Занятие «Ориентирование коренных народов Ямала на местности»

1
0
Материал опубликован 2 March 2018
Дрига Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Дом детского творчества

г. Новый Уренгой

ОРИЕНТИРОВАНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА НА МЕСТНОСТИ

Предмет (направленность): краеведение.

Возраст детей: 10 - 12 лет.

Место проведения: класс.

Цель: Сформировать представление об особенностях ориентирования коренных народов

Ямала на местности

 

Задачи:

раскрыть роль ориентирования на местности в жизни населения тундры;

познакомить с легендой о звездном небе;

воспитывать любовь и интерес к уникальной культуре народов Севера;

продолжить развитие творческих способностей;

закрепить практические навыки.

Тип занятия: усвоение новых знаний и умений.

Форма занятия: беседа, рассказ, практическая работа.

Инструменты и материалы: простой карандаш, картон, ножницы, иголка, нитки, бисер разноцветный, тесьма, шелковая ленточка, мех, кожа, клей ПВА и «Момент».

Наглядное пособие:

технологическая карта изготовления оберега «Звездное небо».

мини-выставка «Обереги коренных народов Ямала».

презентация «Ориентирование коренных народов Ямала на местности».

Технические средства: мультимедиа проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент:

- Добрый день, дети!

Сегодня наше занятие посвящено ориентированию коренных народов Ямала на местности (Слайд 1).

- Ребята, давайте вспомним, что значит «ориентирование на местности»? (Ориентирование на местности – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и направления пути) (Слайд 2).

- Правильно.

Слово «ориентирование» происходит от латинского слова « oriens », что в переводе означает «восток». С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце – источник жизни на Земле.

- С помощью какого прибора можно определить стороны горизонта? (По компасу, где главным направлением является линия север-юг).

Из-за близости магнитного полюса и интенсивных магнитных возмущений в Заполярье, использование магнитного компаса затруднено или невозможно.

- Ребята, давайте подумаем, с помощью чего еще можно ориентироваться на местности?

(По Солнцу, Луне, звездам).

- Правильно. Ориентирование на местности по Небесным Светилам (Слайд 3).

Именно наблюдения за Небесными Светилами позволяют достаточно уверенно ориентироваться в высоких широтах.

II. Теоретическая часть

Еще с давних времен люди направляли свой взор к небу.

Астрономические знания необходимы были и народам Севера, где они занимались охотой, рыболовством, оленеводством, совершали перемещения по тундре. Всем им необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время не было карт и компаса. Небо же было почти всегда ясным, и звезды могли всегда направлять путешественника к его место назначению.

Откуда, взялись звезды на небе, нам расскажет легенда.

Легенда о звездах «Млечный путь»

«Случилось это в незапамятные времена. Тогда еще не было ни звезд, ни Млечного пути.

На Урал, в долины Сакмары и Агидели прилетали на лето откуда-то с юга каждый год журавли. В старину считали, что они прилетают из Хиндустана.

Однажды, когда холодной осенью журавли улетали в теплые края, поднялся сильный ураган. Журавлята стали блуждать и биться в небе, а некоторые от усталости падали на землю. Тогда взрослые журавли, чтобы указать отстающим, стали рассыпать по небу свои перья. Эти перышки тотчас превращались в звезды.

Вот так и образовались звезды. Отставшие журавли возвращались по этой звездной дороге. Потом эту дорогу люди назвали Млечным путем, или Дорогой птиц».

С детства, ненцы в силу необходимости вырабатывали в себе навыки ориентировки в самых разнообразных условиях, заимствуя обычно опыт у старшего поколения.

 

Ориентирование по Небесным Светилам

Коренные народы Севера по состоянию (цвету) неба определяют погоду, по Луне – погоду, удачу на охоте и рыбалке, по облакам – ветер и осадки, по звездам – ориентировались в пространстве.

Ориентирование по звездам. Осенью и зимой, особенно с наступлением полярной ночи, единственным надежным ориентиром становятся звезды. Для ориентирования по созвездиям, прежде всего надо хорошо знать звездное небо, расположение созвездий, а также когда и в какой части неба они бывают видны. Умение распознавать созвездия достигается практикой. Приобретая такой опыт, человек затем уверенно ориентируется на местности.

Ненцы прекрасно ориентировались по звездам, зная некоторые созвездия и их положение в разное время относительно сторон света. В ненецком языке существуют названия для многих звезд и созвездий: Нэрм Нумгы – Полярная звезда; Си ив Со ом – созвездие Большой Медведицы; Хорам Вадарта – созвездие Возничего, Нябы сар ню – Плеяды; хабы Нумгы – Персей и другие; для стран света: Нэрм – север; иба я или яля ер – юг; ялян тарп – восток; ялям паде или пэ мерця – запад.

Полярная звезда всегда находится на севере. Она может служить надежным ориентиром для выдерживания направления движения, так как ее положение на небосклоне с течением времени практически не изменяется.

Зимой на небе выделяется созвездие Ориона, имеющее вид большого четырехугольника, в середине которого стоят в одном ряду три звезды. В декабре около полуночи Орион показывает почти точно на юг. В январе он располагается над точкой юга около 10 часов вечера (Слайд 4).

Ориентирование по Солнцу. Утром (в 7.00 часов) солнце бывает на востоке, в полдень - на юге, вечером (в 19.00 часов) – на западе. Если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток (Слайд 5,6).

Ориентироваться по солнцу порой тоже представляет определенные трудности из-за нередко пасмурной погоды, метелей, пурги, иногда сложности создает рефракция. Рефракция иногда становилась причиной образования несколько ложных солнц.

Ориентирование по Луне. Порой единственным ориентиром на небосводе является луна. Она движется с той же угловой скоростью, что и солнце – примерно 15 градусов. При определении сторон горизонта по полной луне можно пользоваться теми же способами, что и по солнцу. Поскольку полная луна противостоит дневному светилу. Таким образом, в Северном полушарии в полночь она будет на юге, в 19.00 часов – на востоке и в 7.00 часов – на западе (Слайд 7).

Астрономические наблюдения позволяют достаточно надежно ориентироваться на местности. Но возможность таких наблюдений ограничена капризами погоды.

- Ребята, какие местные признаки позволяют человеку ориентироваться на местности? (По рельефу, деревьям, растениям, по повадкам животных) (Слайд 8).

 

Ориентирование по местным признакам

Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение объектов и указывают направление движения, называются ориентирами. Они выделяются обычно своими размерами, формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.

Ориентирование по направлению ветра. В высокоширотных арктических районах чаще наблюдаются южные ветры, а на арктических островах – западные. Ориентирование по ветру, нужно помнить, что этот способ хорош на открытой местности и практически непригоден на сильно расчлененном рельефе (Слайд 9).

Ориентирование по снежным застругам. Еще один способ основан на постоянстве господствующих ветров, под воздействием которых образуются снежные надувы и заструги – своеобразные формы снежного рельефа в виде узких, вытянутых по ветру гребней (снежные волны). С наветренной стороны обычно располагается наиболее узкая и низкая часть надува, а обрывистая – с подветренной. Поэтому на арктических островах обрывистая сторона надува обращена к западу, в высокоширотных районах Арктики она укажет направление на север (Слайд 10).

Ориентирование по «пребыванию» людей в тундре. Следы в тундре сохраняются долго. След, оставленный нартами, виден даже после пурги. Если на пути встретится взрыхленный оленьими копытами снег, значит, недавно прошло стадо и где-то близко жилье. Летом следы хорошо видны на мху. Поэтому, если уж заблудился, иди по следу, он непременно выведет к жилью, к людям (Слайд 11).

По кострищам оленеводов бывалый человек без труда определит направление движения стада. Сначала смотришь, давно ли горел костер. Если не засыпан снегом – день-два прошло. Если головешки успели отсыреть – времени минуло порядочно. Сухие, а тем более теплые они обнадеживают: стоянка была недавно. Уходя, пастух не забудет наиболее заметную головешку поставить так, что она укажет путь стада. Если поблизости деревья, поместит ее между сучков. Строго придерживайтесь указанного направления – нагоните стадо.

По следам, оставляемым санями и оленями, ненцы легко могли рассчитать время, когда именно сани проезжали по этому месту, не говоря уже о направлении.

В безветренную погоду далеко слышны голоса. Дым чумов олени чуют издалека. Ухо прижать к шесту или плотно к подушке – будут слышны скрип копыт оленей или шаги (Слайд 12).

Привычными ориентирами летом остаются нарты с зимними вещами, оставленные запасы топлива (связки тальника), зимой – остаются нарты с летними вещами, выбросы льда на озерах, где стоят сети (Слайд 13).

Ориентирами также являются священные места и кладбища. Священные места в виде скопления рогов видны издалека. Кладбища или отдельные захоронения находятся на возвышенностях, обязательно около озера или на берегу реки (Слайд 14).

Ориентирование по рельефу. Жители тундры обычно обладают хорошо развитым зрением: на большом расстоянии они могут различить даже самую незначительную возвышенность, которая помогает им найти правильное направление пути. В этом им помогает отличное знание местности (крупных и мелких рек, сопок, озер, одинокое дерево причудливой формы) (Слайд 15).

Снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к югу, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных (Слайд 16).

Все реки Западной Сибири текут на север и впадают в реку Обь (Слайд 17).

Если не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по признакам местных предметов. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солн­цу.

Ориентирование по растениям. В тундре направление север-юг указывают лишайники, которые покрывают стволы деревьев, камни и пни с северной стороны; если мох растет по всему стволу дерева, то на северной стороне, особенно у корня, его много и обычно он более темный (Слайд 18).

Кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. Годовые кольца на пнях деревьев расположены гуще с северной стороны.

Летом с северной стороны деревьев, камней, пней земля более влажная, южные склоны холмов бывают суше.

Летом трава на северных склонах бывает гуще. Гуще она и к югу от отдельно стоящих пней, камней, стволов деревьев. С этой же стороны в жаркую погоду трава раньше начинает желтеть (Слайд 19).

Ягоды морошки и брусники, с южной стороны кочек, поспевают раньше, чем с северной стороны (Слайд 20).

Ориентирование по повадкам животных. Муравейники всегда находятся к югу от ближайших деревьев и пней; южная сторона более пологая, чем северная; вход в муравейник с юга (Слайд 21).

Чайки гнездятся на западных и северо-западных берегах островов (Слайд 22).

Искусственные ориентиры в тундре

Кроме природных ориентиров, в тундре появляются – искусственные тригонометрические знаки, маяки (Слайд 23, 24), локаторы бывших воинских частей (Слайд 25), свет от буровых, факел буровых (Слайд 26), освещение в поселке (Слайд 27), газопроводные трубы (Слайд28), фактории, зимники (Слайд 29).

Летом в основном видимость хорошая, видно много естественных и искусственных ориентиров, но без надобности северный человек старается не ездить.

 

III. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Раз, два, три, четыре.

Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток,

а затем на север.

Отдохнули мы немного,

а потом опять в дорогу

прямо, прямо к западу домой.

IV. Практическая работа

- А сейчас ребята мы с вами сделаем оберег «Звездное небо». Магическая сила заключалась в том, что бы владелец этого оберега никогда не сбивался с пути, всегда находил путь домой.

Оберег, от слова беречь, охранять. Оберег – это предмет, который способен охранять его владельца от бедствий, несчастий, приносить в дом счастье и достаток.

Прежде, чем приступить к работе, нам необходимо вспомнить технику безопасности при работе с иглами, ножницами и другими режущими предметами.

Знакомство с технологической картой (Приложение 1).

Работать вы будете по технологической карте, в которой описан порядок работы. Я покажу некоторые приемы работы и дам советы:

Сначала подготавливаем необходимые детали для оберега (вырезаем круг из картона, 1 круг из фетра, полоску меха шириной 0,3 - 0,5 мм.).

На круг из картона приклеиваем полоску меха по кругу.

Набираем цветной бисер на проволоку по кругу 7-8 рядов.

Приклеиваем набранный бисер в центр, так что бы были закрыты края меха.

На обратную сторону оберега пришиваем заранее набранную нить из бисера.

Большой круг из фетра приклеиваем на обратную сторону оберега.

 

V. Подведение итогов занятия

У людей, живущих на природе, и сильно от нее зависящих, действительно порой развивается необыкновенная наблюдательность, позволяющая им не сбиваться с пути. Но качество это – результат постоянной, каждодневной, подчас бессознательной тренировки. Подобная наблюдательность вырабатывается в течение многих лет, и потому такие люди ориентируются, так сказать, в автоматическом режиме, не прилагая для этого специальных усилий, на ходу обращая внимание на необходимые приметы, сравнивая и сопоставляя увиденное при различных обстоятельствах, отбрасывая случайное и делая выводы о своем местоположении и верном направлении движения.

Ориентирование играет большую роль в жизни коренных народов Ямала. Это связано с хозяйственной деятельностью: оленеводством, рыболовством, охотой (Слайд 30).

- Ребята, ну вот, смотрите какие вы молодцы, какой у всех получился замечательный оберег! (Демонстрация оберегов).

- Вот и подошло к концу наше занятие. Приводите свои места в порядок.

До свидания.

Литература

1.Гольд А.Г. Полярные встречи - Свердловск: Средний Урал – Кн. Изд-во, 1984. – 192 с.

2.Мухачев А.Д., Харючи Г.П., Южаков А.А. Кочующие через века. Екатеринбург: ООО «Баско», 2010. – 240 с.

3. Хомич. Ненцы: СПб, Русский двор, 1999. – 233 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.