Памятка «Типы уроков»

4
0
Материал опубликован 24 April 2016 в группе

Типы уроков

Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям. При выборе типа урока необходимо помнить о логике изучения учебного материала (восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение). Кроме того, при выборе типа урока необходимо помнить о том, что на предметом материале должны формироваться универсальные учебные действия учащихся, а для этого необходимо увеличение доли самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

- урок совершенствования знаний, умений, навыков;

- урок изучения нового материала;

- урок контроля;

- урок обобщающего повторения;

- урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

- итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок;

- проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- клубный урок;

- медиаурок.

7. Классификация уроков по структуре учебной деятельности.

В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, связанные с методологическими параметрами данных образовательных систем.

Так в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова используется классификация уроков по структуре учебной деятельности, включающая:

Урок постановки учебной задачи.

Урок преобразования условий учебной задачи.

Урок моделирования.

Урок преобразования модели.

Урок построения системы конкретно-практических задач

Урок контроля

Урок оценки

Комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).

При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия.

8. По способам создания учениками собственного образовательного продукта и типам образовательной продукции

В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, организационно-деятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

1. Уроки когнитивного типа:

- урок-наблюдение;

- урок-эксперимент;

- урок исследования объекта;

- поисковый урок;

- лабораторно-практический урок;

- урок постановки проблем и их решение;

- урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);

- урок конструирования теорий;

- урок-концепт, построение картины мира или ее части;

- урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

- интегративный урок;

- метапредметный урок;

- межпредметный урок;

- урок философского обобщения.

2. Уроки креативного типа:

- урок составления и решения задач;

- урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

- урок-парадокс;

- урок-фантазия;

- урок изобретательства;

- урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;

- урок моделирования;

- урок символотворчества;

- урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);

- урок - эвристическая ситуация;

- урок открытий;

- сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

- деловая игра;

- ролевая игра;

- урок-путешествие (реальное, виртуальное);

- урок-наоборот (ученик в роли учителя);

- урок в школе будущего;

- прогностический урок;

- урок защиты творческих работ;

- урок-олимпиада;

- урок творческого обобщения.

3. Уроки оргдеятельностного типа:

- урок целеполагания;

- урок нормотворчества;

- урок разработки индивидуальных образовательных программ;

- урок защиты индивидуальных образовательных программ;

- уроки с группой работой;

- урок-проект (с использованием метода проектов);

- урок-консультация (взаимоконсультация);

- урок самооценок (взаимооценок);

- урок-зачет (самозачет);

- урок-рефлексия.

4. Уроки коммуникативного типа:

- бинарный урок (ведут два учителя);

- урок рецензирования;

- урок взаимоконтроля;

- урок-вернисаж;

- урок-выставка;

- урок-аукцион;

- урок-конференция;

- урок-соревнование;

- урок-КВН;

- урок-«суд над явлением»;

- урок-спектакль;

- урок-«круглый стол»;

- урок-панорама;

- творческий отчет.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

Комментарии
Комментариев пока нет.