Типы уроков
Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям. При выборе типа урока необходимо помнить о логике изучения учебного материала (восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение). Кроме того, при выборе типа урока необходимо помнить о том, что на предметом материале должны формироваться универсальные учебные действия учащихся, а для этого необходимо увеличение доли самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
1. Классификация уроков по дидактическим целям:
- комбинированный урок;
- урок совершенствования знаний, умений, навыков;
- урок изучения нового материала;
- урок контроля;
- урок обобщающего повторения;
- урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.
2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:
- вводный урок;
- тренировочный урок;
- итоговый урок.
3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
- урок-практикум;
- урок-семинар;
- урок-лекция;
- урок-зачет;
- урок-игра;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия и др.
4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:
- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;
- урок работы в малых группах;
- урок коллективного способа обучения.
5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:
- информирующий урок;
- проблемный урок;
- исследовательский урок;
- эвристический урок.
6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:
- интегрированный урок;
- библиотечный урок;
- клубный урок;
- медиаурок.
7. Классификация уроков по структуре учебной деятельности.
В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, связанные с методологическими параметрами данных образовательных систем.
Так в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова используется классификация уроков по структуре учебной деятельности, включающая:
Урок постановки учебной задачи.
Урок преобразования условий учебной задачи.
Урок моделирования.
Урок преобразования модели.
Урок построения системы конкретно-практических задач
Урок контроля
Урок оценки
Комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).
При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия.
8. По способам создания учениками собственного образовательного продукта и типам образовательной продукции
В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, организационно-деятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.
1. Уроки когнитивного типа:
- урок-наблюдение;
- урок-эксперимент;
- урок исследования объекта;
- поисковый урок;
- лабораторно-практический урок;
- урок постановки проблем и их решение;
- урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);
- урок конструирования теорий;
- урок-концепт, построение картины мира или ее части;
- урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);
- интегративный урок;
- метапредметный урок;
- межпредметный урок;
- урок философского обобщения.
2. Уроки креативного типа:
- урок составления и решения задач;
- урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);
- урок-парадокс;
- урок-фантазия;
- урок изобретательства;
- урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;
- урок моделирования;
- урок символотворчества;
- урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);
- урок - эвристическая ситуация;
- урок открытий;
- сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);
- деловая игра;
- ролевая игра;
- урок-путешествие (реальное, виртуальное);
- урок-наоборот (ученик в роли учителя);
- урок в школе будущего;
- прогностический урок;
- урок защиты творческих работ;
- урок-олимпиада;
- урок творческого обобщения.
3. Уроки оргдеятельностного типа:
- урок целеполагания;
- урок нормотворчества;
- урок разработки индивидуальных образовательных программ;
- урок защиты индивидуальных образовательных программ;
- уроки с группой работой;
- урок-проект (с использованием метода проектов);
- урок-консультация (взаимоконсультация);
- урок самооценок (взаимооценок);
- урок-зачет (самозачет);
- урок-рефлексия.
4. Уроки коммуникативного типа:
- бинарный урок (ведут два учителя);
- урок рецензирования;
- урок взаимоконтроля;
- урок-вернисаж;
- урок-выставка;
- урок-аукцион;
- урок-конференция;
- урок-соревнование;
- урок-КВН;
- урок-«суд над явлением»;
- урок-спектакль;
- урок-«круглый стол»;
- урок-панорама;
- творческий отчет.
Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.