12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хлюпина Татьяна Леонидовна1360
Учитель географии с 38 летним стажем,учитель высшей категории,заслуженный учитель РФ, победитель ПНПО. Увлекаюсь краеведением, имею авторские разработки
Россия, Пермский край, город Кизел
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Урок географии в 8классе по теме «Города России»

Цели урока:

Образовательные:

  • Создание условий для осознания и осмысления понятия город, различий городов по людности и функциям.

Развивающие:

  • Развитие исследовательских умений: осознавать и формулировать проблему; планировать и проводить исследование; работать с информацией: наблюдать, анализировать, преобразовывать, классифицировать, делать выводы.
  • Формирование умения обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных и малых городов.
  • Развитие умений владения устной и письменной речью.
  • Формирование опыта рефлексивно - оценочной деятельности.
     

Воспитательные:

  • Осознание учениками ценности самостоятельной исследовательской деятельности для решения различных задач и проблем.

Тип урока: Урок построения новых знаний.

Форма урока: Урок-исследование

Оборудование: УМК «Сферы» по географии 8 класса: учебник, атлас, тетрадь-тренажер, ЭП к учебнику; административная карта России; презентация «Города России»; дидактические материалы к учебному занятию (карточки-задания для групп); образовательные ресурсы Интернет, цветные магниты.

Дидактическая структура занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Встреча с пробле-мой

1. Актуализация опыта

Ребята! Вы любите коллекционировать? А что вы коллекционируете?

Я много лет собирала коллекцию гербов городов. В ней насчитыва-ется более 500 значков. Почему эту коллекцию я взяла сегодня на

урок?

Сформулируйте тему урока

Вы знаете гербы каких населенных пунктов изображены на слайде? (слайд)

Это все города? (Часть жителей Кизела считает, что живут не в городе)

Что же такое город? Попробуйте сформулировать это понятие сами.

А правы ли вы, узнаете, сравнив наши определения с определе-нием учебника (с.148)

Кто был наиболее близок к правильному определению?

Кизел-город? (Слайд: числен-ность населения и занятость)

Приводят примеры собственных коллекций

Предполагают, что это будет тема урока

Города России (слайд) записывают в тетрадь.

Отвечают: гербы Москвы, С-Петербурга, Перми, Кизела

Высказывают предположения. Мнения могут разойтись.

По слайду формулируют понятие города

Г= что это + какое это?

(Записывают в тетрадь)

Сравнивают с культурным аналогом.

Озвучивают определение.

Самооценивание

Делают вывод о статусе Кизела

 

2. Создание проблемной ситуации

Ребята, а в каком городе вы бы хотели жить?

Чем вы руководствуетесь, выбирая город?

(Запись на доске высказываний учащихся)

Каким понятием можно объединить ваши высказывания?

Как вы думаете, все признаки назвали? А названные признаки у городов одинаковые?

Тогда какова цель нашего урока?

А сейчас представьте себе, что через несколько лет Вы заканчиваете определенный ВУЗ (предлагает достать из файла розовую карточку с названием ВУЗа), вы будете стеснены в средствах для покупки квартиры, да и зарплата молодого специалиста не велика.

При распределении вам будет предложено несколько городов (Кизел, Нижний Тагил, Новосибирск, Обнинск, Пермь, Суздаль). Выбрать можно только один.

Называют города, где бы им хотелось жить.

Обосновывают свой выбор. (Большой, недалеко от дома, есть учебные заведении, заводы)

Признаки. (Черты. Характеристики)

Наверное, нет. Разные

Отвечают: выявить признаки, по которым различают города.

На парте карточка с названием Вуза и специальности:

Пермский педагогический университет

(учитель географии).

Екатеринбургский технический университет (инженер-вагоностроитель).

Московская академия туризма (экскурсовод).

ПГНИУ (физик-теоретик).

Пермская медицинская академия (врач общей практики)

Театральный вуз (артист театра)

Предлагается слайд с набором городов, из которых нужно сделать выбор.

 

3. Осознание и формулировка проблемы

А как сделать выбор нужного города? (проблема).

Что нужно знать о городе для разрешения данной проблемы?

Для этого я вам предлагаю провести исследование городов, сделать выбор и обосновать его.

Отвечают: нужна информация. Знать, чем города отличаются.

2. Пост-роение нового знания. Исследо-вание.

1. Сбор и анализ имеющейся информации

Что значит исследовать города?

Где можно взять информацию?

Сегодня в качестве источника информации вам предлагается информационная карточка (Предлагается достать из файла белый лист).

Для выполнения исследовательского задания №1 (зеленая карточка) предлагаю сначала поработать в паре, обратите внимание на экран (правила групповой работы) (слайд). На работу 10 минут.

Через 10 минут предлагается объединиться в группу, обменяться информацией, сделать общий выбор и обосновать его в течение 2 минут.

Собрать информацию. Провести анализ и сделать выводы.

Учебник, атлас

Работа в парах по исследовательским заданиям. Делают выбор в соответствии с возможностями и обосновывают его.

Объединяются в группы, обобщают выводы, готовят выступление.

 

2. Обобщение информации

Представьте выбранный вами город, обосновав его выбор 2-3 предложениями.

Решили ли мы проблему?

В ходе исследования вы заполняли таблицу. Я тоже ее заполнила, сверимся, так ли получилось у вас?

Вводятся понятия людность, функции городов

Попробуем выделить наиболее существенные.

А выбранный вами Нижний Тагил крупный или крупнейший город?

А Обнинск, какой по людности?

Сколько функции он выполняет?

Можно ли классифицировать города по людности и функциям? Предложите свои варианты такой классификации городов на основе вашей таблицы в виде схемы (кластера).

Обратите внимание на слайд «Правила классификации».

Предлагается озвучить несколько вариантов, а далее сравнить с учебником и откорректировать.

Выступление групп, показывают город на карте с помощью цветного магнита, демонстрируется слайд с достопримечательностями города.

Да, мы осуществили выбор.

Корректируют признаки понятиями людность и функции

Называют людность и функции

Выполняют 2-е исследовательское задание «Различие городов по людности и функциям»


 

Сравнивают с учебником (с. 150) и корректируют. (Схемы вклеиваются позднее в тетрадь)

 

3. Связывание информации

А сейчас с помощью результатов исследования определите, к каким городам по людности и функциям относится выбранный вами город.

Озвучивают варианты ответов.

3. Рефле-ксия

Ребята, вернемся к цели урока. Узнали мы, по каким признакам различаются города?

Какие города по людности и функциям преобладают в вашем выборе?

В чем преимущества таких городов? Почему вы хотите жить в них?

Какие проблемы у малых городов?

А экологическая ситуация в каких городах лучше и почему?

Почему никто не выбрал город Кизел?

Вопрос: А может ваш выбор быть другим? Почему?

А сколько городов в России?

По следующему слайду выявите, какие изменения происходят с городами.

Кто- нибудь знает как называется этот процесс?

Рост городов и распространение городского образа жизни – это процесс урбанизации. О ней мы будем говорить на следующем уроке.

 

Обратите внимание на домашнее задание

В заключение предлагаю продолжить одно из предложений (Прием неоконченных предложений - рефлексивный экран)

Сегодня я узнал...

У меня получилось...

3. Урок дал мне для жизни...

4. Было трудно...

Многофункциональные, большие

Городов много, а наш выбор ограничен

Делают предположения (1100)

Слайд: Рост числа городов. Рост доли городского населения.

Предлагается взять карточки с домашним заданием.

Уч. с.148-150 Тр. с.103 №7. С.106 №3,4.

Творческое: разработать маршрут путешествия по городам - миллионерам

(презентация, путеводитель, картосхема и.т.д.) Выполнять можно в группе, паре, индивидуально.

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.