Требования по Итоговой аттестации по предмету "Музыкальная литература"
Требования итоговой аттестации по предмету «Музыкальная литература»
Волкова Екатерина Альбертовна
преподаватель теоретических дисциплин
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока»
Требования итоговой аттестации по предмету «Музыкальная литература» были разработаны для учащихся 5-х (по 5-ти летней программе обучения) и 8-х (по 8-ми летней программе обучения) классов ДШИ и ДМШ. Выпускной экзамен проходит в два этапа:
Музыкальная викторина
Тестирование
Музыкальная викторина
Музыкальная викторина насчитывает 15 – 20 номеров по курсу музыкальной литературы (зарубежной, русской, отечественной). Список произведений составляет каждый преподаватель индивидуально. Например, первый вариант: зарубежная музыка – 6 номеров, русская музыка – 7 номеров, отечественная музыка – 7 номеров; второй вариант: зарубежная музыка – 5 номеров, русская музыка – 5 номеров, отечественная музыка – 5 номеров. Фрагмент звучит от 1 до 1,5 минут (до полного завершения темы).
В зависимости от уровня подготовки учащихся могут использоваться два варианта написания викторины. Первый вариант – ответы записываются самостоятельно в таблицу (Пример №1). Второй вариант – возле каждого музыкального фрагмента ставится порядковый номер (Пример №2).
Пример №1
№ | Композитор | Жанр Название произведения | Часть, раздел, действие, картина | Тема, название номера | Тональность | Автор слов |
1. | Д.Б. Кабалевский | Реквием | 1 часть | «Помните» | - | - |
2. | И.С. Бах | I том ХТК, прелюдия и фуга | - | Прелюдия | до минор | - |
3. | А.П. Бородин | Симфония №2 «Богатырская» | 1 часть | Г.П. | си минор | - |
4. | В.А. Моцарт | Опера «Свадьба Фигаро» | 1 действие | Ария Фигаро | До мажор | - |
5. | Д.Д. Шостакович | Симфония №7 «Ленинградская» | 1 часть | Г.П. | До мажор | - |
6. | Ф. Шуберт | Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» | - | «В путь» | Си бемоль мажор | В. Мюллер |
7. | Н.А. Римский – Корсаков | Опера «Снегурочка» | Пролог | Хор «Прощай, масленица» | Ля бемоль мажор | - |
8. | Й. Гайдн | Соната ми минор | 3 часть | Рефрен | ми минор | - |
9. | М.И. Глинка | Романс «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом» | - | - | ми минор | Н. Кукольник |
10. | А.Н. Скрябин | Этюд | - | - | ре диез минор | - |
11. | А.И. Хачатурян | Скрипичный концерт | 3 часть | Г.П. | Ре мажор | - |
12. | М.И. Глинка | Опера «Иван Сусанин» | 3 действие | Песня Вани | Ми мажор | - |
13. | С.С. Прокофьев | Симфония №7 | 1 часть | Г.П. | до диез минор | - |
14. | М.П. Мусоргский | Опера «Борис Годунов» | Пролог, 1 картина | Хор «На кого ты нас покидаешь» | фа минор | - |
15. | Л. Бетховен | Симфония №5 | 4 часть | Г.П. | До мажор | - |
Пример №2
№ | Композитор, произведение |
2 | И.С. Бах I том ХТК, Прелюдия и фуга до минор, Прелюдия |
8 | Й. Гайдн Соната ми минор, 3 часть, рефрен, ми минор |
4 | В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро», 1 действие Ария Фигаро «Мальчик резвый», До мажор |
15 | Л. Бетховен Симфония №5, 4 часть Г.П., До мажор |
6 | Ф. Шуберт «В путь», вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», сл. В. Мюллера, Си бемоль мажор |
12 | М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин». 3 действие, Песня Вани, Ми мажор |
9 | М.И. Глинка «Жаворонок», вокальный цикл «Прощание с Петербургом», сл. Н. Кукольника, ми минор. |
3 | А.П. Бородин Симфония №2 «Богатырская», 1 часть Г.П., си минор |
14 | М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов», пролог 1 картина, хор «На кого ты нас покидаешь», фа минор |
7 | Н.А. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка», пролог хор «Прощай, масленица», Ля бемоль мажор |
10 | А.Н. Скрябин Этюд ре диез минор |
13 | С.С. Прокофьев Симфония №7, 1 часть Г.П., до диез минор |
5 | Д. Шостакович Симфония №7 «Ленинградская», 1 часть Г.П., До мажор |
11 | А.И. Хачатурян Скрипичный концерт, 3 часть Г.П., Ре мажор |
1 | Д.Б. Кабалевский Реквием. 1 часть «Помните» |
Учащиеся заранее получают список произведений для музыкальной викторины. Например, если викторина состоит из 15 номеров, то преподаватель предоставляет выпускникам список из 25 - 30 произведений. Если викторина насчитывает 20 номеров, то преподаватель предоставляет выпускникам список из 30 - 35 произведений. На музыкальную викторину отводится от 35 до 50 минут .
Критерии оценки. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. В конце определяется общее количество набранных баллов, выставляется оценка. Члены комиссии ставят свои подписи (с расшифровкой) под каждой работой.
Результаты оценивания (15 номеров):
5 (отлично) – от 85 до 100 % (12.75 – 15 баллов);
4 (хорошо) – от 70 до 84.9 % (10.5 – 12.6 баллов);
3 (удовлетворительно) – от 51 до 69.9 % (7.65 – 10.4 баллов);
2 (неудовлетворительно) – менее 50 % (менее 7.5 баллов)
Результаты оценивания (20 номеров):
5 (отлично) – от 85 до 100% (17.5 – 20 баллов);
4 (хорошо) – от 70 до 84.9 % (14 – 17.4 баллов);
3 (удовлетворительно) – от 51 до 69.9 % (10.5 – 13.9 баллов);
2 (неудовлетворительно) – менее 50 % (менее 10 баллов)
Могут быть градации +, -.
Тест
Итоговый тест разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями для учащихся 5-х и 8-х классов ДШИ и ДМШ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», включает вопросы по всему курсу предмета «Музыкальная литература» и состоит из 68 заданий (Пример №3).
Пример №3
1. | Как называется музыкальная мысль, выраженная одноголосно? | А) гармония | |
Б) мелодия | |||
В) ритм |
2. | Как называется чередование различных длительностей? | А) динамика | |
Б) гармония | |||
В) ритм |
3. | Как называется сила звучания? | А) мелодия | |
Б) ритм | |||
В) динамика |
4. | Как называется окраска звучания? | А) гармония | |
Б) тембр | |||
В) лад |
5. | Как называется скорость движения в музыке? | А) ритм | |
Б) темп | |||
В) регистр |
6. | Сколько в симфоническом оркестре основных групп инструментов? | А) три | |
Б) четыре | |||
В) пять |
7. | Какие инструменты входят в группу деревянных духовых инструментов? | А) альт, флейта, гобой, кларнет | |
Б) труба, литавры, кларнет, фагот | |||
В) флейта, гобой, кларнет, фагот |
8. | Какой из инструментов не входит в группу струнных смычковых инструментов? | А) арфа | |
Б) контрабас | |||
В) скрипка | |||
Г) альт |
9. | Обладает ли барабан определенной высотой звука? | А) обладает | |
Б) не обладает | |||
В) не всегда |
10. | Название какого музыкального инструмента переводится как «лесной рог»? | А) труба | |
Б) тромбон | |||
В) валторна |
11. | Какой музыкальный инструмент имеет ножную клавиатуру? | А) клавесин | |
Б) фортепиано | |||
В) орган |
12. | Как называется средний мужской голос? | А) баритон | |
Б) бас | |||
В) тенор |
13. | Как называется средний женский голос? | А) меццо-сопрано | |
Б) сопрано | |||
В) контральто |
14. | Как называется музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение? | А) песня | |
Б) опера | |||
В) оратория |
15. | Что является основой балета? | А) мимика | |
Б) танец и пантомима | |||
В) сюжет |
16. | Как называется сольный вокальный номер в опере? | А) запев | |
Б) ария | |||
В) вокал |
17. | Что такое кордебалет? | А) разновидность балета | |
Б) разновидность танца | |||
В) «хор балета» |
18. | Что такое либретто? | В) клавир | |
Б) текст | |||
В) партитура |
19. | Напишите правильные определения к данным музыкальным формам | ||
А В А | А) | ||
Запев + припев | Б) | ||
А В А С А | В) | ||
А А1 А2 А3 А4 … | Г) | ||
Выбери предложенные варианты: трехчастная, вариации, сонатная, рондо, период, куплетная |
20. | Название циклической музыкальной формы, состоящей из пьес, различных по характеру? | А) симфония | |
Б) соната | |||
В) сюита |
21. | Высшая форма полифонической музыки? | А) прелюдия | |
Б) фуга | |||
В) инвенция |
22. | Высшая форма гомофонной музыки? | А) вариации | |
Б) сонатная | |||
В) трёхчастная |
23. | Раздел сонатной формы, в которой происходит развитие тематического материала? | А) кода | |
Б) реприза | |||
В) разработка |
24. | Родина польки? | А) Польша | |
Б) Чехия | |||
В) Германия |
25. | Старинный ирландский танец? | А) сарабанда | |
Б) жига | |||
В) аллеманда |
26. | Быстрый кавказский танец? | А) куранта | |
Б) лезгинка | |||
В) вальс |
27. | Танец, открывающий в 19 веке бал? | А) менуэт | |
Б) вальс | |||
В) полонез |
28. | Имя великого немецкого композитора, написавшего много произведений для органа? | А) Бетховен | |
Б) Бах | |||
В) Гендель |
29. | Кого называют «отцом» классической симфонии и квартета? | А) Моцарт | |
Б) Глинка | |||
В) Гайдн |
30. | Кто написал музыку к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»? | А) Лист | |
Б) Григ | |||
В) Берлиоз |
31. | Кто из композиторов первым ввел в финал своей симфонии хор? | А) Шостакович | |
Б) Бетховен | |||
В) Бортнянский |
32. | Какого композитора называют композитором – песенником? | А) Шуман | |
Б) Шуберт | |||
В) Шопен |
33. | Кто из композиторов писал исключительно для фортепиано? | А) Лист | |
Б) Шопен | |||
В) Шуман |
34. | Какого композитора называли «чудо XVIII века»? | Моцарт | |
Сальери | |||
Фомин |
35. | Кто из композиторов не является венским классиком? | А) Гайдн | |
Б) Вивальди | |||
В) Бетховен | |||
Г) все являются |
36. | Кто из композиторов не является композитором романтиком? | А) Шуман | |
Б) Шопен | |||
В) Шуберт | |||
Г) все являются |
37. | Кто из композиторов является основоположником русской классической музыки? | А) Бортнянский | |
Б) Фомин | |||
В) Глинка |
38. | Какому композитору принадлежит следующий творческий принцип? «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды!»? | ||
А) Глинка | |||
Б) Даргомыжский | |||
В) Мусоргский |
39. | Кто дал содружеству русских музыкантов название «Могучая кучка»? | А) Серов | |
Б) Одоевский | |||
В) Стасов |
40. | Кто был руководителем содружества «Могучая кучка»? | А) Балакирев | |
Б) Кюи | |||
В) Римский-Корсаков |
41. | Какая консерватория была открыта в России первой? | А) Московская | |
Б) Петербургская | |||
В) обе одновременно |
42. | Первая русская психологическая музыкальная драма? | А) «Иван Сусанин» | |
Б) «Русалка» | |||
В) «Борис Годунов» |
43. | В творчестве какого композитора народ стал главным действующем лицом? | А) Глинка | |
Б) Мусоргский | |||
В) Бородин |
44. | Кто из композиторов был ученым – химиком? | А) Кюи | |
Б) Римский-Корсаков | |||
В) Бородин |
45. | Кто из русских меценатов устраивал «Русские квартетные вечера», «Русские симфонические концерты», учредил ежегодные премии имени Глинки? | А) Беляев | |
Б) Мамонтов | |||
В) Зимин |
46. | С каким оперным театром плодотворно сотрудничал Римский-Корсаков? | А) Московская частная русская опера | |
Б) Большой театр | |||
В) Мариинский театр |
47. | Импресарио, организатор журнала «Мир искусства», труппы «Русский балет»? | А) Дягилев | |
Б) Третьяков | |||
В) Мамонтов |
48. | Какого русского композитора, пианиста, ученого, педагога называли «музыкальной совестью Москвы»? | А) Танеев | |
Б) Лядов | |||
В) Калинников |
49. | Кому из русских композиторов принадлежит высказывание: «Дайте мне сказку, дракона, русалку, лешего, только тогда я счастлив»? | А) Лядов | |
Б) Римский-Корсаков | |||
В) Бородин |
50. | О каком русском композиторе Константин Бальмонт писал: «Он чувствовал симфониями света. Он слиться звал в один плавучий храм»? | А) Скрябин | |
Б) Рахманинов | |||
В) Калинников |
51. | Кто из русских композиторов, находясь за границей, сбор от своих концертов направлял в Советский Союз? | А) Стравинский | |
Б) Рахманинов | |||
В) Скрябин |
52. | Какой отечественный композитор в доме Римского – Корсакова нередко выполнял роль переводчика? | А) Стравинский | |
Б) Рахманинов | |||
В) Скрябин |
53. | С каким композитором тесно сотрудничал Дягилев? | А Стравинский | |
Б) Прокофьев | |||
В) Скрябин |
54. | Какой музыкальный жанр выдвинулся на первый план в послереволюционные годы в отечественной музыке? | А) симфония | |
Б) опера | |||
В) песня |
55. | Музыку какого композитора называли «варварской», предлагали надеть на автора «смирительную рубашку»? | А) Прокофьев | |
Б) Шостакович | |||
В) Шнитке |
56. | Кто из отечественных композиторов был отличным шахматистом? | А) Прокофьев | |
Б) Свиридов | |||
В) Шостакович |
57. | Произведение какого композитора можно назвать «Героической симфонией XX века»? | А) Мясковский | |
Б) Шостакович | |||
В) Прокофьев |
58. | В какие годы XX века в отечественной музыке появляется «авторская песня»? | А) 60 -е | |
Б) 40-е | |||
В) 80-е |
59. | В творчестве какого композитора главный образ – образ поэта, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с судьбой Родины, ее историей, народом? | А) Свиридов | |
Б) Щедрин | |||
В) Шнитке |
60. | В творчестве какого композитора получил развитие жанр «музыкальное действо», соединяющий ораторию и сценическое представление? | А) Гаврилин | |
Б) Свиридов | |||
В) Губайдулина |
61. | Направление, для которого характерно обращение к жанрам и стилю эпохи Возрождения, барокко, раннего классицизма и соединение их с современным музыкальным языком? | А) конкретная музыка | |
Б) неоклассицизм | |||
В) джаз |
62. | Кто автор следующих произведений? | ||
1 | «Щелкунчик» | ||
2 | «Анна Каренина» | ||
3 | «Русалка» | ||
4 | «Руслан и Людмила» | ||
5 | «Картинки с выставки» | ||
6 | Иллюстрации к повести Пушкина «Метель» | ||
7 | «Золушка» | ||
8 | «Прекрасная мельничиха» | ||
9 | «Свадьба Фигаро» | ||
10 | «Альбом для юношества» | ||
Чайковский, Шуберт, Свиридов, Прокофьев, Мусоргский, Моцарт, Глинка, Даргомыжский, Шуман, Щедрин |
63. | Определи жанр следующих произведений? | ||
1 | «Петя и волк» | ||
2 | «Конек - горбунок» | ||
3 | «Князь Игорь» | ||
4 | «Иван Сусанин» | ||
5 | «Зимний путь» | ||
6 | «Музыкальная табакерка» | ||
7 | «Алеко» | ||
8 | «Петрушка» | ||
9 | «Камаринская» | ||
10 | «Александр Невский» | ||
11 | «Шехеразада» | ||
12 | «Эгмонт» | ||
Балет, опера, кантата, увертюра, симфоническая сказка, вокальный цикл, симфоническая сюита, симфоническая фантазия, пьеса |
64. | Какая опера написана на сюжет «Пушкина»? | А) Евгений Онегин | |
Б) Борис Годунов | |||
В) Князь Игорь | |||
Г) Снегурочка | |||
Д) все оперы | |||
Е) не одна из опер | |||
Ж) свой вариант ответа: |
65. | Напиши определения данных композиторских техник | ||
1 | Техника сочинения музыки, основанная на принципе случайности | ||
2 | Способ сочинения атональной музыки, в котором используются серии звуков, ритмов, тембров, динамики, артикуляции | ||
3 | Серия из 12-ти неповторяющихся тонов хроматической гаммы | ||
4 | Техника сочинения музыки, использующая красочные звучания, часто без определенной высоты звука | ||
Сонористика, алеаторика, додекафония, сериальная техника |
66. | Какая страна является родиной следующих композиторов? | ||
1 | Ференц Лист | ||
2 | Антонио Вивальди | ||
3 | Гектор Берлиоз | ||
4 | Морис Равель | ||
5 | Феликс Мендельсон | ||
6 | Бенджамин Сметана | ||
7 | Эдвард Григ | ||
8 | Джон Филд | ||
9 | Камиль Сен-Санс | ||
10 | Джузеппе Верди | ||
Венгрия, Ирландия, Германия, Чехия, Франция, Италия, Норвегия |
67. | Из какого произведения следующие действующие лица? | ||
1 | Ярославна | ||
2 | Юродивый | ||
3 | Граф Альмавива | ||
4 | Наина | ||
5 | Собинин | ||
6 | Галицкий | ||
7 | Гремин | ||
8 | Наташа | ||
9 | Купава | ||
10 | Ленский | ||
«Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Свадьба Фигаро», «Снегурочка», «Русалка» |
68. | Род деятельности известных представителей искусства? | ||
С. Рихтер | 1 | ||
Д. Ойстрах | 2 | ||
Е. Максимова | 3 | ||
Е. Мравинский | 4 | ||
А. Галич | 5 | ||
С. Губайдулина | 6 | ||
М. Плисецкая | 7 | ||
И. Архипова | 8 | ||
Д. Хворостовский | 9 | ||
Е. Образцова | 10 | ||
Г. Уланова | 11 | ||
В. Гергиев | 12 | ||
Ю. Башмет | 13 | ||
М. Ростропович | 14 | ||
Е. Светланов | 15 | ||
Д. Мацуев | 16 | ||
М. Лиепа | 17 | ||
В. Андреев | 18 | ||
В. Высоцкий | 19 | ||
М. Петипа | 20 | ||
Пианист, скрипач, певец, певица, виолончелист, дирижер, балерина, балетмейстер, балалаечник, композитор, бард, альтист, танцовщик |
На выполнение заданий теста отводится 60 минут. В конце каждой работы выставляется сумма набранных баллов и оценка. Члены комиссии ставят подпись (с расшифровкой). Максимальное количество баллов – 75,4.
Критерии оценки. Вопросы с №1 по № 61, № 64, 65 оцениваются за правильный ответ в 1 балл. В вопросах № 62, 63, 66, 67, 68 (состоящих из нескольких пунктов) за правильный ответ по каждому пункту – 0.2 балла. Например, вопрос № 62:
62. | Кто автор следующих произведений? | ||
1 | «Щелкунчик» | Чайковский 0.2 | |
2 | «Анна Каренина» | Щедрин 0.2 | |
3 | «Русалка» | Даргомыжский 0.2 | |
4 | «Руслан и Людмила» | Глинка 0.2 | |
5 | «Картинки с выставки» | Мусоргский 0.2 | |
6 | Иллюстрации к повести Пушкина «Метель» | Свиридов 0.2 | |
7 | «Золушка» | Прокофьев 0.2 | |
8 | «Прекрасная мельничиха» | Шуберт 0.2 | |
9 | «Свадьба Фигаро» | Моцарт 0.2 | |
10 | «Альбом для юношества» | Шуман 0.2 | |
Чайковский, Шуберт, Свиридов, Прокофьев, Мусоргский, Моцарт, Глинка, Даргомыжский, Шуман, Щедрин |
Подсчёт: 10 x 0.2 = 2 балла
Результаты оценивания:
5 (отлично) – от 85 до 100% (64 – 75.4 баллов);
4 (хорошо) – от 70 до 84.9 % (52.8 – 63.9 баллов);
3 (удовлетворительно) – от 51 до 69.9 % (38.5 – 52.7 баллов);
2 (неудовлетворительно) – менее 50% (менее 37.7 баллов)
Могут быть градации +, -.
Задания итоговой аттестации (викторина, тест) рекомендуются для тех отделений, где экзамен по предмету «Музыкальная литература» не предусмотрен, а только контрольный урок.
Список использованной литературы
- Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература XX века /Учебное пособие для ДМШ: четвертый год обучения. – М., 2011. – 256 с., нот., ил.
- Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год
обучения. Учебник для ДМШ. – М.: Музыка, 2014. – 208 с.: нот., ил. - Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: для IV класса ДМШ. – М.: Музыка, 1988. – 162 с.: нот., ил.
- Гапоненко И. Музыкальная литература зарубежных стран: третий год обучения: 6 класс: XIX век: романтизм и национальные композиторские школы: учебное пособие для ДМШ и ДШИ. – СПб.: Композитор. – Санкт-Петербург, 2019. – 244 с.: нот., ил.
- Козлова Н. Русская музыкальная литература. III год обучения. – М.: «Музыка». – 2002. – 224 с.: нот., ил.
- Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература: учебное пособие для ДМШ: первый год обучения предмету. – М.: Музыка, 2007. – 224 с.: нот., ил.
- Привалов С. Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма. –
СПб.: Композитор (Санкт-Петербург), 2003. – 248 с.: нот., ил. - Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. Для VII класса ДМШ. Учебник – Москва, 2000 – 127 с.: нот., ил.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VI – VII кл. ДМШ: Учебник. – Переиздание. – М.: Музыка, 1995. – 142 с.: нот., ил.