Тренинг для родителей подготовительной группы «Скоро в школу»

3
0
Материал опубликован 24 August 2020

Тренинг для родителей

подготовительной группы

«Скоро в школу»


Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1. Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической

готовности;

2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;

объединить всех участников преемственной связи;

3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию

психологической культуры родителей;

Предварительная работа:

- проведение с детьми рисуночного теста «Отношение к школе»;

-анкетирование «Хочешь ли ты в школу?»

Ход собрания:  Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. И, конечно, каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок легко адаптировался к школе и приносил домой хорошие оценки. Однако для этого нужно заранее подготовить ребенка к школе. И мне очень хочется узнать: что для вас значит фраза «Ребенок готов к школе» (ответы родителей).

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя четыре аспекта:

 -  мотивационную готовность;

-  интеллектуальную готовность;

- волевую готовность;

-  коммуникативную готовность.

         Сегодня мы немного поговорим о каждом из этих аспектов.





Мотивационная готовность


подразумевает наличие у ребенка желание принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

         На слайде вы видите несколько распространенных фраз, которые родители говорят своим детям. Как вы думаете, какую реакцию могут вызвать эти фразы?

  • «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
  • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
  • «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
  • «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
  • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).


Чтобы сформировать мотивационную готовность, следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ни в коем случае не пугайте ребенка предстоящими трудностями! Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.


Интеллектуальная готовность


предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, то есть развитый интеллект. Что же необходимо делать нам, взрослым, чтобы помочь ребенку развиваться?

         Нужно развивать мелкую моторику (лепка из пластилина, раскрашивание, игры с мелкими игрушками, конструктором, и т.д.). Развитию внимания, памяти, речи очень помогают специальные игры, которые вы можете найти в Интернете, узнать у нас и даже придумать вместе с ребенком. Сейчас для того, чтобы расслабиться и потренироваться, мы поиграем в игру на развитие памяти и речи: «Кто вышел?» (по считалке выбирается ведущий, он закрывает глаза, одному из родителей делается знак выйти за дверь, ведущий должен сказать, кто вышел и описать его внешний вид).

Считалка:

Тише, мыши, кот на крыше, 
а котята ещё выше. 
Кот пошёл за молоком, 
а котята кувырком. 
Кот пришёл без молока, 
а котята ха-ха-ха.


Волевая готовность

предполагает наличие у ребенка:

способностей ставить перед собой цель,

принять решение о начале деятельности,

наметить план действий,

выполнить его, проявив определенные усилия,

оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Наши дети очень любят рисовать и, пользуясь этим, мы провели рисуночный тест «Отношение к школе». А вам я предлагаю самостоятельно проанализировать результат.

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

  • цветовая гамма
  • линия и характер рисунка
  • сюжет рисунка

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка (2,1,0 баллов), затем баллы складываются.

    1. Цветовая гамма:

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.);

1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона;

0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

    1. Линия и характер рисунка

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно;  используются  длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;
0 баллов – объекты  изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

    1. Сюжет рисунка


2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток — ночь или вечер.

 1 балл – обе характеристики присутствуют.     

 Анализ результатов

  • 6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 
  • 4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 
  • 1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

О результатах я вас спрашивать не буду, я считаю, что выводы вы сможете сделать самостоятельно. Время, чтобы изменить отношение вашего ребенка к школе, у вас еще есть.

Коммуникативная готовность


проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.  Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.


Коммуникативная готовность – это умение общаться. Чтобы продемонстрировать умение общаться, мы провели анкетирование детей. Мы задавали им следующие вопросы (вы видите их на слайде)

1. Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?

2. Зачем нужно ходить в школу?

 3. Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются в школе?)

4. Какие правила, по-твоему, тебе нужно выполнить, чтобы стать потом хорошим учеником?

 5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

 6.Как нужно вести себя на уроках в школе?

 7.Что такое домашние задания?

 8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником?

 10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Вот некоторые из детских «перлов»:

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости, доброжелательности во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями, воспитателями играет решающую роль в формировании этого вида готовности к школе.


Вот мы и обсудили все четыре аспекта готовности к школе. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча принесет вам пользу и даст материал для размышлений.  Помните, что Ваше отношение к школе формирует и отношение вашего ребёнка. Если вы спокойны и радостны (хотя бы при ребенке) при обсуждении поступления в школу, не предъявляете завышенных требований к будущим успехам ребёнка, положительно рассказываете о школе и не внушаете ребенку страх перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. Старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! И в завершение нашей встречи я хочу подарить вам памятки для родителей по подготовке детей к школе.













Информационные источники:

  1. Работа с семьей при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей будущих первоклассниковБержнова .: Детство – Пресс, 2011
  2.  А. Венгер, А. Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе».  М.,1994 г.
  3. О. И. Тушканова «Подготовка к школе» Волгоград, 1993г.
  4. Серия книг «Для талантливых детей и заботливых родителей».
  5. М. М. Безруких и др. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М. 1994 г.





Комментарии
Комментариев пока нет.