, которые показали следующие соотношения: девочки в 2,5 раза чаще прибегают к попытке самоубийства, но в то же время завершенных суицидов среди мальчиков больше

Девочки чаще используют попытку суицида как шантажный или демонстративный поступок.

Суицидальное поведение подростков и детей – увеличительное зеркало, в котором наиболее отчетливо проявляются основные трудности и проблемы детей.

  Многие факторы, приводящие к суициду, но действующие более мягко, лежат в основе и прочих форм аутодеструктивного поведения. Можно сказать, что аутодеструктивное поведение питается из двух источников: неблагополучие жизненных обстоятельств и недостаточность личностных ресурсов для преодоления этих обстоятельств.

 Характерно для детского возраста не то, что эти обстоятельства слишком трудны – часто они кажутся взрослым нетяжелыми. Проблема порождается скорее недостаточностью личностного ресурса: подросток не располагает умением решать проблему.

    Как и у детей, так и у взрослых общей причиной суицида является социально – психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный провал), а нарушение общения с близкими друзьями, с семьей.

   Предпосылкой аутоагрессивного поведения является апатия, социальная депривация, отсутствие смысла жизни, неверие в собственные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.

   Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический тип. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.

У подростков и в юношестве много так называемых пара суицидальных поступков: фиксация на теме смерти, шантажно-демонстративные суицидальные попытки. Действия подростков направлены не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

Э.Эриксон считает основной проблемой подростка поиск своего социального лица, проблему самоопределения. Этот сложный процесс перехода к взрослости провоцирует детскую неустойчивость, обостряет присущие акцентуации характера. Претензии на взрослость вступают в острое противоречие с малым жизненным опытом и наивностью подростка. В результате повышенной реактивности, несбалансированности личности даже не слишком трудные, по взрослым меркам, проблемы могут вызвать «суицидальные намерения и поступки».

Мотивами суицидов могут быть:

- страх перед наказанием за развратные действия;

- страх перед привлечением к уголовной ответственности;

- в ответ на незначительные ситуативные поводы;

- демонстративное поведение, усиленное поражением ЦНС;

-  комплекс «мелких», субъективно не значимых переживаний;

- разрыв семьи.

Причина суицидального поведения – это все то, что вызывает и обуславливает суицид.

Наиболее частые причины подростковых суицидов по А.Е. Кличко :

- потеря любимого человека;

- состояние переутомления;

- уязвленное чувство собственного достоинства;

- нарушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;

- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

- различные формы страха.

 Факторы суицидальности по А.А. Султановой:

1)    Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний.

2)    Конфликты  в семье, чаще всего обуславливаемые неприятием системы  ценностей старшего поколения.

3)    Алкоголизация и наркотизация, как почва для возникновения суицидальных ситуаций и предпосылок для быстрой ее реализации.

 

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желанного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в другой мир, также она видится средством наказаь обидчиков.

 Суицид – это наиболее явная, отчетливая форма аутодеструктивного поведения. Самоубийство подростков – это крик о помощи.

Глава  2.Профилактика  аутоагрессивного   поведения

 Осознание неизбежности отклонений в поведении подростков прибывающих  из детских домов и интернатов, не исключает необходимости постоянной работы по снижению различных форм аутоагрессии.  Для того чтобы контролировать поведение подростков необходимо принимать совокупность мер по решению вопросов воспитания.

 Основные механизмы воспитательного контроля:

 1) Собственно контроль, осуществляемый из вне,  в том числе путем наказания и поощрения.

2)Внутренний  контроль, обеспечиваемый самими подростками.

3) «Контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей,  и  удовлетворения потребностей,  альтернативных противоправным и аутоагрессивным.

Стратегия контроля и коррекции:

- замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиации общественно полезными или нейтральными.

- создание служб социально-психологического сопровождения

- либерализация и демократизация режима проживания в общежитии.

 В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительные санкции и репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь опыт свидетельствует о неэффективности жестоких санкций.

За пять лет  в нашем училище сложилась система, позволяющая несколько снизить уровень аутоагрессии среди учащихся:

 2.1.Коррекция:

Основным фактором успешной коррекции, на наш взгляд, является то, что учащиеся-выпускники коррекционных школ, детских домов и домов-интернатов обучаются и проживают в училище совместно с ребятами из обычных общеобразовательных  школ  имеющих, как правило, полные семьи. Такой опыт для тех и других очень ценен. Для учащихся-сирот и выпускников коррекционных школ эта форма взаимодействия – первая ступень социализации (умение взаимодействовать, избегать конфликтов, находить компромиссы и т.д.), а для всех остальных ребят – совместное проживание, это хорошая школа толерантности. Такой опыт по нашим наблюдениям является бесценным и, безусловно, корректирует мотивацию поступков, поведение подростков и даже влияет на склад характера. Таких примеров мы может привести множество.

Следующий позитивный фактор – условия обучения в системе НПО. В отличие от школ, большая часть учебной нагрузки приходится на производственное обучение, что очень нравиться нашим ребятам. Они с удовольствием совершенствуют практические навыки, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, где добиваются неплохих результатов.

План работы по коррекции установок подростков предусматривает формы и методы психологического воздействия, перечень которых достаточно разнообразен: индивидуальная и групповая работа с учащимися, работа клуба «Я+ТЫ», уроки психологии, групповые тренинги и т.д. Выявление тревожных тенденций учащихся на первых этапах обучения (одиночество, повышенная конфликтность, суицидальные наклонности)  - большая часть работы психолога и руководителей групп. Систематическая психологическая помощь подростам помогает избавиться от многих проблем.

Коррекция здоровья подростов – это, пожалуй, самое слабое звено из звеньев «цепи». К сожалению, в УНПО не предусмотрены специальные условия для оздоровления учащихся: нет ставок врачей, нет изоляторов, не выделяются средства на приобретение необходимых медикаментов, положить в стационар больного подростка – проблема. Тем не менее, есть успехи и в этом направлении. СПЦ совместно со спортивно-оздоровительным центром разработал систему, которая пропагандирует ЗОЖ среди учащихся и сотрудников училища.

 2.1.2 Профилактика

Профилактика асоциальных явлений среди подростков 15-17 лет в наше время – это серьезная проблема, которую необходимо решать комплексно. Выше уже говорилось о  том, что пустоты не бывает. Энергия ребят всегда найдет выход. Поэтому нужно  создать пространство, в котором комфортно было бы всем и учащимся и сотрудникам. По наблюдениям педагогов,  аутоагрессия подростков имеет глубокие корни, основа которых нереализованность возможностей или как говорят ученые «низкий жизненный старт». Мир для этих подростов видится в сером цвете.

 Таким образом  наша задача - поднять планку уверенности в себе  учащихся, научить их не бояться трудностей, взаимодействовать с обществом.

 Во-первых, рассмотреть  правила внутреннего распорядка учащихся, правила проживания , положение о профилактической комиссии и д.р. Помимо всего этого, В  коллективе начинают формироваться   отношения на основе сотрудничества, доверия, творчества. Наличие традиции в коллективе говорит о высокой степени организации учебно-воспитательного процесса.

Во-вторых, эмоциональная и физическая концентрация в подростках в 15-17 лет нуждается в выплеске. И если в учреждении не организовано должным образом свободное время ребят, то неизбежно приведет к проблемам противоправного характера. В коллективе  многое делается для того, чтобы заполнить эту нишу: восемь кружков и четыре секции, шесть программ молодежной организации «Вместе», клубы выходного дня в общежитиях, работа библиотеки в вечернее время, цикл спортивных и развлекательных мероприятий – это не полный перечень всего того, что  проводится в вечернее время.

В-третьих, в программу профилактики входит и участие подростков

Во всех структурах ученического самоуправления:

·        активы групп,

·        старостат,

·        Советы общежитий

·        Совет молодежной организации  «Вместе»

Кроме этого в состав стипендиальной и профилактической комиссий также входят представители учащихся. Все локальные акты, касающиеся  обучающихся, принимаются на ученической конференции. Таким образом, мы решаем несколько задач:

1.     Структура самоуправления достаточно разветвленная, в ней участвует большое количество ребят, которые  могут  влиять на общую атмосферу в училище. В этой ситуации формируется круговая ответственность, когда все отвечают друг за друга

2.     Благодаря инициативе учащихся в нашем училище появились такие образования, как ОППН (отряд по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних)  команда КВН «Дети авитаминоза» в с этого же года стала выходить общеучилищная газета «ПТУ-шник», которые действуют успешно до сегодняшнего дня. В республиканской программе Арт-Профи Форум в номинации «Социальные проекты» наше училище традиционно занимает призовые места (2005 год – II место за социальный проект «Спасибо, нет!», 2006 год –I место  за проект «Мы знаем! Мы помним!»)

3.     Ребята, принимающие активное участие в работе органов ученического самоуправления, получают колоссальный социальный опыт, что, безусловно, пригодиться им в будущем.

В - четвертых,  профилактика в узком смысле этого слова. Существует перечень различных форм и методов проведения работы в данном направлении: акции (День без курения, «Осторожно СПИД!», «Спасибо, нет!» и другие), Встречи со специалистами службы «Доверие», выезды в исправительно-трудовые колонии (ИТК №9 и Сарапульскую ИТК), летние каникулы в байдарочном или конном походе, лагерь «Пирогово» и многое другое, что помогает подросткам по другому взглянуть на мир, воздержаться от соблазнов. Большую просветительскую работу проводят ребята из ОППН.

Таким образом, складывается система профилактической работы в училище. Главный фактор успешности  всех форм работы – четкое взаимодействие всех структур учебно-воспитательного процесса.

 Заключение.

 Выполняя главную задачу своей работы- адаптацию аутоагрессивных подростков, можно заметить такую закономерность, что чем качественнее выполнена первичная диагностика вновь поступивших подростков, тем эффективней дальнейшая работа. Проводя длительные наблюдения за развитием и становлением личностных характеристик учащихся, я пришла к выводу. Что наиболее эффективными методами являются воспитание коллективом, максимальная физическая нагрузка, трудотерапия и повышение культурного уровня подростков. Эти данные получены в результате анализа проделанной работы. Совместная работа всех служб и подразделений это залог успеха. Требования к подросткам должны быть одинаковыми. Выполнение режима для проживающих в общежитии, строгий контроль над посещаемостью, как теоретических, так и  практических занятий. При регулярном контроле в начале учебного года в дальнейшем это становиться обычным навыком поведения. Работа педагогов направлена на  большую занятость подростков, как в течение дня, так и в вечернее время.  Подростки даже в состоянии выраженной агрессии доступны коррекции. Во всех случаях должна быть альтернатива для выхода энергии подростка. Молодые люди в праве иметь возможность в любой момент позаниматься спортом, рисовать, танцевать или сделать что-то полезное для себя и окружающих. Переключение внимания на различные занятия и увлечения ведет за собой выход энергии из негатива в позитив. Все знают, что в природе ничего не исчезает и есть возможность не только подавить бешеную энергетику подростка, а научиться направлять в позитивное русло.

Комментарии
Комментариев пока нет.