Программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания педагога «Три КИТа»

3
0
Материал опубликован 17 April 2019 в группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ"

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ЗАГОРОДНЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "ЗЕРКАЛЬНЫЙ"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания педагога 

"Три КИТа"

Продолжительность освоения программы: 12 часов

Контингент участников программы: педагогический состав УВО

 

автор программы:

Д. М. Капов

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

Санкт- Петербург.

Дополнительная общеобразовательная программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания педагога

"Три КИТа"

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

 

Программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания педагога "Три КИТа" представляет собой модуль комплексной программы психолого-педагогического сопровождения ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"- "Шкатулка Пандоры".

 

Автор программы:

 

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог высшей квалификационной категории

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"

 

 

 

Программа была представлена на рассмотрение экспертного совета НОУ ППО «Центр психолого-педагогических технологий», и была одобрена к реализации.

Программа составлена в соответствии с требованиями к работе в области психолого-педагогических технологий в образовании.

(Сертификат соответствия № 14 от 13. 10.2017 г.).

 

Авторские права на Программу "Три КИТа", были защищены в 2017 г. (Авторское Свидетельство о депонировании и регистрации объекта интеллектуальной собственности № 897 от. 12.10.2017 г. )

 

Дополнительная общеобразовательная программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания педагога

"Три КИТа"

 

Направленность деятельности: социально-педагогическая

Продолжительность освоения программы: – 12 часов

Состав участников: педагогический состав УВО

 

Автор: Капов Д. М.-

Педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»


 

Пояснительная записка

Программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания "Три КИТа" представляет собой модуль комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"- "Шкатулка Пандоры".

Три- количество составных блоков программы:

1. Способы снятия нервно-психического напряжения, конструирование различных форм поведения в стрессовой ситуации.

2. Работа с Эго.

3. Способы снятия нервно-психического напряжения.

КИТы- основные механизмы работы: Коррекция, Использование, Трансформация.

Корректируя свое эмоциональное состояние, человек использует знание для трансформации восприятия этих эмоциональных состояний, на основе которых строится дальнейшее поведение.

 

Актуальность

Процесс модернизации системы образования, призванный повышать его качество, требует от современного педагога постоянного саморазвития.

В этом случае одной из важнейших задач психолого-педагогической службы становится оказание профилактической помощи с целью предупреждения и профилактики эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание - это механизм психологической защиты организма, при котором происходит истощение физических и эмоциональных ресурсов, что является одной из важнейших проблем на пути личностного роста и саморазвития педагога.

Педагогические профессии являются одними из самых стрессогенных профессий, требующих колоссальных внутренних ресурсов, самообладания и саморегуляции. Педагогическая деятельность относится к числу самых эмоционально тяжелых видов труда.

На начальном этапе эмоционального выгорания педагог чувствует в основном физическое истощение. Затем появляются такие симптомы, как отсутствие интереса к педагогической деятельности, негативные установки относительно своей деятельности, агрессивность, снижение эффективности, пренебрежение своими должностными обязанностями, отсутствие мотивации к саморазвитию и личностному росту.

Исходя из этого, возникает необходимость создания программы работы, направленной на сохранение психического здоровья педагога.

 

Цель программы:  через раскрытие и осознание причин эмоционального выгорания обучить механизмам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения, способствующих сохранению психического здоровья.

 

Задачи.

1. Просветительская:

развитие информационно-теоретической компетентности педагогов;

ознакомление с техниками и методиками аутотренинговой работы, способствующей сохранению психосоматического здоровья.

2. Коррекционная:

формирование стремления к саморазвитию;

обучение педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

обучение работе с внутренними ресурсами.

3. Профилактическая:

создание атмосферы, способствующей сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности;

развитие позитивного самовосприятия через повышение самооценки, снятие тревожности.

 

Контроль за реализацией программы осуществляется педагогом-психологом учебно-воспитательного отдела.

 

Особенность программы

Программа построена на принципе добровольного участия.

Каждое занятие по программе- это конструктивный анализ и моделирование поведенческих реакций; представляет собой практическую работу по отработке конкретных знаний и навыков и основано на получении нового знания о себе. В ходе личностного роста происходит некая трансформация внутреннего, субъективного мира, на основе которой строятся отношения с внешним, объективным миром.

Каждый блок программы направлен на отработку механизмов психологической защиты, направленных как на снятие психофизических зажимов, так и на формирование профессионального образа педагога.

Проведение данной программы возможно только при соответствующей подготовке руководителя программы, рекомендуется для проведения специалистом-психологом.

 

Состав участников программы: педагогический коллектив ЗЦ ДЮТ "Зеркальный".

 

Сроки реализации программы: 12 часов.

 

Ожидаемые результаты:

1. Повышение информационно-теоретической компетентности.

2. Овладение механизмами саморегуляции эмоциональных состояний.

3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности.

4. Снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.

5. Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.

 

Педагогическая модель:

рационалистическая модель образования;

модель развивающегося образования;

аналитическая.

 

 

 

Функции программы:

Конструктивная;

Гностическая;

Коммуникативная.

 

Форма анализа полученных результатов:

Внутренняя форма анализа

Внешняя форма анализа

1.

Полный анализ тестовых материалов и проективных методик

Независимая экспертиза (лаборатория психолого-педагогических технологий )

2.

Анализ таблицы личностного роста "10 ступеней"

Трансляция опыта в социальных сетях

3.

Анализ контрольного задания

Программа обмена педагогическим опытом

4.

Анализ продуктов деятельности

 

5.

Фиксирование динамики личностного роста

 

 

Виды и форма отчетных материалов:

анкета обратной связи участников программы;

дневник самоанализа;

таблица личностного роста;

заключение на основе наблюдения и выводов по итогам каждого занятия;

итоговое контрольное занятие;

комплексный анализ внешней экспертизы.

 

Факторы и минимизация риска:

Факторы риска

Механизмы минимизации риска

1

Эмоциональная нестабильность личности педагога

Проведение вступительного занятия с целью создания благоприятного эмоционального фона, способствующего гармонизации психофизического состояния участников.

2

Стрессовая тактика программы

Поэтапное, теоретически обоснованное проведение каждого блока программы.

3

Неграмотное использование программы

Реализация программы осуществляется только специалистом педагогом-психологом

 

Методологическое обеспечение программы:

Раздел, тема

Форма организации занятия

Техническое и дидактическое оснащение

Форма подведения итогов

1

Способы снятия нервно-психического напряжения, поведение в стрессовой ситуации

Теория, практика, интерактив, тестирование

Методическая литература, тестовые и вспомогательные канцелярские материалы

 

Анализ личной и групповой динамики, фиксация полученных результатов в таблицу

2

Работа с Эго

Теория, интерактив.

Методическая литература, вспомогательные материалы, мультимедийное оборудование

Самоанализ, фиксация результатов в таблицу

3

Способы снятия нервно-психического напряжения

Теория, тестирование,

интерактив

Методическая литература, вспомогательные материалы, мультимедийное оборудование

Анализ личной и групповой динамики, фиксация полученных результатов в таблицу.

 

 

Методологической основой программы является индивидуально-личностный подход, при котором педагог рассматривается как активный субъект своего развития.

В основу программы входят три основные формы проведения занятий: теоретическая, практическая, интерактивная.

 

Основные средства реализации содержания программы:

теоретико-практические занятия;

игровые и тренинговые занятия;

аналитические беседы;

анкетирование.

 

Программа построена на основе последовательной работы с психическими состояниями личности.

 

 

Методики измерения полученных результатов:

Методика оценки личностных реакций (Н. Ньюкомб);

Методика исследования "Я- образа" (С. Майер);

Методика оценки ценностных ориентаций (Е. Хелфик);

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко);

Опросник выявления эмоционального выгорания MBI (К. Маслач, С Джексон);

Методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлора);

Таблица "10 ступеней" (С. Майер);

Метод наблюдения.

 

Условия проведения: каждое занятие проводится в отдельном кабинете, адаптирован под проведение групповой работы.

 

Материально-техническое оснащение.

Помещение, адаптированное под групповые занятия

Кресла или стулья из расчета на группу

Ковровое покрытие (для проведения релаксационных упражнений и медитации)

Аудиовоспроизводящая аппаратура

Маркерная доска

Писчая бумага, маркеры, ручки из расчета на каждого человека.

 

Учебно-тематический план.

 

Темы:

Теория

Практика

Всего

1.

Способы снятия нервно-психического напряжения, конструирование различных форм поведения в стрессовой ситуации

6

1.1

Цикл упражнений по работе с эмоциональными состояниями: осознание, вербализация, реконструкция.

0,5

1,5

2

1.2

Цикл упражнений по работе с агрессивностью и негативным восприятием "Чернильные пятна": вербализация, реконструкция.

1

1

2

1.3

Цикл упражнений по саморегуляции "Театр тишины": принятие, отторжение, симбиоз.

1

1

2

2.

Работа с Эго

 

3

2.1

Цикл упражнений "10 ступеней".

1

2

3

3.

Способы снятия нервно-психического напряжения

 

3

3.1

Эмоциональная разгрузка "Art magic"

0,5

1

1,5

3.2

Эмоциональная разгрузка по снятию физических и психических зажимов "Yoga dance"

0,5

1

1,5

Итог:

4,5

7,5

12

Общий интенсив программы:

12 часов

 

 

Содержание программы.

В ходе реализации программы работа ведется по трем основным блокам:

1. Способы снятия нервно-психического напряжения, конструирование различных форм поведения в стрессовой ситуации.

2. Работа с Эго.

3. Способы снятия нервно-психического напряжения.

 

1. Способы снятия нервно-психического напряжения, конструирование различных форм поведения в стрессовой ситуации

 

1.1. Цикл упражнений по работе с эмоциональными состояниями: осознание, вербализация, реконструкция

Цель: Знакомство с механизмами психологической защиты. Формирование умения выражать свои собственные эмоции. Создание условий для формирования стремления к познанию самого себя, погружения и осознания своего внутреннего мира.

 

1.2 Цикл упражнений по работе с агрессивностью и негативным восприятием "Чернильные пятна": вербализация, реконструкция.

Цель: снятие негативных эмоциональных зажимов, развитие умения постановки эмоциональных якорей. Развитие умения конструирования стрессо-ответных форм поведения.

 

1.3 Цикл упражнений по саморегуляции "Театр тишины": принятие, отторжение, симбиоз.

Цель: обучение механизмам самоконтроля и способам трансформации негативных эмоций.

 

2. Работа с Эго

 

2.1 Цикл упражнений "10 ступеней".

10 ступеней- пошаговая работа по формированию позитивного самовосприятия, мотивации к саморазвитию, осознания механизмов торможений творческой деятельности. (Методика разработана амер. психологом, работающим по направлению личностного роста. Фиксация полученных результатов по таблице "10 ступеней ").

Цель: обучение работе с внутренними ресурсами. Формирование уверенного поведения.

 

3. Способы снятия нервно-психического напряжения

 

3.1. Эмоциональная разгрузка "Art magic"

Цель: способствовать гармонизации психических состояний личности подростка через развитие способности самопознания и самовыражения. Научить, концентрируя внимание на своих эмоциях, социально приемлемыми способами выплескивать негативную энергию.

 

3.2. Эмоциональная разгрузка по снятию физических и психических зажимов "Yoga dance".

Цель: развитие умения работать с внутренними ресурсами. Отработка механизмов снятия физических зажимов.

 

 

Выполнение всех упражнений и занятий программы способствует как развитию отдельных навыков, психических свойств и состояний, так и полноценному гармоничному развитию личности подростка.

 

Литература:

1.Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий. Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4;

2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. – СПБ.: Речь. 2004;

3.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.- СПБ.: Питер. 1999;

4.Большой психологический словарь.( сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко).- СПБ.: Прайм-Еврознак. 2003;

5.Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью. Монография.- Иркутск.2009;

6. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. – СПБ.: Питер. 2002;

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПБ.: Питер. 2002;

8.Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя. Екатеринбург. 2005;

9. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, 2001;

10.Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/Психологический журнал. – М.: Наука, 2001;

11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Наука, 2000;

12. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. – М.: Наука, 2003.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.