«Школа «Почемучек»
Для детей подготовительной группы
Цель: закрепить представления о родной планете Земля.
Образовательные задачи:
- Обобщить и расширить представления детей об окружающем мире.
- Содействовать обогащению представлений детей в области географии и астрономии (карта, атмосфера моря, океаны).
- уточнить представление об уникальности Земли (живая планета, есть воздух, вода, почва).
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников.
- Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к природе, ее обитателям, бережное к ней отношение.
- Воспитывать чувство гордости за уникальность планеты Земли.
- Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками.
Прогнозируемые результаты: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы; способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; имеет представления о мире.
Материалы и ЭОР: карта развернутого глобуса; карта развернутого глобуса: вода серого цвета, материки темного цвета; микрофон, слайды: аквариум, аквапарк, акваланг, аквалангист, аква аэробика, небо, земля – вид из космоса, иллюстрации: снег, лед, дождь, облака, морозный узор на окне, град, туман) с цифрами; листочки бумаги с нарисованными свечой силуэтами морских животных, кисточки по количеству детей, цветные краски, подставки, веера, коробка для «Ящика ощущений», камни, глина, песок, земля в прозрачных сосудах, схема для описания вещества, прозрачный сосуд с водой, комочки земли, мяч.
Ход образовательной деятельности.
Звучат фанфары. В музыкальный зал входит профессор «Школы почемучек».
Профессор: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались в этом зале не случайно. Позвольте представиться: - я профессор школы «Почемучек». Вам, наверное, хочется узнать, что это за школа «Почемучек» и кто возглавляет эту школу? Посмотрите на экран, там для вас пришло видеописьмо.
(На экране появляется магистр школы «Почемучек» и произносит видеописьмо.)
- Здравствуйте ребята! К вам обращается магистр школы «Почемучек». В моей школе «Почемучек» занимаются ребята со всего земного шара, все те, кто хочет получить ответы на различные вопросы. Я давно за вами наблюдаю, вы очень любознательные дети и не жалеете сил для того, чтобы отыскать ответы на свои вопросы. Именно вас я хочу пригласить вступить в ряды моих учеников, но для этого вы должны выполнить мои задания.
Профессор: Ребята, вы согласны стать учениками магистра школы «Почемучек».
Ответы детей.
(Профессор обращает внимание детей на экран, там появляется изображение карты развёрнутого глобуса.)
Профессор: Посмотрите, пожалуйста, на карту. Какие цвета преобладают? (серый и черный). Назовите обычные цвета на карте и что они обозначают? (Синий – вода, моря, океаны; материки (суша) – несколько цветов: коричневый – горы, желтый – пустыни, зеленый – равнины, леса.) Почему так поменялись цвета, ваши предположения? (Экологическая катастрофа, стихийные природные явления: смерчи, бури, наводнения и т. д.) Магистр школы «Почемучек» уверен в наших силах, вы сможете восстановить привычный вид карты. Вы готовы это сделать? Ваши правильные ответы помогут нам в этом.
Профессор: Ребята скажите, а что больше занимает место суша или вода?
Вы слышали часть слова «АКВА»? (Первая часть сложных слов, относящихся к воде.)
Упражнение «Собери слово и объясни».
Перед вами лежат части слов. Первая часть слова «Аква», а вторую вы должны подобрать. Это задание мы будем выполнять парами.
АКВАРИУМ – что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)
АКВАПАРК – объясните значение этого слова? (Парк с водными аттракционами.)
АКВАЛАНГ – что обозначает это слово? (Аппарат для дыхания под водой.)
АКВАЛАНГИСТ – (Спортсмен, плавающий с аквалангом.)
- В разное время года вода приобретает определенное состояние. Об этом вам напомнят загадки (картинки с цифрами, дети отгадывают и называют картинку).
1. Всю зиму пролежит, Весной в речку убежит. (Снег.)
2. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд.)
3. Не колючий, Светло-синий
По кустам развешан… (Иней.)
4. Серебряные нити
Сшивают землю и небо. (Дождь.)
5. Без крыльев летят, без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
6. Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне.)
7. На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (Град.)
8. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман.)
Профессор: Морские обитатели прислали свои фотографии, но вода смыла их изображения. Пройдемте в творческую мастерскую. Игра «Восстанови фотографию» (дети закрашивают листочки цветной краской, где проявляются силуэты морских животных: дельфин, рыба, медуза, кит, морской конек, морская звезда и т. д).
Профессор: Вы прекрасно мне помогали и посмотрите результат. Часть карты приобретает обычные цвета. Мы с вами говорили о воде. Слайд №11
Кроме водного океана, есть еще огромный океан и по небу проплывают самолеты. Догадались, о чем идет речь? (Воздушный океан.)
Наша планета окружена толстым слоем воздуха. Кто дышит воздухом? (Люди, животные.)
Как доказать, что воздух находится вокруг нас? (помахать перед собой веером, листочком бумаги, ладошкой) Что почувствовали? (ветерок, движение воздуха).
Почему мы его не видим? (бесцветный, невидимый).
Опыт с пакетом.
Сделайте глубокий вздох. Что мы вдыхаем и выдыхаем?
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и всё же
Без него прожить не можем».
Профессор: Представьте, что произойдет, если исчезнет воздух? (земля – безжизненная пустыня).
Профессор: Земля единственная планета, на которой существует жизнь, благодаря этой воздушной «рубашке» - атмосфере. Слайд№15
О чем мы с вами говорили? (О воздухе.)
Молодцы! У нас открылась половина карты.
Профессор: Ребята, я вас приглашаю в лабораторию.
Сейчас вам предстоит ответить, что находится в закрытой коробке. Игра «Ящик ощущений» (дети ощупывают и рассказывают по схеме: мягкий -твердый, влажный-сухой, холодный-теплый, что можно с ним сделать).
Правильно. Это глина. Обратимся в лабораторию. Назовите, что находится в сосудах? (Песок, камни, глина, части растений – перегной). Где все эти вещества могут находиться? (из них состоит земля).
Давайте соберём в сосуде кусочек нашей Оренбургской земли (дети высыпают из сосудов: камни, песок, глину, перегной).
- Покажем, из чего состоит земля.
Физкультминутка.
РАЗ – и стану я Землёй, -
Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два – и вмиг я глиной стану,
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе –
Не ходите вы по мне!
Три – сейчас я холм зыбучий,
Очень жёлтый и сыпучий,
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А четыре – камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас, Никому не надо.
Пять – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
“Чтите матушку свою!”
Почему землю называют матушкой? (дает жизнь растениям)
Земля является домом для живых существ. Назовите подземных жителей.
Профессор: Чем они дышат? Как доказать, что воздух есть в земле?
(Дети подходят к столику и бросают комочек земли в стакан с водой. Наблюдение – вывод: видны пузырьки воздуха – воздух выходит из земли.)
О чем мы с вами говорили? (о земле)
Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой встречаются и воздух и вода и земля.
Игра «Четыре стихии»
(ведущий называет слово «воздух» и бросает мяч). Все машут руками, а поймавший мяч называет птицу. При слове «вода» все плывут – движения руками, поймавший мяч называет рыбу. При слове земля все шагают, поймавший мяч называет животное. При слове «огонь» все поворачиваются вокруг себя.
Профессор: Посмотрите на карту. Какой она стала? Слайд №26
Благодаря вашей помощи мы восстановили карту нашей прекрасной земли, вы достойно справились со всеми заданиями и доказали, что можете стать учениками магистра школы «Почемучек». Слайд№27
(Звучит музыка на вручение на экране слайды салют, профессор награждает детей медалями.)
О нашей встрече вам напомнят медали, которые подтверждают что вы стали учениками школы «Почемучек».
До новых встреч.