12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яшина Валентина Александровна40

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ИСКУССТВ) «РАДУГА»


 

«Изготовление традиционной

народной куклы «Десятиручка»

 

(Методическая разработка занятия)


 

Педагог дополнительного образования

Яшина В.А

2018г

 

Пояснительная записка

 

  «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков - Щедрин.

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, различные конкурсы, народные праздники. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Главной целью написания данной методической работы - обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах, приобщение детей и родителей к народным традициям. Актуальность занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца Все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для дальнейшей успешной деятельности. Данная разработка посвящена развитию интереса детей 10 – 14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества, и обучению изготовлению куклы на основе традиционной технологии. Занятие входит в блок занятий образовательной программы «Лоскутная фантазия» в раздел «Лоскутная техника» 3-его года обучения по теме «Изготовление народных кукол на традиционной основе» (для участия в конкурсе «Творчество: традиции и современность» по номинации «Кукла». Учащиеся с удовольствием шьют куклы на традиционной основе, им нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Сделанная из натуральных материалов собственными руками кукла значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая. Приобщение родителей к данному виду творчества я, как педагог, вижу в посещении выставки творческих работ своих детей в объединении по теме: изготовление кукол на традиционной основе, при их непосредственном участие, как в материальной, так и моральной поддержке. Разработанные материалы могут быть использованы для приобщения детей к народной культуре и изготовления с детьми традиционных тряпичных кукол педагогами дополнительного образования на занятиях в системе дополнительного образования и учителями на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Тема занятия: Изготовление куклы на традиционной основе «Десятиручка»

Цель занятия: научиться выполнять русскую тряпичную куклу «Десятиручка» на основе традиционной технологии.

Задачи:

Образовательные

– формировать знания о народной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах;

обучить техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол;

Развивающие

- развивать полноценную духовно богатую личность ребенка;

- развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, к народным традициям, художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность и инициативу.

Воспитательные

– воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, технологическую дисциплину, эстетический вкус.

- формировать мировоззрение, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание.

- создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий творческому общению учащихся.

Формы и методы: теоретический: рассказ-информация по истории создания куклы, беседа с применением фольклорного материала, наглядно-иллюстративный, презентация; практический: изготовление куклы по инструкционной карте, продумывание и изготовление костюма, головного убора, декоративное оформление.

Оборудование:  компьютер, иллюстрации с изображением готовых кукол,  образцы кукол, инструкционные карты для изготовления куклы. Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Материалы и инструменты:

Ткань Х\Б белая – 35 * 60 /см/. Ткань Х\Б цветная – 15 * 40 /см/. Ткань Х\Б цветная – 10 * 10 /см/. Ткань Х\Б цветная – 3 * 15 /см/. Ткань Х\Б цветная – 10 * 20 /см/. Нитки мулине. Тесьма декоративная. Ножницы, карандаш.

План занятия.

1.Организационный этап.

2. Подготовительный этап: подготовка к восприятию нового материала, введение

3. Объяснение нового материала: Беседа об истории обрядовой куклы, ее образах (приобретение новых знаний). Презентация (Приложение3)

4.  Практическая работа: изготовление куклы,  повторение ТБ., физкульминутка .

5. Рефлексия (по методу «Веселый хоровод») Обобщение и систематизация знаний учащихся, просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль.

6. Итоговый этап занятия: оформление выставки народных традиционных кукол для родителей.

Ход занятия.

1.Организационный момент Подготовка рабочего места Подготовка необходимых материалов. Психологический настрой. ( Звучит тихая фольклорная музыка)

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас с вами завершающая тема по изготовлению народной куклы на традиционной основе. А какую куклу мы будем сегодня с вами делать, вы узнаете позже.

Слайд 2 Введение . Давайте вспомним на какие группы по своему назначению куклы делятся (дети отвечают)

- Правильно. Куклы - обереги, игровые и обрядовые куклы. Мы с вами уже шили куклы - обереги, игровые куклы. Давайте еще раз вспомним историю о народных куклах.

Кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет в куклы в детстве и, вырастая, забывает о любимой игрушке, для других кукла превращается в хобби, а кто-то сам придумывает куклы, создавая уникальные объекты искусства. В любом случае, каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с куклой. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была, как живое существо. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

Слайд 3 Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

3. Объяснение нового материала

- Мы сегодня с вами будем знакомиться с обрядовыми куклами и одну из них мы сошьём с вами на занятиях

Слайд 4. Обрядовые куклы - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Слайд 5. Обрядовых кукол тоже много. Вы их на слайде видите.

Слайд 6. С Куклой Масленицей вы хорошо знакомы. Мы с вами ежегодно ее делаем на проводы Масленицы.

Слайд 7. Сегодня мы будем шить обрядовую куклу, которая называется «Десятиручка». Кукла «Десятиручка» была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та все успевала, и все у нее ладилось, и все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

Есть такая присказка о Десятиручке:

 Данным давно жила в одной деревне трудолюбивая женщина. Вставала она раньше солнышка, ложилась спать с первыми звездами. Цельный день работает, не покладая рук. А работы все больше и больше. Села она вечером и заплакала: «Ой, горе мне горе, работаю, работаю, а дел все больше и больше, вот была б у меня еще пара рук точно бы справилась.» Пожалела женщину Макошь и сотворила ей еще две руки. Целый день женщина работала, а вечером опять в слезы. Макошь ее спрашивает: «Почему ты плачешь? Ведь я сотворила тебе еще одну пару рук!». А женщина отвечает: «Благодарствую тебе, Макошь, в два раза больше сделала, чем вчера, но на все ровно рук не хватает». «Хорошо, - сказала Макошь, - вот тебе еще пара рук». Весь день работала женщина, а вечером опять в слезы. Макошь спрашивает, чего она опять плачет, а женщина опять за свое - снова ей на все рук не хватает.

Рассердилась Макошь убрала все лишние руки, а вместо них дала куколку с десятью руками и знания как ее изготовить. И сказала: «Смотри, хорошо к ней относись, тогда станет она для тебя помощницей во всех делах!». С той поры стали женщины сами себе помощниц делать, а великую Макошь еще больше прославлять.

Ребята представьте, вот так могла выглядеть кукла «Десятиручка» в то время, ведь шили ее из соломы и лыка.

Слайд 8. Но сейчас у нас с вами нет лыка, нет соломы, а есть ткань, из которой мы будем шить вот такую куклу. (Демонстрация готовой модели куклы)

Слайд 9. Кукла изготавливается вручную. Нам с вами понадобится только ткань, нитки-мулине, тесьма и ножницы.

4. Практическая работа:

-   изготовление основы куклы

Перед работой, ребята, давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами: все вместе скажем наш инструктаж по технике безопасности:

Чтоб безопасно нам работать

Нужно правила нам знать

Про ножницы мы скажем,

На примере вам покажем

Как их надо подавать:

Ни острыми конечками,

А круглыми колечками.

Нужно правила всем знать

Аккуратно соблюдать

И получим мы тогда

Наслажденье от труда!

-  Приступаем к изготовлению куклы-помощницы «Десятиручка»

Слайд10. Перед вами инструкционная карта по выполнению работы (Приложение 1) Педагог контролирует работу детей и оказывает нуждающимся учащимся помощь

- Мы закончили основу нашей куколки. Давайте немного отдохнем:

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

Крутим - вертим головой,

Разминаем шею.

- изготовление одежды на кукле

Теперь приступаем к одежде для куклы. Мы оденем нашу куклу в сарафан, а на голову –платочек. У вас есть материал для одежды. Приступайте к работе. (Под руководством педагога дети выполняют работу)

- Наша кукла «Десятиручка» - готова!

- Народная обрядовая кукла «Десятиручка» изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Подумайте, в каких делах кукла может вам помочь. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна вам помочь. (Дети загадывают желание-дело)

5.Рефлексия (проводится по методу «Веселый хоровод»)

Название метода

«Веселый хоровод»

Цели использования метода

Выяснить впечатления учащихся от проведенного занятия

Предварительная подготовка

Распечатка куклы  Вырезать ее по контуру.

Технология проведения

Всем уч-ся раздаются распечатанные куклы Их задача нарисовать такое личико, какие эмоции они испытывают после занятия. Кукла может быть и жизнерадостной, грустной или задумчивой.

После того как все выполнили задание куклы выстраиваются в один ряд в форме хоровода.

   

Итог

Учащиеся определяют каких лиц больше: веселых или грустных. Педагог делает вывод

 

Педагог: Молодцы! Мы сегодня хорошо поработали. На лицах ваших кукол я вижу радость, а значит и вы испытываете удовольствие и наслаждение от своей работы.

6. Итоговый этап занятия: оформление выставки народных традиционных кукол для родителей.А сейчас мы займемся оформлением выставки народных традиционных кукол и на следующее занятие приглашайте своих родителей на выставку наших кукол.

(Учащиеся оформляют выставку) (Приложение 2)

Литература.

1. Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004

2. Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004;

3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

4.Шайурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012

5. Источники интернет ресурсов:

- http://www.rukukla.ru (о народной кукле)

- http://www.livemaster.ru  (Ярмарка мастеров о куклах)

Приложение 1

Технологическая карта

Изготовление куклы «Десятиручка»

Графическое изображение

Последовательность выполнения работы

1

Из длинной полоски ткани сворачиваем полоску для туловища ,

2

Перегибаем полоску пополам. В месте перегиба основной детали ткань не перетягивать

.Голову обозначают, перемотав это место ниткой

3

Для изготовления рук скручиваем короткую полоску. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом

4

Выполняем 5 пар рук для куклы

5

Раз­ворачиваем их веером

6

Вкладываем «руки» под головой между половинками туловища

7

Далее крестообразно затягиваем и закрепляем «руки» в тельце куколки

Приложение 2

Творческие работы, сделанные учащимися на выставку и

на муниципальный конкурс «Творчество:традиции и современность» по номинации «Кукла»

Кукла «Берегиня дома» Обрядовая кукла «Деятиручка»

Шутова Софья Левина Ольга

Обрядовая кукла «Северянка» Обрядовая кукла «Веснянка»

Шикова Юлия Левина Ольга

Обрядовая кукла «Желанница»

Сизова Ульяна

Кукла - оберег «Неразлучники»

Саломадин Максим

Обрядовая кукла «Манилка»

Акифьев Алексей

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.