Доклад «Организация работы с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения»

0
0
Материал опубликован 9 October 2017

Пояснительная записка к презентации

Организация работы с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал:

«Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство

произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях».

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантность может наблюдаться в любом возрасте ребенка и в каждом она имеет свои особенности. Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить. Именно поэтому профилактическую работу в школе целесообразно проводить с младшими школьниками.

Какие формы отклонений характерны для младшего школьника?

Типичными нарушениями поведения детей, по М. Э. Вайнер, являются:

гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);

демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);

протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);

агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);

инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);

конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей);

симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Мы же сегодня поговорим о влиянии семьи.

Влияние семьи на детей трудно переоценить. Установлено, что безнадзорность дает 80% преступлений, 60% детей приобщаются к алкоголю в семье. Около 25-30% девиантных детей выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

В современной педагогике выделяют 3 технологии:

социально-педагогическая профилактика,

психолого-педагогическое сопровождение,

социально психологическая реабилитация.

Технология социально – педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.

Профилактическая работа с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения в нашей школе выстраивается поэтапно.

I этап: Диагностический.

Диагностический этап подразумевает решение следующих задач:

1. Собрать необходимую информацию об учащихся и их родителях;

2. Исследовать состояние проблемы девиантного поведения в школе (психологическая диагностика учащихся, диагностика стиля семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье, составление социального паспорта семьи).

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально.

Выделяют четыре группы методов, с помощью которых можно достаточно достоверно определить особенности отношений между детьми с девиантным поведением и их родителями.

1.Беседа – применяется с целью самораскрытия ребенка и родителей в процессе общения.

Беседа с родителями проводится по следующему плану:

Структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу, по семейному укладу, по атмосфере).

Взаимоотношения различных поколений в семье.

Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей). Родители не уделяют должного внимания этим вопросам, часто совершенно не владеют информацией.

Поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания в данной семье.

Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье.

Выявление взаимосвязи девиантного поведения ребенка с асоциальными пристрастиями родителей.

2. Наблюдение – используется с целью выявления отклонений в поведении детей младшего школьного возраста, во взаимоотношениях между родителями и детьми с девиантным поведением.

3. Проективные методики. «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных».

Тест «Рисунок семьи» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений и восприятия ребенка.

Тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов.

Тест «Семья животных» часто оказывается показательнее предыдущих, так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать в сочетании с предыдущими для получения дополнительных данных.

4.Личностные тесты и опросники. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", Опросник "Анализ семейных взаимоотношений".

В дополнение к вышеперечисленным методам применяется метод социометрии.

5. Социометрия – С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной группы (в данном исследовании – семьи).

По результатам научных исследований, в семьях младших школьников преобладает дисциплинарно-ориентированное воспитание, как вариант авторитарного. Если спросить дисциплинарно-ориентированных родителей за что они порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей сосредоточено на соблюдении детьми порядка и на их школьных отметках. Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать или отказаться от собственного удовольствия ради другого человека. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку, либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них.

Такое воспитание особенно ярко сказывается в том, как родители младших школьников делают с ними уроки. Приготовление и проверка уроков - главный источник конфликтов родителей с младшими школьниками.

Дисциплинарно-ориентированные родители становятся в позицию учителя, причем, к сожалению, плохого учителя они принимают холодный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действия. Дети отвечают на нажим родителей: плачем, неожиданной "тупостью"; беспомощностью и т.д.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям, ссылаясь на свой собственный опыт (“нас били, и ничего, хорошими выросли”).

II. Информационный этап направлен на решение следующих задач:

1.Осуществить общественную пропаганду профилактики  данной проблемы (размещение публикаций о проблеме девиантного поведения детей в местной прессе, демонстрация документальных фильмов, посвященных данной проблеме, организация библиотечных выставок.

2. Осуществить просветительно-деятельностную поддержку родителей: Данная работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей через следующие формы работы:

Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах).

Тренинги.

Индивидуальное консультирование по проблеме.

Семинары и диспуты.

Круглые столы.

На основе анализа диагностических данных выявляются общие направления социально-педагогической деятельности, формулируются общие цели и конкретные задачи. Выявляются наиболее заинтересовавшие родителей темы, распределяются между узкими специалистами, классными руководителями и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.). Социальный педагог должен составить график проведения общешкольных собраний по начальному звену, также график посещения классных собраний учителей начального звена.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями начальных классов.

Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую ведет социальный педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ рабочего или инженера о труде людей на производстве.

Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.

Социальный педагог должен организовать беседы с родителями за период обучения их детей в начальной школе, по следующим темам:

      1. Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое условие правильного воспитания ребенка.

        Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в процессе воспитания.

        Воспитание положительных навыков и привычек у детей.

        О формах поощрения и наказания.

        Приучение ребенка к труду.

        Режим дня школьника как необходимое условие правильного воспитания.

        Единство требований со стороны школы и родителей.

        Воспитание скромности и выдержки у детей.

        Почему ребенок становится трудным?

        Воспитание чувств любви и уважения к матери.

Методика проведения бесед должна строиться таким образом, чтобы каждый отец и мать серьезно задумались над вопросом воспитания, сами пытались отыскать пути индивидуального решения педагогических задач. Опыт убеждает, что активизация педагогического мышления родителей в значительной степени способствует жизненной ситуации воспитательного характера, к примеру, после проведенной беседы: "О трудовом воспитании детей в семье" родителям можно предложить следующие ситуации:

Ситуация первая. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности

ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание.

Ситуация вторая. Мать поручила второкласснику Сереже вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся поздним вечером.

Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?

Анализ подобных ситуаций позволяет родителям переосмыслить педагогические истины, высказать свою точку зрения, находить верный путь решения того или иного вопроса в воспитании ребенка.

При организации педагогического просвещения необходимо умело сочетать теоретический материал с практикой семейного воспитания. Решению этой задачи способствуют памятки для родителей. Многие учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки должен также разрабатывать социальный педагог на следующие темы:

- Как вести себя в конфликтных ситуациях?

- Что должен уметь первоклассник?

- Что должен уметь второклассник?

- Что должен уметь третьеклассник?

- Правила поведения в общественных местах, в школе и др.

Памятки желательно подготавливать для каждой темы, которую рассматривают родители и учителя коллективно.

Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры, как воспитательной. В современное время выкладывать информацию в интернете, на школьных сайтах или вести свои странички.

Ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе. 94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. Однако только 51% родителей получают знания через различные формы просвещения систематически, 48% посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число входят родители из неблагополучных семей.

Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективным в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы теоретического и практического направления.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

III этап. Деятельностный.

Деятельностный этап решает следующую задачу:

1.Вовлечение детей и родителей в разнообразную общественно - полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям:

Литературно-краеведческое направление:

1) посещение музеев города;

2)проведение тематических литературно-краеведческих чтений (проблема девиантного поведения) на базе библиотеки школы;

3)принятие участия в городских конкурсах и чтениях, посвященных краеведению, поэзии, прозе.

Художественно-эстетическое направление:

1)посещение центра детского творчества, знакомство с деятельностью кружков, посещение концертов.

2)принятие участия в мероприятиях, проводимых на уровне школы, города, участие в городских выставках, концертах, конкурсах.

3)проведение концертов и «Ярмарок талантов» для учеников и родителей (и совместно с ними).

Физкультурно-оздоровительное направление:

1) проведение соревнований (забег «Против вредных привычек»); между командами детей и родителей; между семьями («Папа, мама, я - спортивная семья»).

2) принятие участия в городских и региональных спортивных мероприятиях.

2. В МБОУ СОШ №2 г.Саяногорска реализуются следующие программы, так же способствующие развитию личности ребенка и оптимизации семейных взаимоотношений: «Преемственность поколений»; «Навстречу времени»

Цель: создание условий для формирования личности школьников с активной гражданской позицией на основе новых форм работы с родителями, разнообразных форм контактов школы с социумом города и республики.

«Жить здоровым».

Цель: создание оптимально сбалансированной системы условий и предпосылок для комплексного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

IV этап. Оценочный.

По окончании работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка теми же методами, что и при первичной диагностике, оценивается насколько эффективно решение проблемы ребенка.

Возможно 2 варианта:

положительно решается проблема ребенка (на этом этапе деятельность прекращается);

частично решается проблема ребенка. Тогда необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия и произвести корректировку деятельности. После этого необходимо повторное решение проблемы.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Школьники с девиантным поведением были, есть и конечно, будут. Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.

Сила современного учителя в любви к детям, желании ими добра, признании и уважении личности воспитанника.


работа с девиантными
PPT / 1.67 Мб

Предварительный просмотр презентации

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: «Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях». Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

ФОРМЫ ОТКЛОНЕНИЙ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Типичными нарушениями поведения детей, по М. Э. Вайнер, являются: гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности); протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство); агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия); инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту); конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей); симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).

В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВЫДЕЛЯЮТ 3 ТЕХНОЛОГИИ: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение, социально психологическая реабилитация. Технология социально – педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ ВЫСТРАИВАЕТСЯ ПОЭТАПНО. I этап: Диагностический. Диагностический этап подразумевает решение следующих задач: 1. Собрать необходимую информацию об учащихся и их родителях; 2. Исследовать состояние проблемы девиантного поведения в школе

МЕТОДЫ: 1.Беседа – применяется с целью самораскрытия ребенка и родителей в процессе общения. 2. Наблюдение – используется с целью выявления отклонений в поведении детей младшего школьного возраста, во взаимоотношениях между родителями и детьми с девиантным поведением. 3. Проективные методики. «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных». 4.Личностные тесты и опросники. (тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", Опросник "Анализ семейных взаимоотношений«). В дополнение к вышеперечисленным методам применяется метод социометрии. 5. Социометрия – С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной группы (в данном исследовании – семьи).

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП направлен на решение следующих задач: 1.Осуществить общественную пропаганду профилактики  данной проблемы (размещение публикаций о проблеме девиантного поведения детей в местной прессе, демонстрация документальных фильмов, посвященных данной проблеме, организация библиотечных выставок). 2. Осуществить просветительно-деятельностную поддержку родителей: через следующие формы работы: Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах). Тренинги. Индивидуальное консультирование по проблеме. Семинары и диспуты. Круглые столы.

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

ТЕМЫ БЕСЕД СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ: Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое условие правильного воспитания ребенка. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в процессе воспитания. Воспитание положительных навыков и привычек у детей. О формах поощрения и наказания. Приучение ребенка к труду. Режим дня школьника как необходимое условие правильного воспитания. Единство требований со стороны школы и родителей. Воспитание скромности и выдержки у детей. Почему ребенок становится трудным? Воспитание чувств любви и уважения к матери.

РОДИТЕЛЯМ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ СИТУАЦИИ: Ситуация первая. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание. Ситуация вторая. Мать поручила второкласснику Сереже вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся поздним вечером. Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?

ТЕМЫ ПАМЯТОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: - Как вести себя в конфликтных ситуациях? - Что должен уметь первоклассник? - Что должен уметь второклассник? - Что должен уметь третьеклассник? - Правила поведения в общественных местах, в школе и др. Оформление стендов, уголков для родителей.

94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. 94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. 51% родителей получают знания через различные формы просвещения систематически, 48% посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число входят родители из неблагополучных семей.

III ЭТАП. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ. Деятельностный этап решает следующую задачу: 1.Вовлечение детей и родителей в разнообразную общественно - полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям: Литературно-краеведческое направление: 1) посещение музеев города; 2)проведение тематических литературно-краеведческих чтений (проблема девиантного поведения) на базе библиотеки школы; 3)принятие участия в городских конкурсах и чтениях, посвященных краеведению, поэзии, прозе. Художественно-эстетическое направление: 1)посещение центра детского творчества, знакомство с деятельностью кружков, посещение концертов. 2)принятие участия в мероприятиях, проводимых на уровне школы, города, участие в городских выставках, концертах, конкурсах. 3)проведение концертов и «Ярмарок талантов» для учеников и родителей (и совместно с ними). Физкультурно-оздоровительное направление: 1) проведение соревнований (забег «Против вредных привычек»); между командами детей и родителей; между семьями («Папа, мама, я - спортивная семья»). 2) принятие участия в городских и региональных спортивных мероприятиях.

В МБОУ СОШ №2 Г.САЯНОГОРСКА РЕАЛИЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ, ТАК ЖЕ СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ОПТИМИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ: «Преемственность поколений»; «Навстречу времени» Цель: создание условий для формирования личности школьников с активной гражданской позицией на основе новых форм работы с родителями, разнообразных форм контактов школы с социумом города и республики. «Жить здоровым». Цель: создание оптимально сбалансированной системы условий и предпосылок для комплексного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

IV ЭТАП. ОЦЕНОЧНЫЙ. Возможно 2 варианта: 1) положительно решается проблема ребенка (на этом этапе деятельность прекращается); 2) частично решается проблема ребенка. (Тогда необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия и произвести корректировку деятельности. После этого необходимо повторное решение проблемы).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.