18

Тренинг для первокурсников «Этот дружный мир вокруг нас» (9–11 класс)

2
0
Материал опубликован 2 March 2020

Тренинг «Этот дружный мир вокруг нас»

Цель: повышение уровня адаптивных способностей, знакомство и сплочение с группой, снижение уровня напряжения.

Возраст: 16-18 лет.

Количество человек: 12-18 человек.

Используемое оборудование: бейджи, стикеры, фломастеры, моток прочных толстых нитей, спокойная музыка.

Время: 2 академических часа.


Введение. Представление ведущего, целей тренинга,

Упражнение 1. «Цвет моего настроения».

Цель: диагностика эмоционального состояния.

Время проведения: 2 минуты.

Участникам предлагается закрыть глаза, сделать глубокий вдох-выдох, представить свое настроение в виде символа или образа, какое оно, какого оно цвета. Например, мое настроение как желтое солнце.

Упражнение 2. «Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вера».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Время проведения: 5 минут.

Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет качество (характеристику,). Следующий участник называет словосочетание(имя+эпитет) всех предыдущих участников, а потом свое.

Правила группы.

Цель: ознакомить участников группы с основными принципами работы.

Время проведения: 5 минут.

Ведущий рассказывает, в чем заключается суть пяти основных принципов работы в группе. Это принципы: «Здесь и теперь», Принцип искренности и открытости, Принцип Я, Принцип активности, Принцип конфиденциальности.

Упражнение 3. «Никто из вас не знает, что я…».

Цель: знакомство участников друг с другом, создание атмосферы доверия в группе.

Время проведения: 10 минут.

Участники, передавая игрушку по кругу, называют свое имя и заканчивают фразу: «Никто не знает, что я …».

Упражнение 4. «Фруктовый салат»

Цель: разминка, снятие зажимов, эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Описание. Вся группа сидит в кругу. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».

После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем «бананам» — и все «бананы» должны встать и найти себе новое место.

Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д. Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.

Упражнение 5. «Карусель знакомств».

Цель: отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах.

Время проведения: 15-20 минут.

Описание: Участники образуют два круга, внутренний и внешний, и в ходе самопрезентации каждый человек из внешнего круга общается с каждым человеком из внутреннего круга. Общение происходит по часовой стрелке, на каждый час (1-2 минуты игрового времени) выделяется тема для обсуждения.

1 час –любимое блюдо

2 часа – домашние животные;

3 часа – музыкальные предпочтения;

4 часа – почему поступил этот в колледж на данную специальность;

5 часов – что привлекает в выбранной специальности;

6 часов – любимое кино

7 часов – мое хобби;

8 часов – кем мечтали быть в детстве;

9 часов –какие иностранные языки знаешь/ изучаешь;

10 часов – город, в котором хотел бы побывать/ жить;

11 часов – любимая книга или литературный герой;

12 часов –любимое время года.

Вопросы для обсуждения с группой:«Подумайте и скажите, что вам запомнилось из всех встреч? Что врезалось вам в память? Может, кто-то чем-то удивил вас? Кто начнет?»

Что интересного Вы узнали друг о друге?

Может быть, Вы узнали что-то новое о себе?

Хватало ли времени на то, чтобы раскрыть тему общения?

Упражнение «Отзеркаливание».

Цель: развитие навыков невербального общения.

Время проведения:10 минут.

Упражнение выполняется в парах, где напарники встают друг напротив друга, один становится зеркалом, а другой его отражением (копирует все движения своего партнера). Затем партнеры меняются ролями.

Инструкция: Сейчас вы должны сымитировать выполнение нескольких заданий. Например: 1) Пришиваем пуговицу; 2) Собираемся в дорогу; 3) Печем пирог; 4) Выступаем в цирке.

Упражнение «А я не тормоз»

Время проведения: 10 минут.

Описание:Все играющие стоят в кругу плечом к плечу и повернувшись лицом к центру. Они рассчитываются по порядку, и каждый запоминает свой номep. Водящий стоит в центре круга, у него нет своего места, но есть номер — например, ноль. Он должен быстро назвать два номера. Играющие, номера, которых назвали, должны поменяться. А ведущий должен успеть занять место одного из игроков. Тот, кто остался без места становится ведущим при этом он говорит: «А я не тормоз», остальные отвечают: «А мы заметили», после чего игра продолжается и называются два других числа.

Упражнение «Правда или ложь?».

Цель: усилить групповую сплоченность и создать атмосферу открытости.

Время проведения: 15 минут.

Описание:Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что — нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Упражнение «Кто это?».

Цель: развитие внимания и закрепление в памяти имен членов группы.

Время проведения: 10 минут.

Описание:Участники представляются. Ведущий предлагает участникам внимательно рассмотреть каждого члена группы, кто как выглядит, и запомнить друг друга. Один участник выходит из круга и становится спиной к группе. Кто-нибудь из игроков начинает описывать выбранного участника: «Рост этого человека приблизительно метр семьдесят… у него черные полуботинки на высокой платформе… сидя на стуле, он держится очень прямо» (описание произвольно по форме и содержанию). Игрок, стоящий спиной к группе, пытается догадаться, о ком идет речь. Если это удалось, то ведущим становится именно этот человек.

Игра «К счастью... К сожалению...»

Цель: развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения: 30 минут.

Материалы: маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

  • Группа затерялась на необитаемом острове.
  • Одиссей попадает на Красную площадь.
  • Вася и Маша открывают магазин игрушек.
  • Мальчик влюбился в девочку.
  • Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение «Невидимая связь».

Цель: ощутить причастность к общему делу, почувствовать единство команды.

Время проведения:20 минут.

Оборудование: моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу же рваться при сильном натяжении), спокойная музыка.

Инструкция: Ведущий просит членов команды встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. На фоне играет спокойная музыка. Ведущий берет моток нитей, ножницы и зайдите внутрь круга, и рассказывает такую историю:

«Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы такое предпринять?" — размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью».

Далее, ведущему предстоит, рассказывая историю, обойти каждого члена Вашей команды и вложить ему в руки нить.

«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно его хранил, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился „узловатым". Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Когда у каждого члена Вашей команды будет в руках нить, ведущий отрезает ее от мотка и завяжите концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Дорогие друзья! — обращается он к команде. — Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная... Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя... Она натянется и станет „резать" руки. Такие отношения называют „натянутыми"...

А если, — продолжаете Вы, — кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать... Что будет, давайте попробуем... Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом... О таких ситуациях говорят: „Он тянет одеяло на себя"...

Некоторые люди, — продолжаете Вы, — предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное ощутил, как больно нить режет шею... Про такие ситуации люди говорят: „Посадил себе на шею"...

С этой нитью можно проводить разные эксперименты, — продолжаете Вы, — собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят... На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное, нет... И в вашей группе это недопустимо. Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Игра закончена, нить можно положить на время обсуждения в круг. Потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды.


Вопросы для обсуждения:

  • Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?
  • Что было легко, что было трудно в этой игре?
  • Чему эта игра может научить команду?

Линии обсуждения:

  • всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в команде;
  • комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком , находится нить: натянутом или свободном;
  • экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов команды бывают разные эпизоды в общении. Главное – что бы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

7. Рефлексия. Ритуал завершения.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.