Исследовательская работа в 5 классе «Традиции рождества»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Конкурс проектных и исследовательских работ
Вид работы - научное исследование
Авторы: Елена Акулова
Ксения Криворучко
класс :5 «А»
Руководитель работы: Багнова Елена Викторовна
должность: учитель
преподаваемый предмет: искусство
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1454490693.pptx (Презентация "Традиции рождества")
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1454490746.pub (Буклет "Традиции рождества")
Адрес электронной почты руководителя
bagnova84@mail.ru
Берёзовский город
2015 г.
Аннотация.
Данная работа будет иметь свою практическую значимость для школьника России, поскольку она формирует представление о празднике Рождества в нашей стране, о семейных традициях, способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала и сохранению традиций нашего народа. Цель работы: изучение особенности празднования рождества в России ;
привитие, сохранение интереса учащихся к национальным традициям.
Задачи исследования: изучить особенности празднования рождества в нашей стране;
исследовать способы празднования рождества среди молодежи; изучить мнение учащихся о праздновании Рождества в России; узнать какие песни исполнялись на рождество и исполняются ли они в наше время.
Содержание.
Введение ---------------------------------------------------------стр.4-5
1. Происхождение рождества в России-----------------------------стр.6
2. Дата празднования рождества------------------------------------стр.7
3. Рождественские обычаи и традиции в России----------------стр.8-9
4. Этапы проведения исследования---------------------------------стр.10
Заключение.------------------------------------------------------------------стр.11
Литература---------------------------------------------------------------------стр.12
Приложение-------------------------------------------------------------------стр.13-15
Введение.
«Я люблю Рождество, потому что в это времялюди думают о других. Было бы мило, если бы семьи всегда жили по такому раскладу»
Натаниэль Бузолич.
Рождество Христово — это не только светлый праздник православия,
рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.
На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века, однако, учитывая наличие и раньше христианской общины в древнем Киеве, празднование могло иметь более давнюю историю.
В конце XVII — начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении, Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции.К концу XIX века непременным атрибутом Рождества, как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с начала XX века подарки стал носить российский аналогзападного Санта-Клауса — Дед Мороз. В 1920-х годах религиозные праздники искоренялись атеистическим государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово.Однако в 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года (1 января). С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с практикой празднования Рождества.Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году.
Цель работы:
-изучениеособенности празднования рождества в России ;
- привитие, сохранение интереса учащихся к национальным традициям.
Задачи исследования:
изучить особенности празднования рождества в нашей стране;
исследовать способы празднования рождества среди молодежи;
изучить мнение учащихся о праздновании Рождества в России;
проанализировать результаты анкетирования;
узнать какие песни исполнялись на рождество и исполняются ли они в наше время
Объект исследования: праздник Рождества.
Предмет исследования: особенности празднования рождества в России.
База исследования: учащиеся 5-8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 16 г. Берёзовского.
Гипотеза: является ли праздник важным событием для большинства россиян, существуют ли отличительные особенности в знаниях между учащимися пятых и восьмых классов.
Методы исследования: изучить научную литературу; анкетирование; исследовать данные результаты, изготовление буклетов.
Данная работа будет иметь свою практическую значимость для школьника России, поскольку она формирует представление о празднике Рождества в нашей стране, о семейных традициях, способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала и сохранению традиций нашего народа.
1. Происхождение рождества в России.
Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников, который всем христианским миром отмечается с особым благоговением, праздник мира, душевного спокойствия, отдыха. Две тысячи лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился в мир Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом – от непорочной Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища. Божественный Младенец родился в Вифлееме, куда Пресвятая Дева Мария и ее муж Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и гостиницы в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Марии с Иосифом нашлось укрытие только в пещере-вертепе, куда пастухи в непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленатый, положен был на солому в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы – это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
2. Дата празднования рождества.
Дата католического Рождества – 25 декабря, русские отмечают Рождество Христово 7 января. Почему же даты рождения Иисуса Христа разные?
Православное Рождество «отстает» от католического, на 13 дней. Это произошло из-за путаницы календарей: в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль». Старый, юлианский календарь, стали называть старым стилем. Различие между новым и старым стилем каждые сто лет увеличивается на 1 день и в XX в. составляет 13 суток.
Таким образом, католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, встречают праздник Рождества Христова в ночь с 24 на 25 декабря. В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают христиане, афонские монастыри, живущие по старому Юлианскому календарю.
3. Рождественские обычай и традиции в России.
В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество носят по домам кутью, прося хозяев её отведать, или просто поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают всякую пищу (в прошлом), деньги или конфеты (сейчас).
Рождество является началом Святок, дней почитаниямертвых. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января). У людей этот период считался самым действенным для совершения разнообразнейших гаданий. В это время была полностью запрещена охота на зверей и птиц .Широко распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию.
В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина; считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога.
На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине.
Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком.Обилие крупнокускового жареного и печёного мяса, целиком запечённой птицы и рыбы на праздничном столе было связано с особенностями устройства русской печи, которое позволяло успешно готовить крупноразмерные продукты.
Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаи, шаньги. Готовили запеканки, блины. Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные).
Сладкие блюда, подаваемые на рождественский русский стол, не были разнообразны. Это ягоды, фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье, мёд. Пили взвары (компоты и сладкие супы, сбитень), кисели.
Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки. Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Как правило, калядка-это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился спаситель.
Очень многие колядки и щедровки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд. Ввиду многовековой давности колядок и щедровок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе лет до двести!
Счастья вам да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!
Наделил бы Вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством во всём.
4. Этапы проведения исследования.
На первом этапе разработана анкета для обучающихся 5-8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Берёзовского» (приложение 1). На втором этапе проведено исследование, результаты которого занесены в таблицы (приложения2 ) и созданы диаграммы, где сравниваются результаты пятых и восьмых классов.На третьем этапе создан буклет для учащихся школы, с информацией о рождестве и рекомендациями о сохранении традиций.
В анкетировании принимало участие- 365 учащихся: из них- 94 –это ученики пятых классов; 98- 6 классов;87- 7 классов;86-учащиеся 8 классов.
Были взяты результаты для сравнения учеников пятых и восьмых классов, в связи с возрастными особенностями.
Анализ результатов анкетирования показал, что из учащихся 5 и 8 классов, на вопрос, «что такое рождество?»- правильно ответили: 5 классы- 76 человек, а в 8 классе – 64человека.
«Когда празднуется рождество?»- правильно ответили –в пятых классах-77 учащихся, а в восьмых- 54 человека.
На вопрос, «Что вы знаете о традициях рождества?»- правильно ответили -в 5 классах-44 ученика, а в 8- 37 учеников.
На четвертый вопрос- «Какие песни исполняются на рождество?»- в 5 классах правильно ответили-57, а в 8-50 человек;
На последний вопрос «Отмечаете ли вы рождество?» отмечают в пятых классах-55 человек, а в восьмых 19 учащихся.
Заключение.
Рождество – это праздник, который во многих странах породил большое количество символов. К ним относится даже его дата. Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. В каждой стране по-своему соблюдаются рождественские традиции и обычаи: дарить подарки, рассылать поздравительные открытки своим близким, украшать дом, украшать живое хвойное дерево или искусственную елку, готовить традиционные блюда и петь колядки.
В процессе работы было проведено анкетирование среди 5-8 классов. Результаты данного исследования показали, что рождество является значимым праздником для большинства учащихся школы,о традициях празднования рождества больше знают учащиеся пятых классов, нежели в восьмых.Таким образом гипотеза нашего исследования подтверждается . В результате исследования мы пришли к выводу, что семьи учащихся нашей школы поддерживают традиции предков. И с каждым годом количество учащихся,с интересом относящихся к празднованию рождества возрастает. Из этого можно сделать вывод, что в Россию праздник Рождества Христова возвращается.
Литература.
«Большая книга рождественских чудес» - Издательство Рипол Классик. 2014г.
Марина Костромицкая: «Новый год и Рождество». Энциклопедия праздника, 2008 г.
Ольга Ларина: «Встречаем Новый год и Рождество» ,2010г.
Т. Левкина: «Празднуем Рождество» ,2009г.
Наталия Нестерова: «Книга Нового года и Рождества», 2014г.
Приложение 1.
Анкетирование.
1. Что такое рождество? |
2. Когда празднуется рождество? |
3. Что вы знаете о традициях рождества? |
4. Какие песни исполняются на рождество? |
5.Отмечаете ли вы рождество? |
Приложение 2.
Класс Воп росы |
5 «А»-22 чел. |
5 «Б»-25чел. |
5 «В»-23чел. |
5 «Г»-24 чел. |
|||||
верно |
неверно |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
||
1. |
21 |
1 |
18 |
7 |
16 |
7 |
21 |
3 |
|
2. |
22 |
0 |
16 |
9 |
20 |
3 |
19 |
5 |
|
3. |
10 |
12 |
11 |
14 |
7 |
16 |
16 |
8 |
|
4. |
13 |
9 |
12 |
13 |
12 |
11 |
10 |
14 |
|
5. |
16 |
6 |
16 |
9 |
10 |
13 |
13 |
11 |
Класс Воп росы |
6 «А»-26 чел |
6 «Б»-25 чел. |
6 «В»-25чел. |
6 «Г»-22 чел. |
|||||
верно |
неверно |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
||
1. |
19 |
7 |
11 |
14 |
25 |
0 |
10 |
12 |
|
2. |
25 |
1 |
15 |
10 |
16 |
9 |
15 |
7 |
|
3. |
19 |
7 |
2 |
23 |
19 |
6 |
13 |
9 |
|
4. |
15 |
11 |
12 |
13 |
23 |
2 |
12 |
10 |
|
5. |
9 |
17 |
10 |
15 |
13 |
12 |
11 |
11 |
Класс Воп росы |
7 «А» -24чел. |
7 «Б» -24 чел. |
7 «В»-20 чел. |
7 «Г»-19чел. |
|||||
верно |
неверно |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
||
1. |
19 |
5 |
17 |
7 |
17 |
3 |
18 |
1 |
|
2. |
12 |
12 |
18 |
6 |
14 |
6 |
19 |
0 |
|
3. |
5 |
19 |
3 |
21 |
3 |
17 |
13 |
6 |
|
4. |
20 |
4 |
17 |
7 |
4 |
16 |
11 |
8 |
|
5. |
9 |
15 |
11 |
13 |
7 |
13 |
9 |
10 |
Класс |
8 «А» -20 чел. |
8 «Б»-25 чел. |
8 «В»-19 чел. |
8 «Г»-22чел. |
|||||||
Воп росы |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
верно |
неверно |
|||
1. |
17 |
3 |
20 |
5 |
12 |
7 |
15 |
7 |
|||
2. |
15 |
5 |
17 |
8 |
13 |
6 |
9 |
13 |
|||
3. |
14 |
6 |
16 |
9 |
5 |
14 |
2 |
20 |
|||
4. |
13 |
7 |
11 |
14 |
13 |
6 |
13 |
9 |
|||
5. |
4 |
16 |
7 |
18 |
5 |
14 |
3 |
19 |
Результаты исследования возрастных категорий
Воп ро сы |
5-ые классы |
8-ые классы |
||||
правильно |
неправильно |
правильно |
неправильно |
|||
1. |
76 |
18 |
64 |
22 |
||
2. |
77 |
17 |
54 |
32 |
||
3. |
44 |
50 |
37 |
49 |
||
4. |
57 |
37 |
50 |
36 |
||
5. |
55 |
39 |
19 |
67 |