12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЕЛИСТРАТОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА114
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

1.Пропевание гласных «+»

2.Метафоры высказывания «+» – предложить выбрать

3.Арт – терапия

4.Выбор «+» высказываний

-В настоящие время сохраняют свою актуальность проблемы профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. Они испытывают большие нервно – психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, утомлении , развитие стресса => группа риска педагоги, психологи, логопеды.

Синдром профессионального выгорания (СПВ) – это одна из распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации.

Работа педагогов в современной системе вызывает значительные нервно – психологические перегрузки. Не только физиологические факторы, связанные с особенностями труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, голосовой, слуховой аппарат и т.д.). Но прежде всего, имеются психологические и организационные трудности: необходимость всегда быть в «форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня, большое количество нововведений, сопряженных с введением ФГОС – 2 и др. Педагог не справляется с такими перегрузками, т.к., не владеет специальными методами и приёмами саморегуляции.

СПВ – физическое, эмоционально, умственное истощение.

Причины СПВ.

Высокая эмоциональна включенность в работу.

Временные рамки деятельности (занятия, окончание года).

Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.


 

Пути преодоления.


 

«Сквозной ресурс» - поддержка коллег ,администрации. Сфера человек - человек

«Проблемные точки» - выявление их.

Помощь педагогу в выборе персонального маршрута -> «Ситуация успеха» -> создать: «К чему стремиться?»

«Сплочение коллектива» -> система поощрения – (отсутствие страха перед людьми) «Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем» (А. Дефо).


 

Тренинг.


 

«Здороваемся локтями» (Форель К. 2000г.)

Цель. Устанавливание контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Ход – все рассчитываются 1,2,3.

1.-руки за головой, локтями в сторону;

2.- упираются руками в бедра, локти в сторону;

3. – руки перед грудью, руки развернуты.

Со звонком «колокольчиками» поздороваться как можно с больше количеством, присутствующих.


 


 


 

Советы психолога. Д. Гринберг


 

Составить список реальных и абстрактных причин, побужд., вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

Перечислить, то, чем любите заниматься в убывающей последовательности, когда занимались этим в последний раз.

Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки»

Начать заботиться о физическом, здоровье (душ контрастный, и т.д.) питание, вредные привычки.

Начать заботиться о психическом здоровье, использовать тренинги, релаксации, ведение переговоров, ассертивности.

Делать каждый день что – либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.

Упр. 2 «порой я балую себя»

Цель. Познакомить с приёмами снятия нервного напряжения. (Мадэлин Б.)

Увеличить обеденный перерыв (разр. начал.).

Разрешить себе побыть в одиночестве.

Сделать себе небольшой подарок (буке, билет в театр, спорт. сорев., ужин в ресторане).

Найти время для мобильного занятия.

Позволить полдня провести за «нечего неделанием».

В выходной подольше поспать.

Похвастаться родственникам и друзьям своими достижениями.

Купите себе безделушку (бусы).


 

Приёмы антистрессовой защиты:

Отвлекайтесь.

-природа – прогулка

-мысли –> на другой предмет

-оглянуться, осмотреться

-внимание на малейшие детали

-медленно, «перебрать» все предметы в определённой последовательности (коричневый стол, зелёные занавески).


 

Снижайте значимость событий:

причина стресса не люди, не ошибки, а то как вы относитесь к этому.

принцип позитивности во всем с установками

-«не очень то и хотелось»

-«главное в жизни не это…»

-«нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»

-кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.


 

Действуйте.

Физ. труд – в стрессовой ситуации – громоотвод

-навести порядок в доме или на рабочем месте;

-устройте прогулку или быструю ходьбу

-пробежка;

-побить мяч или подушку и т.д.


 

Творите:

Творческая работа исцеляет от перенапряжений

-рисуйте

-танцуйте

-пойте

-лепите

-шейте

-конструируйте и т.д.


 

Выражайте эмоции « выплёскивать»

-изображать жестами, мимикой, голосом

-мните, рвите бумагу

-кидать предмет в мишень

-нарисовать своё чувство, раскрасить, сделать смешным или порвать

-поговорить с кем – либо, делая акцент на свои чувства («Я расстроен», «Меня это обидело»)


 

Рефрейминг – рамка (англ.) – переобрамление, смена точки зрения, отношение к чему – либо без изменения самой ситуации.


 

Пропевание гласных звуков

Чудодейственная сила звука. О лечебных свойствах звука.

Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения физического и нервно – психического состояния

Петь до тех пор, пока звук не станет чистым и устойчивым.

Интуитивно подбирать нужную высоту и силу звука.

1 этап

Пропевание длинного у – у – у – Гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, матки с яичн., у мужчин предстат., железы => древними врагами эта система рассматривалась, как средоточение жизненной силы челове ка.

Пропевание о – о – о – улучшает переваривание пищи.

Пропевание а – а – а – снимает все спазмы.

2) Пропевание с добавлением (х), ух, ох, ах – на выдохе стимулирует выброс негативной энергии отработанных организмом веществ.

2 этап

Протягивание с – с – с – улучшает кровоснабжение и поддерживание иммунитета.

Звуковая настройка печени – массирование по часовой стрелке, пропевать – и – и – и – и для стимуляции сердца; Лёгкие – с – с – с

Голова, позвоночник – одна система, глаза, уши, нос, горло – м – м – м – и длинное н – н – н

Всё что нас окружает, подчиняется законам природной гармонии. Мы будем поддерживать её вокруг и внутрии себя!


 

Арт – приёмы

«Нарисуй своё имя»

-рассказать, почему его имя именно такое

«Скульптурное изображение себя»

«Создание маски» (куклы)

Цель: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Маска – (кукла) создавались для того, чтобы отразить какой то образ. Маска или кукла – отражает то, что на наш взгляд видят в вас – ваши «+» и « - » стороны.

Что это за маска (кукла)? Как назвали- охарактеризовать.

Что видят друзья, когда смотрят на неё?

Что кукла (маска) им показывает?

Что ей хотелось бы показать?

Чего кукла (маска) не хочет показывать?

Чего кукла (маска) боится?

Какое самое заветное желание у куклы (маски)


 

Закончи фразу. Цель: обобщение полученного опыта.

Я почувствовала…..

Я сегодня узнала…..

Я удивлена…..


 

Отношение к тренингу

Какое значение для вас имел тренинг. Старайтесь чаще испытывать радость, ценить каждое мгновение в жизни.

Гормон радости «серотонин» - корзина радости


 

Упр. 3 «чему я научился»

Лист с незаконченными фразами (каждому).


 


 

Я научился


 


 

Я узнал, что


 


 

Я нашёл подтверждение тому, что


 


 

Я обнаружил, что


 


 

Я был удивлён тем, что


 


 

Я был разочарован тем, что


 


 

Самым важным для меня было


 


 

Мне сегодня


 


 


 

 


 


 


 

 


 

Рефлексия

Профилактика эмоционального выгорания.

Анкета для оценки СПВ.

 

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

1.Я чувствую эмоциональную опустошенность в конце рабочего дня.

       

2.Плохо засыпаю из – за переживаний, связанных с работой.

       

3.Эмоц. Нагрузка на работе слишком велика.

       

4.После работы срываюсь на близких.

       

5.Чувство, что нервы натянуты до предела.

       

6.Сложно снять эмоц., напряжение после работы.

       

7.Моя работа плохо влияет на моё здоровье.

       

8.После работы мне не на что не хватает сил.

       

9.Перегруженна проблемами других людей.

       


 


 


 

 

Результаты в баллах


 

«0» - никогда

«1» - иногда

«2» - часто

«3» - всегда


 

Суммарный показатель


 

3б – низкий

3 – 12б – средний

12б – высокий

Показатель эмоц. выгорание

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.