Урок географии в 8классе по теме «Города России»
Цели урока:
Образовательные:
- Создание условий для осознания и осмысления понятия город, различий городов по людности и функциям.
Развивающие:
- Развит ие исследовательских умений: осознавать и формулировать проблему; планировать и проводить исследование; работать с информацией: наблюдать, анализировать, преобразовывать, классифицировать, делать выводы.
- Формирование умения обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных и малых городов.
- Развитие умений владения устной и письменной речью.
- Форм
ирование опыта рефлексивно - оценочной деятельности.
Воспитательные:
- Осознание учениками ценности самостоятельной исследовательской деятельности для решения различных задач и проблем.
Тип урока: Урок построения новых знаний.
Форма урока: Урок-исследование
Оборудование: УМК «Сферы» по географии 8 класса: учебник, атлас, тетрадь-тренажер, ЭП к учебнику; административная карта России; презентация «Города России»; дидактические материалы к учебному занятию (карточки-задания для групп); образовательные ресурсы Интернет, цветные магниты.
Дидактическая структура занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Встреча с пробле-мой | 1. Актуализация опыта Ребята! Вы любите коллекционировать? А что вы коллекционируете? Я много лет собирала коллекцию гербов городов. В ней насчитыва-ется более 500 значков. Почему эту коллекцию я взяла сегодня на урок? Сформулируйте тему урока Вы знаете гербы каких населенных пунктов изображены на слайде? (слайд) Это все города? (Часть жителей Кизела считает, что живут не в городе) Что же такое город? Попробуйте сформулировать это понятие сами. А правы ли вы, узнаете, сравнив наши определения с определе-нием учебника (с.148) Кто был наиболее близок к правильному определению? Кизел-город? (Слайд: числен-ность населения и занятость) | Приводят примеры собственных коллекций Предполагают, что это будет тема урока Города России (слайд) записывают в тетрадь. Отвечают: гербы Москвы, С-Петербурга, Перми, Кизела Высказывают предположения. Мнения могут разойтись. По слайду формулируют понятие города Г= что это + какое это? (Записывают в тетрадь) Сравнивают с культурным аналогом. Озвучивают определение. Самооценивание Делают вывод о статусе Кизела |
2. Создание проблемной ситуации Ребята, а в каком городе вы бы хотели жить? Чем вы руководствуетесь, выбирая город? (Запись на доске высказываний учащихся) Каким понятием можно объединить ваши высказывания? Как вы думаете, все признаки назвали? А названные признаки у городов одинаковые? Тогда какова цель нашего урока? А сейчас представьте себе, что через несколько лет Вы заканчиваете определенный ВУЗ (предлагает достать из файла розовую карточку с названием ВУЗа), вы будете стеснены в средствах для покупки квартиры, да и зарплата молодого специалиста не велика. При распределении вам будет предложено несколько городов (Кизел, Нижний Тагил, Новосибирск, Обнинск, Пермь, Суздаль). Выбрать можно только один. | Называют города, где бы им хотелось жить. Обосновывают свой выбор. (Большой, недалеко от дома, есть учебные заведении, заводы) Признаки. (Черты. Характеристики) Наверное, нет. Разные Отвечают: выявить признаки, по которым различают города. На парте карточка с названием Вуза и специальности: Пермский педагогический университет (учитель географии). Екатеринбургский технический университет (инженер-вагоностроитель). Московская академия туризма (экскурсовод). ПГНИУ (физик-теоретик). Пермская медицинская академия (врач общей практики) Театральный вуз (артист театра) Предлагается слайд с набором городов, из которых нужно сделать выбор. | |
3. Осознание и формулировка проблемы А как сделать выбор нужного города? (проблема). Что нужно знать о городе для разрешения данной проблемы? Для этого я вам предлагаю провести исследование городов, сделать выбор и обосновать его. | Отвечают: нужна информация. Знать, чем города отличаются. | |
2. Пост-роение нового знания. Исследо-вание. | 1. Сбор и анализ имеющейся информации Что значит исследовать города? Где можно взять информацию? Сегодня в качестве источника информации вам предлагается информационная карточка (Предлагается достать из файла белый лист). Для выполнения исследовательского задания №1 (зеленая карточка) предлагаю сначала поработать в паре, обратите внимание на экран (правила групповой работы) (слайд). На работу 10 минут. Через 10 минут предлагается объединиться в группу, обменяться информацией, сделать общий выбор и обосновать его в течение 2 минут. | Собрать информацию. Провести анализ и сделать выводы. Учебник, атлас Работа в парах по исследовательским заданиям. Делают выбор в соответствии с возможностями и обосновывают его. Объединяются в группы, обобщают выводы, готовят выступление. |
2. Обобщение информации Представьте выбранный вами город, обосновав его выбор 2-3 предложениями. Решили ли мы проблему? В ходе исследования вы заполняли таблицу. Я тоже ее заполнила, сверимся, так ли получилось у вас? Вводятся понятия людность, функции городов Попробуем выделить наиболее существенные. А выбранный вами Нижний Тагил крупный или крупнейший город? А Обнинск, какой по людности? Сколько функции он выполняет? Можно ли классифицировать города по людности и функциям? Предложите свои варианты такой классификации городов на основе вашей таблицы в виде схемы (кластера). Обратите внимание на слайд «Правила классификации». Предлагается озвучить несколько вариантов, а далее сравнить с учебником и откорректировать. | Выступление групп, показывают город на карте с помощью цветного магнита, демонстрируется слайд с достопримечательностями города. Да, мы осуществили выбор. Корректируют признаки понятиями людность и функции Называют людность и функции Выполняют 2-е исследовательское задание «Различие городов по людности и функциям»
Сравнивают с учебником (с. 150) и корректируют. (Схемы вклеиваются позднее в тетрадь) | |
3. Связывание информации А сейчас с помощью результатов исследования определите, к каким городам по людности и функциям относится выбранный вами город. | Озвучивают варианты ответов. | |
3. Рефле-ксия | Ребята, вернемся к цели урока. Узнали мы, по каким признакам различаются города? Какие города по людности и функциям преобладают в вашем выборе? В чем преимущества таких городов? Почему вы хотите жить в них? Какие проблемы у малых городов? А экологическая ситуация в каких городах лучше и почему? Почему никто не выбрал город Кизел? Вопрос: А может ваш выбор быть другим? Почему? А сколько городов в России? По следующему слайду выявите, какие изменения происходят с городами. Кто- нибудь знает как называется этот процесс? Рост городов и распространение городского образа жизни – это процесс урбанизации. О ней мы будем говорить на следующем уроке.
Обратите внимание на домашнее задание В заключение предлагаю продолжить одно из предложений (Прием неоконченных предложений - рефлексивный экран) Сегодня я узнал... У меня получилось... 3. Урок дал мне для жизни... 4. Было трудно... | Многофункциональные, большие Городов много, а наш выбор ограничен Делают предположения (1100) Слайд: Рост числа городов. Рост доли городского населения. Предлагается взять карточки с домашним заданием. Уч. с.148-150 Тр. с.103 №7. С.106 №3,4. Творческое: разработать маршрут путешествия по городам - миллионерам (презентация, путеводитель, картосхема и.т.д.) Выполнять можно в группе, паре, индивидуально. |