Презентация к уроку обществознания «Традиции Рождества» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Традиции Рождества
PPTX / 4.55 Мб
Традиции Рождества (урок ОРКСЕ в 4 классе)
Цель урока:
показать основные традиции празднования Рождества, а также значение этого праздника для христиан.
Задачи:
- рассказать об истории происхождения праздника;
- показать традиции празднования Рождества среди католиков и православных христиан;
- проанализировать рождественские традиции в художественной литературе и понять, что во всех рождественских произведениях авторы главное внимание уделяют ценности человеческой жизни, тепла, добра, милосердия и радости в отношениях между людьми
Оборудование (компьютер, проектор для показа презентации, выставка книг на тему «Традиции рождества в художественной литературе», музыкальные произведения на тему рождественских традиций («Щелкунчик» и др.), творческие работы учеников на тему «Рождество»)
Ход урока:
Учитель: Все христиане ежегодно празднуют Рождество. Этому празднику также посвящены тысячи книг, песен, фильмов и картин художников. Этот праздник отмечают и западные (католики) и восточные (православные) христиане. Разница празднования в календаре. 25 декабря - католики (по григорианскому календарю). 7 января – православные (по юлианскому календарю) Рождество относится к непереходящим, неподвижным праздникам (дата празднования не меняется). Это не только один из главных праздников христиан, но и один из самых ожидаемых, волшебных и прекрасных. Почему же этот праздник так важен для христиан как и Пасха?
Ученики: потому что он связан с историей появления на свет Иисуса.
Учитель: Верно, по Священному Преданию в городе Вифлеем в убогой пещере родился Спаситель мира (Иисус). Внимая песнопению ангелов, пастухи славили и благодарили Бога. Вслед за путеводной звездой (звездой Вифлеемской) волхвы с далекого востока спешили на поклонение Божественному Младенцу. Они несли дары родившемуся Спасителю всех людей (показывается слайд с изображением Рождества Христова). С тех пор ежегодно все христиане празднуют рождение Иисуса. Каковы же общие традиции празднования Рождества?
Ученики: украшение елок, домов, приготовление рождественских блюд и подарков детям.
Учитель: Да, вечнозеленая ель означает для христиан дерево бессмертия, как бессмертие души человеческой. Горящие свечи или огоньки – это человеческие души. Сверкающие на елке снежинки похожи на небесные звезды. Первые рождественские елки украшали настоящими яблоками орехами и сладостями. И по сей день в легких елочных шарах мы угадываем наливное красное яблоко. В западных странах украшают не только елки, но и весь дом рождественскими венками (их можно увидеть на входной двери, как символ праздника). (слайды с изображением рождественских елок, репродукции художников). А о подарках задумывались задолго до праздника, чтобы каждого человека в семье, особенно ребенка порадовать именно тем, что ему хотелось. Самому празднику предшествует пост. Он продолжается 40 дней. А как называется день накануне Рождества?
Ученики: он называется Сочельник.
Учитель: Этот день также важен для всех христиан. Можно употреблять постную пищу, в т. ч. особое блюдо (сочиво) лишь после появления первой звезды, символизирующей собою звезду Вифлеемскую. В этот же день вечером люди, чаще дети, пели рождественские песни (в России они назывались «колядки»), прославляющие Иисуса. (слайд с изображением колядок). И все-таки почему же Рождество называют счастливым, волшебным?
Ученики: Потому что от этого праздника все ждут чудес. Люди верят, что накануне Рождества отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий, а взорам праведных людей открываются все сокровища и тайны пресветлого Рая.
Учитель: Давайте вспомним, в каких художественных произведениях рассказывается о традициях этого первого зимнего праздника христиан, а также происходит настоящее Рождественское чудо?
Ученики: В рассказе О, Генри «Дары волхвов», в произведении Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе», в «Чудесном лекаре» А.И. Куприна и др.
Учитель : Какие традиции Рождества упоминаются в рассказе «Дары волхвов»?
Ученики: Традиция дарить подарки друг другу. Каждый из главных героев рассказа хотел сделать счастливее другого, отдав при этом самое дорогое, что у него было.
Учитель: В произведении Ч. Диккенса что же случается с героем накануне Рождества?
Ученики : Главный герой «Рождественской песни», нелюдимый скупец Эбинейзер Скрудж, любит только деньги, его душа черства, ему недоступна радость Рождества, и он даже в праздник не желает проявить доброту и заботу о других людях. В сочельник Скруджа посещают несколько духов. Они показывают, как Скрудж, некогда обычный добрый человек, превратился в угрюмого бессердечного скрягу, чья будущая смерть никого не опечалит. Потрясенный видениями Скрудж преображается: он становится добрым и щедрым, а его забота спасает от смерти малютку Тима, сына клерка в конторе Скруджа.
Учитель: А какое же чудо происходит в Сочельник, накануне Рождества в рассказе А. Куприна «Чудесный лекарь»?
Ученики: Неожиданная помощь пришла от неизвестного доктора бедной и голодающей семье одного человека по фамилии Мерцалов. Этот человек, Мерцалов, безрезультатно пробегал накануне праздника Рождества полгорода в поисках средств на лекарства своей заболевшей дочки и уже совсем отчаялся, да так, что решил свести счеты с жизнью.
Учитель: Да, в рассказе Куприна доктор для семьи Мерцалова стал настоящим волшебником: он спас семью от голода, вылечил тяжело заболевшую девочку, от души пожелав всей семье Мерцалова счастья и благополучия. Совершилось настоящее Рождественское чудо. «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел на нашу семью. Все переменилось… Просто чудо совершил этот святой человек», - рассказывал Гриша, сын Мерцалова. Как вы думаете, когда почему происходят чудеса? Что помогает в праздник Рождества совершится чуду?
Ученики. Желание делать добро другим, порадовать близких,
Учитель: Да, это особый душевный настрой, который создает этот праздник, смягчающий и умиляющий сердца людей. Люди, желая помочь другим, делая от души подарки, пусть и недорогие, преображаются нравственно и совершаются настоящие чудеса. Давайте теперь составим синквейн к слову Рождество и послушаем рождественскую музыку, музыку радости в ожидании предстоящего праздника. (звучит музыка из произведения Гофмана «Щелкунчик» или др.)
Использованная литература:
Диккенс Ч. Рождественские повести. – М.: Художественная литература, 1990. – 366 с.
Калинина Г. Рождество Христово. – М.: Лепта Книга, 2013
Коровина Е. Легенды, символы и традиции Рождества и Нового года. – М.: Центрполиграф, 2015
Куприн А.И. «Чудесный доктор». – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 235 с.
О.Генри «Дары волхвов». – М.:
Панкеев И.А. Пасха. Рождество. Масленица. – М.: Олимп: астрель: АСТ, 2007. – 345 с.
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы религиозных культур и светской этики: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразоват. учрежд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. – 128 с.