Тренинговое занятие по развитию личностных качеств и профилактики профессионального выгорания
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «Солнышко»
Конспект тренингового занятия по развитию личностных качеств и профилактики профессионального выгорания
Педагог–психолог:
Джиоева Э.С.
Ильина А.Ю.
Владикавказ 2019г.
Тренинговое занятие по развитию личностных качеств и профилактики профессионального выгорания
Цель тренинга: Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
-формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
-развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
-осознание себя командой.
Оборудование:
-музыкальный центр;
-карандаш;
-веревка;
-фольга на каждого участника.
Ход тренинга
В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами определим свои правила, например:
-Здесь и теперь (во время тренинга, мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, обсуждаем то, что просходит с нами именно здесь);
- Говорю за себя (то есть, каждый говорит от своего имени);
-Внимательно слушать друг друга;
-Не перебивать говорящего;
-Уважать мнение друг друга;
-Безоценочное суждение;
-Проявлять активность;
-Конфиденциальность (все, что происходит здесь, невыносится за пределы группы);
-Правило "Стоп" (желтый круг).
Приветствие 1:"Ритуалы приветствия"
Цель: создание доброжелательной атмосферы, снятие эмоционального напряжения.
Ведущий: Мы сейчас будем приветствовать друг друга, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (музыкальное сопровождение).
Варианты приветствия:
-легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- дружелюбное обьятие (Россия);
- легкий поклон, ладони сложени перед грудью (Китай);
- легкий поклон, ладони сложени перед лбом (Индия).
Упражнение 2: "Шеренга"
Цель: сплочение коллектива.
Инструкция: Построиться без слов в шеренгу по:
-росту; цвету волос (от темных к светлым);
-алфавиту имен;
-цвету глаз (от темных к светлым);
-длине волос (от коротких к длинным);
-наличие сережек (от длинных к коротким).
Упражнение 3: "Выйди в круг…"
Цель: умение действовать в команде , чувствовать другу друга.
Все педагоги стоят по кругу.
Ведущий: Я буду называть числа. Какое число назову,именно столько человек должно выйти в центр. Например,если я говорю "четыре", то как можно быстрее должны выйти в центр круга четверо из вас. Встать на место они смогут только после того, как я скажу "спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику действий следует вырабатывать в процессе выполнения, ориентируюся на действия друг друга.
Упражнение 4: "Счет до 10"
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение.
Упражнение 5: "Карандаш"
Цель: упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.
Обсуждение.
Упражнение 6: "Обруч"
Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции. Описание упражнения: Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т.п.). Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.
Обсуждение.
Упражнение 7: "Шеренга"
Техника работы с фольгой (работа с агрессией, тревожностью, ленью).
Цель: актуализация, осознание и выражение чувства агрессии, тревожности, лени.
Задачи:
• учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;
• проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять;
• дать выход негативным чувствам, состояниям;
• трансформировать негативное состояние в позитивное.
Инвентарь: кусок фольги, белый лист бумаги А-4.
Время работы: 8-10 минут.
. Участникам группы предлагается взять фольгу, чтобы ознакомиться с материалом. Затем подумать над состояниями агрессии, тревоги или лени. Основная часть Инструкция к действию:
1. Участникам группы предлагается при помощи куска фольги представить и выразить свое состояние (чувство) агрессии, тревожности или лени (на выбор). Затем получившийся объект нужно расположить на листе А-4. Рекомендуется фиксировать ощущения и переживания, которые, возможно, возникнут в процессе работы.
2. Далее каждому участнику предлагается взять небольшие листы бумаги, ручку и внимательно рассмотреть созданные работы. То, как они «отзовутся», какие ассоциации будут вызывать, записать на отдельном листе и оставить рядом с работой.
3. Затем каждый может посмотреть, что ему написали. Следует выбрать 3 листа с надписями, которые меньше всего ассоциируются с выбранным чувством, состоянием. Зачастую это именно тот аспект, который еще не осознается и не позволяет клиенту взглянуть на чувства агрессии, тревоги и лени по-новому.
4.Участникам предлагается ответить на вопросы:
– С каким чувством вы работали?
– Какой отклик у вас нашла работа?
– Как часто вы ведете себя в таких состояниях (агрессии, тревожности, лени) так, как описано в листах, которые заполняли другие участники?
– Какие 3 листа вы выделили?
-О чем это вам говорит?
Выводы. У каждого человека есть чувства, эмоции, переживания, которые не дают ему спокойно жить, от которых он хотел бы избавиться. Данная техника дает возможность отреагировать на травмирующее состояние, трансформировать его в позитивное – то, которое подтолкнет к новым мыслям, а возможно, и действиям.
Рефлексия
Литература:
1. К.Фопель. групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2010.
2. Вачков И.В. Основы группового тренинга. М.: Ось-89, 2000.
3. Монина Г.Б.,Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный треннинг(педагоги, психологи, родители) СПБ.: Речь, 2007.
4.старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога. СПБ: Речь 2008.