Разработка урока «Типы алгоритмов» (6 класс)
Бородатова Надежда Юрьевна
Тема урока: «Типы алгоритмов»
Тип урока: Урока «открытия» нового знания
Класс: 6
Цели занятия:
а) образовательные:
сформировать у учащихся понятие "тип алгоритма";
научить учащихся определять тип алгоритма;
научить учащихся читать алгоритмы на языке блок-схем;
повторить ранее изложенные представления и понятия, связанные с исполнителями и их системами команд;
закрепить знания по пройденным темам - разделам - алгоритмы и язык блок-схем.
б) развивающие:
развитие логического мышления учащихся;
стимулирование самостоятельной творческой деятельности детей;
развивать умения работать в коллективе, проявлять взаимопомощь и поддержку.
в) воспитательные:
воспитание аккуратного и бережного отношения к технике;
требовательное отношение к порядку на рабочем месте;
воспитание культуры составления алгоритмов.
Планируемые результаты:
- Личностные: способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности.
- Метапредметные: учащиеся получат возможность развивать и отрабатывать умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- Предметные: сформировать у учащихся понятие "тип алгоритма"; научить учащихся определять тип алгоритма, читать алгоритмы на языке блок-схем; повторить ранее изложенные представления и понятия, связанные с исполнителями и их системами команд; закрепить знания по пройденным темам - разделам - алгоритмы и язык блок-схем.
Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, компьютеры для учащихся.
Структура урока:
Организационный этап - 2 мин;
Актуализация имеющихся знаний – 5 мин
Постановка цели и задачи урока - 2 мин
Пробуждение интереса к получению новой информации – 5 мин;
Усвоение новых знаний и первичное закрепление – 10 мин;
Физкультминутка - 2 мин
Закрепление пройденного – 1мин;
Домашнее задание –3 мин;
Итоги урока. Рефлексия - 5 мин;
Технологическая карта урока
Этап урока* |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы работы |
Формируемые УУД |
Организационный этап (2 мин) |
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания |
Эмоционально-психологический настрой на работу |
Познавательные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные Прогнозирование своей деятельности Коммуникативные Умение слушать Личностные Умение выделять нравственный аспект поведения |
|
Актуализация имеющихся знаний (5 мин) |
Демонстрирует ЭОР http://learningapps.org/1152202 Выполните задание «Помоги найти пропущенные слова» Задает учащимся наводящие вопросы: Ребята, как вы думаете, а сколько вообще существует алгоритмов? Все ли они одинаковы? Есть ли алгоритмы, у которых есть что-либо общего? По какому признаку мы будем классифицировать алгоритмы, т. е. делить их на типы? |
Учащиеся работают с карточкой в парах, записывая пропущенные слова. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. |
Групповая Игровой метод |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные Синтез информации Целеполагание, Постановка цели учебной задачи Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Личностные Смыслообразование |
Постановка цели и задачи урока (2 мин) |
В алгоритмах команды записываются в определённом порядке, а выполняются они не всегда в записанной последовательности. Сегодня мы познакомимся с типами алгоритмов. |
Структурируют информацию, записывают тему урока. Узнать, какие алгоритмы называются линейными, разветвляющимися и циклическими. |
Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка |
|
Пробуждение интереса к получению новой информации (5 мин) |
Демонстрирует ЭОР. (презентация, слайд 2) Задает учащимся наводящие вопросы комментирует, направляет работу учащихся. Выскажите свои идеи и предположения о том, какие типы алгоритмов бывают. |
Учащиеся участвуют, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения. |
Фронтальная «Мозговой штурм» |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные Выделение и осознание собственного опыта. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем Личностные Ориентация в межличностных отношениях |
Усвоение новых знаний и первичное закрепление (10 мин) |
Предлагает работу с информационным текстом (приложение 2) Прочитайте внимательно текст, делая соответствующие пометки: v знаю + новое ! важное ? не понимаю Давайте запишем их определения. Демонстрирует ЭОР. (Презентация, слайды 3-6) |
Работа в группах. Читают текст, делая пометки на листочках. Озвучивают свою позицию. Записывают определения типов алгоритмов и схематически изображают блоки алгоритмов разных типов. |
групповая «Инсерт» (маркировка текста) |
Познавательные Анализ текста, выделение нужной информации. Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коммуникативные Выполнять поставленную учебную задачу; аргументировано, отстаивая свою точку зрения, учитывая позицию товарищей Личностные Ориента ция в межличностных отношениях |
Физкультминутка (2 мин) |
Демонстрация ЭОР (презентация, слайд 7). Проводит физкультминутку |
Выполняют алгоритм - физкультминутку |
Компенсаторно-нейтрализующие (гимнастика) |
|
Закрепление пройденного (11 мин) |
Представляет алгоритмы Демонстрирует ЭОР Линейный алгоритм: Разветвляющийся алгоритм: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff93eba-9655-45b6-8246-04b7eeebd839/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_236%5D.swf Циклический алгоритм: Определите порядок следования команд в алгоритмах. Работа по карточкам. (приложение 3) Читаем и определяем тип каждого из них. Используя графические возможности MSWord постройте блок – схемы для предложенных алгоритмов. |
Выполняют задание на интерактивной доске Учащиеся определяют тип каждого алгоритма Учащиеся выполняют задания на компьютерах. |
Фронтальная «Перепутанные логические цепочки» |
Познавательные Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности Личностные Самоопределение, смыслообразование |
Домашнее задание (3 мин) |
Задает домашнее задание, комментирует его. (Презентация, слайд 9) |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Словесный |
Регулятивные Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценки Личностные Нравственно-этическая ориентация |
Рефлексия (5 мин) |
Напоминает правила составления синквейна. Демонстрирует ЭОР (презентация, слайд 10) Выставляет оценки. Благодарит за урок. |
Учащиеся составляют синквейн. Выражают своё отношение к уроку. |
«Синквейн» |
Познавательные Структурируют изученное на уроке Регулятивные Достижение поставленной цели, саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности Личностные Осознание себя в процессе деятельности. Формирование положительной учебной мотивации |
Литература
Интернет-ресурсы:
http://metodist.lbz.ru - Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса;
https://learningapps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru.