Первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей, которые в свою очередь можно разделить на:
организаторские, проявляющиеся в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.;
дидактические - конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.;
перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися и их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения;
суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых;
исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;
научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Требования к квалификации: высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Требования к индивидуальным способностям и особенностям специалиста:
нервно-психическая устойчивость;
развитое словесно-логическое мышление;
хорошая долговременная и оперативная память;
способность к концентрации, распределению и переключению внимания;
четкая, понятная устная речь;
выносливость речеголосового аппарата;
выносливость слухового и зрительного анализаторов;
высокая работоспособность;
приятная внешность (желательно).
Требования к личностным способностям и качествам специалиста:
стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
умение управлять собой, личная организованность;
социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
коммуникативные и организаторские способности;
ораторские способности;
широкая эрудиция;
высокая общая культура;
стремление к профессиональному самосовершенствованию;
ответственность.
Источник: prof.sadu-kz.com/prof/uchitel.html
Горбачёва Марина Юрьевна