Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме «Типы климатов России»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №7
Дзержинского района Волгограда»
Методическая разработка урока географии в 8 классе
по теме « Типы климатов России»
Выполнила:
Сергеева Марина Евгеньевна,
учитель географии
Волгоград 2023
Сергеева Марина Евгеньевна, учитель географии МОУ «Лицей №»7 Дзержинского района Волгограда
Предмет: География
Класс: 8 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Информационный
Тема | Типы климатов России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: | Организовать процесс самостоятельного построения учащимися нового способа действия – описания типов климата России Организовать закрепление и повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности тренировать навык работы с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: | Предметные: учащиеся научатся характеризовать типы климатов России; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: учащиеся продолжат учиться: - определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД); - оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им (Коммуникативные УУД); - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД); - учащиеся научатся проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Личностные УУД). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: | Мультимедиапроектор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы: | Учебник «География». 8 класс, Домогацких., 2021 год. - презентация «Типы климатов России»; - климатическая карта России; эталоны к уроку; - раздаточный материал; - атласы: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демонстрационный материал: | 1) Эпиграф к уроку “Великая цель образования - Герберт Спенсер 2) План работы по открытию нового знания (формулирование нового правила) Разрезные материалы для составления плана:
3) Эталон плана работы по открытию нового знания
4) Алгоритм (План характеристики климата) 1. Географическое положение. 2. Тип климата (климатический пояс и область). 3. Климатообразующие факторы. 4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы. 5. Количество осадков и их распределение в течение года. 6. Господствующие ветра (по сезонам). 6) Таблица для самостоятельной работы
7) Эталон для самопроверки самостоятельной работы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства: | фронтальная, индивидуальная, парная работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы: | Словесный, наглядно-иллюстративный, практический, поисковый. |
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. | Объясняют смысл высказывания, делают вывод о необходимости открытия нового знания самостоятельно | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет готовность к уроку. Обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика, уточняет тип урока | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что мы будем делать сегодня на уроке? ( Ответ: открывать новое знание). Кто-то за нас это будет делать или будем открывать сами? (Ответ: сами). Прочитайте высказывание: “Великая цель образования - Герберт Спенсер Перекликаются ли эти слова с нашим уроком? Что для вас самое главное? ( Ответ: успешно решать поставленные передо мной задачи; делать самому) В 8 классе мы начали изучать тему «Климат России». Что мы уже знаем, умеем делать? (Знаем что такое климат, солнечная радиация, виды солнечной радиации, атмосферные фронты (тёплый и холодный), циклон и антициклон, закономерности распределения тепла и влаги по территории России; называем климатообразующие факторы, характеризуем состояние погоды при прохождении атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов; умеем определять коэффициент увлажнения, анализировать климатическую карту). Сегодня мы продолжаем работать по теме «Климат России». И сегодня узнаем что-то новое. Нам сегодня предстоит открытие, так пожелаем друг другу успехов! Запишите в тетрадях число, классная работа. Скажите мне, пожалуйста, можно ли совершить открытие, не обладая багажом знаний? (Нет) Каждое открытие опирается на имеющиеся знания. Давайте вспомним, что уже вам известно, и что пригодится для открытия нового знания. | 1.Самоопределение (Л) 2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). 3. Смыслообразование (Р) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - актуализировать знания о климате и климатообразующих факторах, распределении тепла и влаги на территории России; - тренировать навыки работы с картой; - актуализировать мыслительные операции: анализ, аналогия; - мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; -организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; -организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Выполняют ряд заданий, «строят» понятные для собеседника высказывания, называют понятия и термины, на которые опирались Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организовывает проверочную работу по актуализации ранее полученных знаний по теме «Климат». Мотивирует к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию. Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Организует анализ полученных ответов и фиксирует индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия. | А) Разминка (фронтальный вид работы). Отвечаем «Да», «Нет». 1. Основное влияние на климат России оказывает Тихий океан? (Нет) 2. Оймякон – самое холодное место в России? (Да) 3. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом на Прикаспийской низменности? (Да) 4. Циклон – это область пониженного атмосферного давления? (Да) 5. В Сибири очень холодные зимы из-за циклональной погоды? (Нет) 6. Суховеи – это сильные продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы? (Нет) 7. Трансформация – это изменение свойств воздушных масс? (Да) 8. Полоса столкновения двух воздушных масс – это инверсия? (Нет) 9. Величина суммарной радиации зависит от близости к океану? (Нет) 10. Самая тёплая зима в Сочи? (Да) Б) Соотнесите (индивидуальный вид работы):
Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку по образцу: 1 – З; 2 – Г; 3 – Ж; 4 – Е; 5 – А; 6 – Б; 7 В; 8 – Д. Поставьте отметки: «5» - нет ошибок и исправлений; «4» - 1 или 2 ошибка (2 исправления считать за одну ошибку); «3» - 3 или 4 ошибки; «2» - 5 и более ошибок. В) Выполнить задание 2 в рабочей карте на стр. 11. (работа в парах). Определите суммарную радиацию и коэффициент увлажнения (используя формулу О К= ----- ) И в районах расположения г. Архангельска и г. Астрахани, используя карты атласа. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о причинах выявленных отличий. Вычислите коэффициент увлажнения Вывод. Причинами отличия основных климатических показателей и увлажнённости территории в районах городов Архангельска и Астрахани является различное ГП (север и юг европейской части России) + большая протяжённость страны с севера на юг. Д) Вы многое знаете. Я предложу вам задание, которое поможет узнать, чего вы пока не знаете. - Попробуйте дать характеристику типам климата России. Учащиеся выполняют пробное действие (письменно, в парах). - У кого нет ответа? - Что не смогли сделать? А в чем затруднение? (Не знаем типы климатов России) - А кто смог дать характеристику? - Можете ли доказать правильность вашего ответа. ( Я не могу обосновать правильность своего ответа) | 1. Анализ, обобщение (П). 2. Выполнение пробного учебного действия (Р). 3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р). 4. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 6. Учёт разных мнений (К). 7. Использование критериев для обоснования своего суждения (К). 8. Использование знаково-символических средств (П). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения. | Организует выявление места затруднения, фиксацию во внешней речи причины затруднения. | - Почему одни не смогли получить ответ, а другие не могут обосновать правильность ответа? (Ответ: не знаем типов климата России). | 1.Постановка и формулирование проблемы (П). 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). 5. Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: - уточнить и согласовать цель и тему урока; - согласовать и зафиксировать цель проекта выхода из затруднения; - построить план и определить средства достижения цели. | Ставят для себя цель на уроке и формулируют тему урока. Составляют и проговаривают план действий (в парах). | Организует согласование и уточнение темы урока, построение проекта выхода из затруднения. | Вопрос всему классу. - Какую цель вы ставите сегодня для себя на уроке? (Ответ: Узнать типы климатов России и дать им характеристику) - Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? (Ответ: Типы климатов России) - Запишем тему урока на доске и в тетрадях. - Как будем действовать? (Нам нужен план) Организуется работа в парах. - Расставьте пункты плана в нужном порядке, чтобы была логическая цепочка. ПЛАН: 1.При помощи климатической карты в атласе назвать типы климатов России. 2. Найти закономерность распределения типов климата России, сделать вывод. 3. Объяснить, почему в пределах умеренного пояса наблюдаются наибольшие отличия в климатических условиях по мере движения с запада на восток. 4. Вспомнить и применить план характеристики климатических поясов. 5. Выполнить задание «Дать характеристику типам климата России». | 1.Смыслообразование (Л) 2.Выбор наиболее эффективного способа решения задачи (П) 3. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) 4. Планирование (Р) 5. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 6. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). 7. Учёт разных мнений (К). 8. Разрешение конфликтов (К). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать план действий характеристики типов климата России в речи с помощью алгоритма; - организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Выполняют реализацию построенного проекта в соответствии с планом, отвечают на вопросы учителя. Определяют и называют типы климатов России, их характерные общие черты (t, количество и режим выпадения осадков, преобладающие типы погод по сезонам года); выделяют климатические области | Организует учебное взаимодействие учеников в парах; подводящий диалог к формулированию характеристики. Организует фиксацию нового способа действия, совместную работу учащихся по определению типов климата, подводит к выводу о разнообразии климата России и применении способа характеристики типов климата России. | Задание. По климатической карте России: Назвать типы климатов. Какие пояса основные? Какие переходные? В каком климатическом поясе располагается большая часть России? Что вы заметили в этом климатическом поясе? Объяснить причину выявленных отличий. Какие показатели характеризуют тип климата? Проверка ответов: Арктический, субарктический, умеренный. Арктический, умеренный Субарктический. В умеренном. Выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный. Усиление континентальности. Меняются с запада на восток температура, количество осадков. Средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ - Ребята, с заданием мы справились, но нам предстоит дать характеристику типам климата России. Давайте вспомним план описания климата. На листах разрезанные листы.
Ребята, расставьте в правильной последовательности пункты плана характеристики климата. Сравнить с образцом План характеристики климата 1. Название типа климата (климатический пояс и область). 2. Географическое положение. 3. Воздушная масса. 4. Средние температуры января и июля, амплитуда температур. 5. Количество осадков и их распределение в течение года. 6. Господствующие ветра (по сезонам). | 1.Смыслообразование (П). 2.Структурирование знаний (П). 3. Анализ, обобщение, аналогия (П). 4. Установление причинно−следственных связей (П). 5. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 6. Осознание ответственности за общее дело (Л). 7. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 8. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 9. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). 10. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 11. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление во внешней речи Цели: - организовать усвоение детьми нового способа действий характеристики типов климата России с их проговариванием во внешней речи в парах. | Выполняют предложенные задания в соответствии с планом, отвечают на вопросы учителя, отрабатывают умения работать с картой. | Организует учебное взаимодействие учеников в парах, задавая вопросы, подводит к выводу о применении плана характеристики типов климата России. | Задание (работа в парах). При помощи климатической карты в атласе и карт в учебнике (стр.59, 65, 66, 67, 68) Дать характеристику арктическому климату России по плану. Ученики работают в парах, проговаривая друг другу ход выполнения задания, фиксируют запись в тетрадях. (фронтальная проверка0 - Возникли ли у вас затруднения при работе в парах? Если возникли, смогли ли их самостоятельно разрешить? Молодцы! Значит, пришло время поработать самостоятельно, а потом осуществить самоконтроль своих умений. - Кто не справился? В чём причина? Какие возникли затруднения? Что нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? | 1.Анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П). 2. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Выполнение действий по алгоритму (П). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 6. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К). 7. Достижение договорённостей и согласование общего действия (К). 8. Управление поведением партнёра (К). 9. Осознание ответственности за общее дело (Л). 10. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Практическая работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки; - организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки; - организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия; соотносят результаты работы с эталоном для самопроверки; проводят рефлексию своей деятельности по применению нового способа действия. | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организует соотнесение результата работы с эталоном для самопроверки. Организует вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки. Организует рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Практическая работа. При помощи климатической карты в атласе и карт в учебнике (стр.59, 65, 66, 67, 68) Дать характеристику типам климата России по плану.
Время на выполнение задания закончилось. Возьмите зеленые ручки или карандаши. Проверяем Эталон для проверки
Проверьте себя по эталону и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?» - У кого есть ошибки? Поднимите руку. В чем ошибка? Кто желает озвучить свою ошибку, чтобы предостеречь от нее остальных.
| 1. Анализ, синтез, аналогия (П). 2. Выполнение действий по алгоритму (П). 3. Контроль (Р). 4. Коррекция (Р). 5. Оценка (Р). 6. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 7. Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П). 8. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 9. Использование критериев для обоснования своего суждения (К). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний Цели: - организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Самостоятельно выполняют задания; соотносят результаты работы с решением на доске.
повторяют учебный материал по применению нового способа действия. | Организует выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Сравнение типов климата. - Какой самый холодный климат? (арктический) - В каком самая холодная зима? (резко-континентальный) В каком самое холодное лето? Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? В каком климате мы живем? Эталон для самопроверки Арктический Резко-континентальный Арктический Резко-континентальный Муссонный Умеренно-континентальный Устный географический диктант. 1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около 00 С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. 2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. 3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. 4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. 5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (арктический; умеренный пояс, умеренно-континентальный климат; резко-континентальный; субарктический; муссонный) | 1.Нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания (Л). 2. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Выполнение действий по алгоритму (П). 5. Построение логической цепи рассуждений (П). 6. Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П). 7. Контроль, коррекция, оценка (Р). 8. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности Цели: - организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; - организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; - организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; - организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Проводит рефлексию собственной деятельности на уроке, оценивает себя, фиксирует неразрешенные для себя затруднения, где и как их можно разрешить. Записывает домашнее задание. | Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организует рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организует фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Организует обсуждение и запись домашнего задания. | У: 1.Какую цель сегодня на уроке вы ставили перед собой? 2. Вы достигли поставленной цели? 3. Вспомните слова, с которых начали урок. Поднимите руку те, кто считает, что сегодня совершил открытие САМ? 4. Как вы оцените свою работу на уроке? (В тетради либо по пятибалльной шкале). 5. Для чего вам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить знания о типах климата России). 6. Домашнее задание: 1). Обязательное для всех: §12, 2). Презентация «Климат Волгоградской области» (по желанию). | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка на основе критерия успешности (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 6. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). 7. Использование критериев для обоснования своего суждения (К); 8. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
Л – личностные УУД, П – познавательные УУД, Р – регулятивные УУД, К – коммуникативные УУД