Требования по Итоговой аттестации по предмету "Музыкальная литература"

1
0
Материал опубликован 4 June в группе

Требования итоговой аттестации по предмету «Музыкальная литература»


Волкова Екатерина Альбертовна

преподаватель теоретических дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока»



Требования итоговой аттестации по предмету «Музыкальная литература» были разработаны для учащихся 5-х (по 5-ти летней программе обучения) и 8-х (по 8-ми летней программе обучения) классов ДШИ и ДМШ. Выпускной экзамен проходит в два этапа:

Музыкальная викторина

Тестирование

Музыкальная викторина

Музыкальная викторина насчитывает 15 – 20 номеров по курсу музыкальной литературы (зарубежной, русской, отечественной). Список произведений составляет каждый преподаватель индивидуально. Например, первый вариант: зарубежная музыка – 6 номеров, русская музыка – 7 номеров, отечественная музыка – 7 номеров; второй вариант: зарубежная музыка – 5 номеров, русская музыка – 5 номеров, отечественная музыка – 5 номеров. Фрагмент звучит от 1 до 1,5 минут (до полного завершения темы).

В зависимости от уровня подготовки учащихся могут использоваться два варианта написания викторины. Первый вариант – ответы записываются самостоятельно в таблицу (Пример №1). Второй вариант – возле каждого музыкального фрагмента ставится порядковый номер (Пример №2).

Пример №1


Композитор

Жанр

Название произведения

Часть, раздел, действие, картина

Тема, название номера

Тональность

Автор слов

1.

Д.Б. Кабалевский

Реквием

1 часть


«Помните»

-

-

2.

И.С. Бах


I том ХТК, прелюдия и фуга

-

Прелюдия


до минор


-

3.

А.П. Бородин

Симфония №2 «Богатырская»

1 часть


Г.П.


си минор


-

4.

В.А. Моцарт


Опера «Свадьба Фигаро»

1 действие

Ария Фигаро


До мажор


-

5.

Д.Д. Шостакович

Симфония №7 «Ленинградская»

1 часть


Г.П.


До мажор


-

6.

Ф. Шуберт



Вокальный цикл

«Прекрасная мельничиха»

-

«В путь»



Си бемоль мажор


В. Мюллер


7.

Н.А. Римский – Корсаков

Опера «Снегурочка»

Пролог



Хор «Прощай, масленица»

Ля бемоль мажор


-

8.

Й. Гайдн

Соната ми минор

3 часть

Рефрен

ми минор

-

9.

М.И. Глинка




Романс «Жаворонок» из вокального цикла

«Прощание с Петербургом»

-

-

ми минор




Н. Кукольник




10.

А.Н. Скрябин

Этюд


-

-

ре диез минор

-

11.

А.И. Хачатурян

Скрипичный концерт

3 часть


Г.П.


Ре мажор


-

12.

М.И. Глинка


Опера «Иван Сусанин»

3 действие

Песня Вани


Ми мажор


-

13.

С.С. Прокофьев

Симфония №7


1 часть


Г.П.


до диез минор

-

14.

М.П. Мусоргский


Опера «Борис Годунов»


Пролог,

1 картина

Хор «На кого ты нас покидаешь»

фа минор



-

15.

Л. Бетховен

Симфония №5

4 часть

Г.П.


До мажор

-

Пример №2

Композитор, произведение

2

И.С. Бах I том ХТК, Прелюдия и фуга до минор, Прелюдия

8

Й. Гайдн Соната ми минор, 3 часть, рефрен, ми минор

4

В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро», 1 действие Ария Фигаро «Мальчик резвый», До мажор

15

Л. Бетховен Симфония №5, 4 часть Г.П., До мажор

6

Ф. Шуберт «В путь», вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», сл. В. Мюллера, Си бемоль мажор

12

М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин». 3 действие, Песня Вани, Ми мажор

9

М.И. Глинка «Жаворонок», вокальный цикл «Прощание с Петербургом», сл. Н. Кукольника, ми минор.

3

А.П. Бородин Симфония №2 «Богатырская», 1 часть Г.П., си минор

14

М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов», пролог 1 картина, хор «На кого ты нас покидаешь», фа минор

7

Н.А. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка», пролог хор «Прощай, масленица», Ля бемоль мажор

10

А.Н. Скрябин Этюд ре диез минор

13

С.С. Прокофьев Симфония №7, 1 часть Г.П., до диез минор

5

Д. Шостакович Симфония №7 «Ленинградская», 1 часть Г.П., До мажор

11

А.И. Хачатурян Скрипичный концерт, 3 часть Г.П., Ре мажор

1

Д.Б. Кабалевский Реквием. 1 часть «Помните»

Учащиеся заранее получают список произведений для музыкальной викторины. Например, если викторина состоит из 15 номеров, то преподаватель предоставляет выпускникам список из 25 - 30 произведений. Если викторина насчитывает 20 номеров, то преподаватель предоставляет выпускникам список из 30 - 35 произведений. На музыкальную викторину отводится от 35 до 50 минут .

Критерии оценки. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. В конце определяется общее количество набранных баллов, выставляется оценка. Члены комиссии ставят свои подписи (с расшифровкой) под каждой работой.

Результаты оценивания (15 номеров):

5 (отлично) – от 85 до 100 % (12.75 – 15 баллов);

4 (хорошо) – от 70 до 84.9 % (10.5 – 12.6 баллов);

3 (удовлетворительно) – от 51 до 69.9 % (7.65 – 10.4 баллов);

2 (неудовлетворительно) – менее 50 % (менее 7.5 баллов)

Результаты оценивания (20 номеров):

5 (отлично) – от 85 до 100% (17.5 – 20 баллов);

4 (хорошо) – от 70 до 84.9 % (14 – 17.4 баллов);

3 (удовлетворительно) – от 51 до 69.9 % (10.5 – 13.9 баллов);

2 (неудовлетворительно) – менее 50 % (менее 10 баллов)

Могут быть градации +, -.

Тест

Итоговый тест разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями для учащихся 5-х и 8-х классов ДШИ и ДМШ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», включает вопросы по всему курсу предмета «Музыкальная литература» и состоит из 68 заданий (Пример №3).

Пример №3

1.

Как называется музыкальная мысль, выраженная одноголосно?


А) гармония


Б) мелодия


В) ритм


2.


Как называется чередование различных длительностей?


А) динамика


Б) гармония


В) ритм


3.

Как называется сила звучания?


А) мелодия


Б) ритм


В) динамика


4.

Как называется окраска звучания?


А) гармония


Б) тембр


В) лад


5.

Как называется скорость движения в музыке?


А) ритм


Б) темп


В) регистр


6.

Сколько в симфоническом оркестре основных групп инструментов?


А) три


Б) четыре


В) пять


7.

Какие инструменты входят в группу деревянных духовых инструментов?


А) альт, флейта, гобой, кларнет


Б) труба, литавры, кларнет, фагот


В) флейта, гобой, кларнет, фагот


8.

Какой из инструментов не входит в группу струнных смычковых инструментов?


А) арфа


Б) контрабас


В) скрипка


Г) альт


9.

Обладает ли барабан определенной высотой звука?


А) обладает


Б) не обладает


В) не всегда


10.

Название какого музыкального инструмента переводится как «лесной рог»?


А) труба


Б) тромбон


В) валторна


11.

Какой музыкальный инструмент имеет ножную клавиатуру?


А) клавесин


Б) фортепиано


В) орган


12.

Как называется средний мужской голос?


А) баритон


Б) бас


В) тенор


13.

Как называется средний женский голос?


А) меццо-сопрано


Б) сопрано


В) контральто


14.

Как называется музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение?


А) песня


Б) опера


В) оратория


15.

Что является основой балета?


А) мимика


Б) танец и пантомима


В) сюжет


16.

Как называется сольный вокальный номер в опере?


А) запев


Б) ария


В) вокал


17.

Что такое кордебалет?


А) разновидность балета


Б) разновидность танца


В) «хор балета»


18.

Что такое либретто?


В) клавир


Б) текст


В) партитура


19.

Напишите правильные определения к данным музыкальным формам

А В А


А)

Запев + припев


Б)

А В А С А


В)

А А1 А2 А3 А4 …


Г)

Выбери предложенные варианты: трехчастная, вариации, сонатная, рондо, период, куплетная


20.

Название циклической музыкальной формы, состоящей из пьес, различных по характеру?


А) симфония


Б) соната


В) сюита


21.

Высшая форма полифонической музыки?


А) прелюдия


Б) фуга


В) инвенция


22.

Высшая форма гомофонной музыки?


А) вариации


Б) сонатная


В) трёхчастная


23.

Раздел сонатной формы, в которой происходит развитие тематического материала?


А) кода


Б) реприза


В) разработка


24.

Родина польки?


А) Польша


Б) Чехия


В) Германия


25.

Старинный ирландский танец?


А) сарабанда


Б) жига


В) аллеманда


26.

Быстрый кавказский танец?


А) куранта


Б) лезгинка


В) вальс


27.

Танец, открывающий в 19 веке бал?


А) менуэт


Б) вальс


В) полонез


28.

Имя великого немецкого композитора, написавшего много произведений для органа?


А) Бетховен


Б) Бах


В) Гендель


29.

Кого называют «отцом» классической симфонии и квартета?


А) Моцарт


Б) Глинка


В) Гайдн


30.

Кто написал музыку к драме

Г. Ибсена «Пер Гюнт»?


А) Лист


Б) Григ


В) Берлиоз


31.

Кто из композиторов первым ввел в финал своей симфонии хор?


А) Шостакович


Б) Бетховен


В) Бортнянский


32.

Какого композитора называют композитором – песенником?


А) Шуман


Б) Шуберт


В) Шопен


33.

Кто из композиторов писал исключительно для фортепиано?


А) Лист


Б) Шопен


В) Шуман


34.

Какого композитора называли «чудо XVIII века»?


Моцарт


Сальери


Фомин


35.

Кто из композиторов не является венским классиком?


А) Гайдн


Б) Вивальди


В) Бетховен


Г) все являются


36.

Кто из композиторов не является композитором романтиком?


А) Шуман


Б) Шопен


В) Шуберт


Г) все являются


37.

Кто из композиторов является основоположником русской классической музыки?


А) Бортнянский


Б) Фомин


В) Глинка


38.

Какому композитору принадлежит следующий творческий принцип? «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды!»?



А) Глинка


Б) Даргомыжский


В) Мусоргский


39.

Кто дал содружеству русских музыкантов название «Могучая кучка»?


А) Серов


Б) Одоевский


В) Стасов


40.

Кто был руководителем содружества «Могучая кучка»?


А) Балакирев


Б) Кюи


В) Римский-Корсаков


41.

Какая консерватория была открыта в России первой?


А) Московская


Б) Петербургская


В) обе одновременно


42.

Первая русская психологическая музыкальная драма?


А) «Иван Сусанин»


Б) «Русалка»


В) «Борис Годунов»


43.

В творчестве какого композитора народ стал главным действующем лицом?


А) Глинка


Б) Мусоргский


В) Бородин


44.

Кто из композиторов был ученым – химиком?


А) Кюи


Б) Римский-Корсаков


В) Бородин


45.

Кто из русских меценатов устраивал «Русские квартетные вечера», «Русские симфонические концерты», учредил ежегодные премии имени Глинки?


А) Беляев


Б) Мамонтов


В) Зимин


46.

С каким оперным театром плодотворно сотрудничал Римский-Корсаков?


А) Московская частная русская опера


Б) Большой театр


В) Мариинский театр


47.

Импресарио, организатор журнала «Мир искусства», труппы «Русский балет»?


А) Дягилев


Б) Третьяков


В) Мамонтов


48.

Какого русского композитора, пианиста, ученого, педагога называли «музыкальной совестью Москвы»?


А) Танеев


Б) Лядов


В) Калинников


49.

Кому из русских композиторов принадлежит высказывание: «Дайте мне сказку, дракона, русалку, лешего, только тогда я счастлив»?


А) Лядов


Б) Римский-Корсаков


В) Бородин


50.

О каком русском композиторе Константин Бальмонт писал: «Он чувствовал симфониями света. Он слиться звал в один плавучий храм»?


А) Скрябин


Б) Рахманинов


В) Калинников


51.

Кто из русских композиторов, находясь за границей, сбор от своих концертов направлял в Советский Союз?


А) Стравинский


Б) Рахманинов


В) Скрябин


52.

Какой отечественный композитор в доме Римского – Корсакова нередко выполнял роль переводчика?


А) Стравинский


Б) Рахманинов


В) Скрябин


53.

С каким композитором тесно сотрудничал Дягилев?


А Стравинский


Б) Прокофьев


В) Скрябин


54.

Какой музыкальный жанр выдвинулся на первый план в послереволюционные годы в отечественной музыке?


А) симфония


Б) опера


В) песня


55.

Музыку какого композитора называли «варварской», предлагали надеть на автора «смирительную рубашку»?


А) Прокофьев


Б) Шостакович


В) Шнитке


56.

Кто из отечественных композиторов был отличным шахматистом?


А) Прокофьев


Б) Свиридов


В) Шостакович


57.

Произведение какого композитора можно назвать «Героической симфонией XX века»?


А) Мясковский


Б) Шостакович


В) Прокофьев


58.

В какие годы XX века в отечественной музыке появляется «авторская песня»?


А) 60 -е


Б) 40-е


В) 80-е


59.

В творчестве какого композитора главный образ – образ поэта, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с судьбой Родины, ее историей, народом?


А) Свиридов


Б) Щедрин


В) Шнитке


60.

В творчестве какого композитора получил развитие жанр «музыкальное действо», соединяющий ораторию и сценическое представление?


А) Гаврилин


Б) Свиридов


В) Губайдулина


61.

Направление, для которого характерно обращение к жанрам и стилю эпохи Возрождения, барокко, раннего классицизма и соединение их с современным музыкальным языком?


А) конкретная музыка


Б) неоклассицизм


В) джаз


62.

Кто автор следующих произведений?

1

«Щелкунчик»


2

«Анна Каренина»


3

«Русалка»


4

«Руслан и Людмила»


5

«Картинки с выставки»


6

Иллюстрации к повести Пушкина «Метель»


7

«Золушка»


8

«Прекрасная мельничиха»


9

«Свадьба Фигаро»


10

«Альбом для юношества»


Чайковский, Шуберт, Свиридов, Прокофьев, Мусоргский, Моцарт, Глинка, Даргомыжский, Шуман, Щедрин


63.

Определи жанр следующих произведений?

1

«Петя и волк»


2

«Конек - горбунок»


3

«Князь Игорь»


4

«Иван Сусанин»


5

«Зимний путь»


6

«Музыкальная табакерка»


7

«Алеко»


8

«Петрушка»


9

«Камаринская»


10

«Александр Невский»


11

«Шехеразада»


12

«Эгмонт»


Балет, опера, кантата, увертюра, симфоническая сказка, вокальный цикл, симфоническая сюита, симфоническая фантазия, пьеса


64.

Какая опера написана на сюжет «Пушкина»?


А) Евгений Онегин


Б) Борис Годунов


В) Князь Игорь


Г) Снегурочка


Д) все оперы


Е) не одна из опер


Ж) свой вариант ответа:





65.

Напиши определения данных композиторских техник

1

Техника сочинения музыки, основанная на принципе случайности


2

Способ сочинения атональной музыки, в котором используются серии звуков, ритмов, тембров, динамики, артикуляции


3

Серия из 12-ти неповторяющихся тонов хроматической гаммы


4

Техника сочинения музыки, использующая красочные звучания, часто без определенной высоты звука


Сонористика, алеаторика, додекафония, сериальная техника


66.

Какая страна является родиной следующих композиторов?

1

Ференц Лист


2

Антонио Вивальди


3

Гектор Берлиоз


4

Морис Равель


5

Феликс Мендельсон


6

Бенджамин Сметана


7

Эдвард Григ


8

Джон Филд


9

Камиль Сен-Санс


10

Джузеппе Верди


Венгрия, Ирландия, Германия, Чехия, Франция, Италия, Норвегия


67.

Из какого произведения следующие действующие лица?

1

Ярославна


2

Юродивый


3

Граф Альмавива


4

Наина


5

Собинин


6

Галицкий


7

Гремин


8

Наташа


9

Купава


10

Ленский


«Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Свадьба Фигаро», «Снегурочка», «Русалка»


68.

Род деятельности известных представителей искусства?

С. Рихтер

1


Д. Ойстрах

2


Е. Максимова

3


Е. Мравинский

4


А. Галич

5


С. Губайдулина

6


М. Плисецкая

7


И. Архипова

8


Д. Хворостовский

9


Е. Образцова

10


Г. Уланова

11


В. Гергиев

12


Ю. Башмет

13


М. Ростропович

14


Е. Светланов

15


Д. Мацуев

16


М. Лиепа

17


В. Андреев

18


В. Высоцкий

19


М. Петипа

20


Пианист, скрипач, певец, певица, виолончелист, дирижер, балерина, балетмейстер, балалаечник, композитор, бард, альтист, танцовщик

На выполнение заданий теста отводится 60 минут. В конце каждой работы выставляется сумма набранных баллов и оценка. Члены комиссии ставят подпись (с расшифровкой). Максимальное количество баллов – 75,4.

Критерии оценки. Вопросы с №1 по № 61, № 64, 65 оцениваются за правильный ответ в 1 балл. В вопросах № 62, 63, 66, 67, 68 (состоящих из нескольких пунктов) за правильный ответ по каждому пункту – 0.2 балла. Например, вопрос № 62:

62.

Кто автор следующих произведений?

1

«Щелкунчик»

Чайковский 0.2

2

«Анна Каренина»

Щедрин 0.2

3

«Русалка»

Даргомыжский 0.2

4

«Руслан и Людмила»

Глинка 0.2

5

«Картинки с выставки»

Мусоргский 0.2

6

Иллюстрации к повести Пушкина «Метель»

Свиридов 0.2

7

«Золушка»

Прокофьев 0.2

8

«Прекрасная мельничиха»

Шуберт 0.2

9

«Свадьба Фигаро»

Моцарт 0.2

10

«Альбом для юношества»

Шуман 0.2

Чайковский, Шуберт, Свиридов, Прокофьев, Мусоргский, Моцарт, Глинка, Даргомыжский, Шуман, Щедрин

Подсчёт: 10 x 0.2 = 2 балла

Результаты оценивания:

5 (отлично) – от 85 до 100% (64 – 75.4 баллов);

4 (хорошо) – от 70 до 84.9 % (52.8 – 63.9 баллов);

3 (удовлетворительно) – от 51 до 69.9 % (38.5 – 52.7 баллов);

2 (неудовлетворительно) – менее 50% (менее 37.7 баллов)

Могут быть градации +, -.

Задания итоговой аттестации (викторина, тест) рекомендуются для тех отделений, где экзамен по предмету «Музыкальная литература» не предусмотрен, а только контрольный урок.

Список использованной литературы

  1. Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература XX века /Учебное пособие для ДМШ: четвертый год обучения. – М., 2011. – 256 с., нот., ил.
  2. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год
    обучения. Учебник для ДМШ. – М.: Музыка, 2014. – 208 с.: нот., ил.
  3. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: для IV класса ДМШ. – М.: Музыка, 1988. – 162 с.: нот., ил.
  4. Гапоненко И. Музыкальная литература зарубежных стран: третий год обучения: 6 класс: XIX век: романтизм и национальные композиторские школы: учебное пособие для ДМШ и ДШИ. – СПб.: Композитор. – Санкт-Петербург, 2019. – 244 с.: нот., ил.
  5. Козлова Н. Русская музыкальная литература. III год обучения. – М.: «Музыка». – 2002. – 224 с.: нот., ил.
  6. Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература: учебное пособие для ДМШ: первый год обучения предмету. – М.: Музыка, 2007. – 224 с.: нот., ил.
  7. Привалов С. Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма. –
    СПб.: Композитор (Санкт-Петербург), 2003. – 248 с.: нот., ил.
  8. Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. Для VII класса ДМШ. Учебник – Москва, 2000 – 127 с.: нот., ил.
  9. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VIVII кл. ДМШ: Учебник. – Переиздание. – М.: Музыка, 1995. – 142 с.: нот., ил.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации