12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Ольга17

«Тренинг для родителей будущих первоклассников».
Тема: «От дошкольника к школьнику»

Пояснительная записка

Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Задачи:

Повышение компетентности родителей;

Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка предшкольного возраста;

Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;

Обучение эффективным способам общения;

Развитие навыков рефлексии у родителей.

Оборудование:

мультимедийное оборудование;

цветные карандаши, ручки, бумага для заметок по количеству родителей.

Ход:

1. Здравствуйте уважаемые родители. Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению.

Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.

И я, как психолог, предлагаю вам маленькую помощь и консультацию:

Развитие необходимых навыков сотрудничества с детьми.

Обучение эффективным способам общения с детьми, методам и приемам обучения.

2. Знакомство. Разминка.

A) Упражнение «Представление по кругу». Мяч передается по кругу. Тот, у кого в руках мяч, представляет себя, называет свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком.

Б) Упражнение «Ассоциации»

Мяч передается хаотично от участника к участнику. Тот, у кого мяч, быстро произносит слово-ассоциацию на слово «ребенок». (Дитё, сынок, маленький…)

3. Основная часть. Практический блок.

А) Упражнение «Идеальный родитель». Родителям предлагается составить сборный портрет «идеального родителя». Ведущий просит называть качества, которыми должен, на их взгляд, обладать идеальный родитель. Записываются все качества, не обсуждая. Затем, когда предложений больше не поступает, ведущий зачитывает описание идеального родителя.

Ведущий. Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю. Отмечают инициалами. Упражнение проходит без комментариев. Мишень сохраняют до последнего занятия, на котором отмечают свою позицию на этой же мишени другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)

В) Кто быстрее»

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

- Посчитаться на счёт раз-два.. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры:

треугольник;

ромб;

угол;

буква;

птичий косяк;

круг;

квадрат.

Обсуждение:

Трудно было выполнять задание?

Что помогло при его выполнении?

4. Обратная связь. Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии. Уважаемые родители с целью проведения развивающих занятий для ребенка нужно будет приобрести общую тетрадь в клетку, обложку, ручку. Передаем через непосредственно воспитателя. Спасибо за внимание.

6. Ритуал прощания. Сказать: «Всего хорошего!» все участникам.

Памятка родителям будущих первоклассников

Поощряйте инициативу ребенка.

Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.

Не ругайте за ошибки, не насмехайтесь.

Не забывайте хвалить.

Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».

Необходима общая положительная оценка.

Подробно вместе разбирайте ошибки.

Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.

Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например, «Садись занимайся, балбес». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.

Не старайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.

Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.

Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.

Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами- специалистами, педагогами, логопедом, психологом.

Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:

1. физиологическую готовность – хороший уровень физического развития

2. психологическую готовность – достаточное развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, ощущения, речи), обучаемости

3. социальную готовность – умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

"Что изменилось?"

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

"Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы"

Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

Кроме занятий в детском саду рекомендуется играть с детьми дома для закрепления полученных знаний и навыков.

Мамы и папы будущих первоклассников!

В эти игры вы можете играть с детьми дома:

"Назови одним словом"

Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например:

1)лиса, заяц, волк, медведь – животные;

2)кровать, стул, диван, кресло; - мебель;

3)сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.

"Назови три предмета"

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

Рекомендации родителям

1. Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

2. Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

3. Можно10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

4. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

 5. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

6. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

7. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

"Графический диктант"

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например: Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее, например, две клетки вверх, одна влево и т.д.

"Задание на внимание"

Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).


 

 

МБДОУ Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Памятка для родителей

Психологическая подготовка

детей к школе

Игры для будущих первоклассников

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.