12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
большакова лидия николаевна143

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр «Темп» г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края



Методическая памятка

 

ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРА

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


В помощь педагогу дополнительного образования



г. Амурск

2020


 


В помощь начинающему специалисту

Большакова Л.Н., методист



Совершенствование профессионального мастерства педагога, руководство и контроль за образовательной деятельностью невозможны без правильно организованного занятия.

Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его надо тщательно подготовить, спланировать.




Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

изучение нового материала;

применение знаний на практике, формирование практических умений;

контроль знаний.

В соответствии с этим по главной дидактической цели различаются основные типы учебных занятий:

изучение, усвоение нового материала;

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение);

самостоятельное применение знаний, умений и навыков


Типы учебных занятий,

их дидактическая цель и структура


Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Изучение, усвоение нового материала и первичного закрепления (беседа, объяснение, демонстрация и др.)

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление учебной информации.

Первичное закрепление учебного материала.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Комплексного применения знаний и умений (комплексное, интегрированное занятие)

Создать условия для применения знаний и умений

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Применение знаний (упражнения):

- в знакомой ситуации (типовые),

- в измененной ситуации (конструктивные),

- в новой ситуации (проблемные).

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Комбинированное

(изучение нового, применение на практике, проверка)

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение учебного материала.

Осознание и осмысление учебного материала.

Систематизация знаний и умений.

Применение знаний и умений.

Проверка уровня знаний и умений.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Обобщение и систематизации знаний и умений (итоговое занятие, конкурс, соревнование и т.п.)

Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Систематизация и обобщение.

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Проверка уровня обученности.

Рефлексия (подведение итогов занятия).


Актуализация знаний и умений (самостоятельное применение знаний, умений, навыков)

Создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация знаний и умений:

- с целью проверки знаний и умений;

- с целью подготовки к изучению новой темы.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Контроль знаний и умений

Создать условия для проверки уровня обученности учащихся.

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся.

Рефлексия (подведение итогов занятия).


Формы проведения занятий


Традиционные формы

традиционное занятие;

экскурсия;

дискуссия;

конференция;

учебная игра;

поход;

экспедиция.

Нетрадиционные формы

интегрированное межпредметное занятие;

занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;

занятия, основанные на методах общественной практики: устный журнал, бенефис, аукцион, пресс-конференция, спектакль;

занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение, путешествие и др.;

занятия, основанные на имитации телепрограмм: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?», «Брейн-ринг», «КВН» и др.


Общие характеристики многообразных форм учебных занятий:

- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

- любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Использованная литература:

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей; издательство "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 2011.

2. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие. Москва - Издательство "Учитель", 2015.

6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.