12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия36
Украина, Луганская Народная Республика, город Красный Луч
Материал размещён в группе «Психологическая помощь в ДОУ»
Семинар : «Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Цель семинара: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

Задачи семинара:

актуализировать процесс самоанализа сотрудников;

познакомить с приемами саморегуляции;

научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

оптимизировать самооценку педагогов;

снять эмоциональное напряжение;

сформировать позитивное мышление воспитателей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Участники: педагоги, специалисты.

Время проведения: приблизительно 1,5 час + 10-15 мин.

План семинара :

1.Теоретическая часть:

Синдром профессионального выгорания : его факторы, стадии, аспекты, симптомы, диагностика и профилактика.

2.Практическая часть :

Тренинг «Как жить полной жизнью, а не только на работе» ( гимнастика нервно-мышечного расслабления, упражнения, деловые игры, ассоциативные тест, медитация, рефлексия)

Антистрессовая релаксация

Упражнение «Что я почти забыл»

Шеринг (рефлексия, обсуждение, анкеты обратной связи)


 

(Сопровождение презентации) Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проведём семинар-практикум на тему «Профилактика Синдрома профессионального выгорания», где в его теоретической части узнаем подробней о этом синдроме, его стадиях, факторах, симптомах, а так же способах его выявления и профилактики, а его практической части постараемся научиться расслабляться, думать о позитивном и уметь выводить себя из стресса.
Перед тем, как мы начнём, я хотела бы, что - бы мы с Вами в ходе семинара придерживались нескольких простых правил: 1.Активность,поддержание диалога и обратной связи. 2.Отсутсвие стеснения ( и отсутствие боязни сказать что-то не так, абсолютно все ответы и комментарии уместны и имеют право на высказывание) 3.Честность, откровенность ( всё то, что будет сказано в ходе семинара участниками – останется только на семинаре (принцип конфиденциальности) 4. Самое важное – сохранять позитивный настрой и побольше улыбаться, не смотря на то, что рассматривается достаточно важная проблема синдрома проф. выгорания. И не стесняться участвовать в предложенных играх, стараться расслабиться. 
Введение: И хотела бы начать семинар с небольшой притчи :
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии .
Действительно, труд воспитателей, учителей, педагогических работников невозможно переоценить, да и в реальности выходит так, что этот труд ещё и не дооценивают. В последнее время достаточно остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагогов. Высокая эмоциональная включенность в деятельность, частые стрессы, напряжённость, организационные моменты педагогической деятельности, большая ответственность перед администрацией, родителями и ответсвенность за результат своего труда в целом – не самым лучшим образом отражается на психологическом здоровье педагогов. В связи с этим встаёт необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса. И так, для начала рассмотрим, что же такое Синдром Профессионального выгорания : Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром формируется у людей, которые в силу своей профессии постоянно вынуждены контактировать с другими людьми, выслушивать их просьбы, жалобы, требования ,это :
  • врачи, педагоги, психологи и психотерапевты, социальные работники, работники сферы услуг, сотрудники правоохранительных органов
Основная причина синдрома- это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость. Синдром профессионального выгорания выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание - это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Данное явление «заразно»: те, кто подвержен выгоранию становятся циниками, негативистами и пессимистами, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

 

Факторы : личностные и ролевые

Личностные:

1.1. Возраст. Подверженные возрастным кризисам сотрудники наиболее склонны к профессиональному выгоранию. К ним относятся кризис профессионального самоопределения (20-23 года), кризис смысла жизни (30 лет), кризис среднего возраста (40-45 лет). Кроме того, профессиональному выгоранию подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. К такой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места снижается.

1.2. Гендерные особенности. Большинство исследователей анализируемой нами проблематики приходят к выводу о том, что женщины больше подвержены эмоциональному выгоранию, нежели мужчины, потому как именно они постоянно испытывают внутриличностный конфликт, связанный с работой. Именно женщины сильнее переживают внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности.

1.3. Особенности характера. Так, например, интроверты, пессимисты, люди с заниженной самооценкой чаще подвержены эмоциональному истощению и депрессиям. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Формирование симптомов выгорания проходит медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться.

1.4. Нравственные дефекты и дезориентация личности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать благо от вреда, наносимого другой личности. Однако и в случае нравственного дефекта, и при наличии нравственной дезориентации формирование эмоционального выгорания облегчается.

Ролевые факторы : - Проблемы, возникающие из-за несовпадения сложившегося профессионального типа - Сотрудник давно «перерос» свою работу. -Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. -Пассивный уход от разрешения конфликтов -Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность -Психологически трудный контингент. -Высокий темп работы, постоянно возрастающие требования. - Дестабилизирующая организация деятельности -Неблагополучная психологическая атмосфера коллектива.

СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности: ПЕРВАЯ СТАДИЯ: -начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; -исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; -возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» ВТОРАЯ СТАДИЯ: -возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; -неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: -притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; -такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект - объектные отношения. ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕРВАЯ ГРУППА: Психофизические симптомы -Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); -ощущение эмоционального и физического истощения; -снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); -общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); -частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; -резкая потеря или резкое увеличение веса; -полная или частичная бессонница; -постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; -одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; -заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.



ВТОРАЯ ГРУППА: Социально-психологические симптомы: -Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); -повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; -частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); -постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); -чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); -чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; -общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»). ТРЕТЬЯ ГРУППА: поведенческие симптомы -Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее; -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; -руководитель затрудняется в принятии решений; -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; -невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен организовывать педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Работа такому педагогу только в удовольствие. (конец теор. ч, рефлексия, вопросы)

Давайте рассмотрим основные советы, которые помогут не «выгореть»:


 

  1. Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию; Выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане; Не стоит искать в работе спасение или счастье. Помните, что она является деятельностью, которая хороша по определению; Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни; Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям; Трезво осмысливайте события прошедшего дня. Можете взять за правило подведение итогов; Перед тем, как помочь кому-то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается. Если не умеете отказывать, читайте 


Тренинг Важно помнить и знать, что в нашей жизни кроме работы есть ещё множество аспектов и сфер, и как бы Вы не любили свою работу и не каким бы не были хорошим специалистом нужно не забывать о других сферах и интересах в своей жизни. Жить полной жизнью – это значит реализовывать все свои мечты, ценить каждый момент жизни, делать то, что действительно хочется, не зажимая себя в тисках стереотипов и общественного мнения. Звучит это все достаточно просто, но на деле же, овладеть искусством жить полноценно удается далеко не всем. Многие живут именно в тех рамках, которые создало общество: утомительная работа , которая забирает все силы, затем бытовая рутина – например, готовка ужина мужу, которая уже давно не приносит удовольствия. Существуют, конечно, и радости, но они очень кратковременны – поездка на море, посещение салона красоты и т.д. А ведь жизнь может и должна быть бесконечной радостью! Вообще, всех людей можно условно разделить на две категории: одни считают, что чудес в жизни не бывает, ну а другие уверены, что вся жизнь – это чудо. Жить полной жизнью можно только в том случае, если ты относишься ко второй категории. Чтобы в нее попасть, нужно кардинально поменять свое мировоззрение, нужно приучить себя видеть радости во всех мелочах, находить хорошее даже в чём-то плохом, это конечно не происходит за один день, но перевоспитывать себя на позитивный лад никогда не поздно.
Прежде чем начать ряд ассоциативных методик, упражнений и игр, нам нужно настроиться, настроить своё дыхание и мышцы. Для этого мы выполним ряд упражнений на стабилизацию эмоционального состояния, расслабления и снятие напряжения : Упражнение «Вверх по радуге» Цель: стабилизация эмоционального состояния. Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза 1.Методика нервно-мышечной релаксации (выполняется под спокойную приятную музыку) «Займите удобное положение. Во время выполнения упражнений дыхание должно быть спокойным или, если это удобно, вдох должен происходить во время напряжения, а выдох – при расслаблении мышц. Нижняя часть ног. Ступни плотно стоят на полу. Сначала, не отрывая пальцев, поднимите максимально высоко пятки. Задержите их в таком положении и расслабьте. Через 5-10 секунд повторите упражнение. После этого выполняется упражнение для противоположной группы мышц. Для этого, не отрывая пятки от пола, высоко поднимите носки. Как можно выше! И мягко расслабьте. Повторите то же самое еще раз. Внимательно прислушайтесь к возникновению и распространению ощущений тепла и тяжести, которые наполняют ступни ног и поднимаются выше, к коленям. Бедра и живот. Вытяните ноги прямо пред собой как можно прямее, оттягивая носки. Напрягите их, как бы пытаясь достать до противоположной стены, а затем мягко расслабьте мышцы. Ноги мягко опустятся на пол, и вместе с этим от коленей вверх к туловищу начнет распространятся волна тепла, приятной тяжести. Мысленно остановитесь на этом ощущении. Грудная клетка. Сделайте глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух, который вас окружает. После небольшой задержки дыхания выдохни. Обратите внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Старайтесь почувствовать ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота, которое появляется сразу после полного вдоха. Руки. Сожмите плотно кисти в кулаки. Сделайте это настолько сильно, насколько возможно. После нескольких мгновений напряжения расслабьте их. Для расслабления противоположной группы мышц максимально широко раздвиньте пальцы рук, задержите их в таком положении, сбросьте напряжение. По ходу выполнения упражнений и в паузах между ними прислушайтесь к возникающим ощущениям, зафиксируйте момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках. Плечи и шея. Упражнение состоит в пожимании плечами в вертикальном направлении. Мысленно попытайтесь достать до мочек кончиками плеч. После сильного напряжения мышц –расслабьтесь. Сконцентрируйте внимание на возникающих ощущениях размягченности, тепла. Лицо. Сначала широко улыбнитесь. Настолько широко, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросив напряжение, после 5-10 секундного перерыва сожмите губы в плотную трубочку. Мягко расслабив мышцы, вы почувствуете, как в нижней части лица по щекам и к ушам распространяются легкие волны приятного потепления; исчезают остатки напряжения, нижняя челюсть отяжелевает , рот слегка приоткрывается. Крепко сомкните веки, так крепко, как будто в них попало мыло. Расслабив мышцы, вы почувствуйте, как глаза наполняются теплом, в котором тонут неприятные ощущения усталости, боли, перенапряжения. В последнем упражнении надо высоко поднять брови при закрытых глазах, так высоко, как будто вы чем-то сильно удивлены. Сняв напряжение, обратите внимание на то, как лоб разглаживается, становится ровным. Давайте сделаем паузу и прочувствуем полное расслабление всех мышц лица и туловища.

 

Обсуждение притчи:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

 

Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.) Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.) (нужна доска )

Цель: помочь педагогам осознать позитивные и негативные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы. Позитивных моментов должно быть больше.

Упражнение « Фигуры»

Цель: помочь педагогам узнать больше о себе, друг о друге.

Педагогам показываются фигуры, с целью идентификации себя одной из них. После выбора , зачитывается интерпретация каждой фигуры.

Упражнение «Чемодан пожеланий» Давайте соберем чемодан позитивного настроя на следующий учебный год, (четверть, месяц). Что вы можете пожелать и положить в этот чемодан, чтобы в трудную минуту каждый из вас мог заглянуть в него и подзарядиться, получить положительные эмоции,

На листе бумаги (ватмане) записываем свои пожелания.

Упражнение-медитация «Сад моей души» (15 мин.)

1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.

Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.

После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что представить, услышать, ощутить.

Не старайтесь и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев, пенье птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гуляете по дорожке и вот впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним, скажите ему то, что вы испытываете… Откройте глаза и взгляните на мир так, как его видит этот цветок, узнайте, что он чувствует, что он думает, как ему в этом мире...

Раз, два, три. Сейчас вы опять – это вы, что вы сейчас испытываете к цветку, к миру? Скажите об этом. Скажите, что вы его любите. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь.

Этот сад – сад вашей души, и вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

Часть 2 - Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, — цветок или сад.

Упражнение «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями .

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.
 

Ассоциативный тест

Цель : помочь педагогам узнать больше о себе, друг о друге. Ну а теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам совершить прогулку по лесу, которая поможет заглянуть нам в глубины нашего подсознания и узнать о себе немного больше.

Представьте, что вы идете по лесу. Опишите, какой это лес. Там солнечно или пасмурно, какие деревья там растут, много ли их, как далеко друг от друга они растут? Хорошо ли вам в этом лесу? Какое время года и какое время суток? Вы один (одна)? Что вы делаете в лесу. С какой целью вы сюда отправились?

Вдруг вы видите, что в траве что-то блестит. Наклоняетесь и видите ключ. Какой он? Что вы будет с ним делать — поднимите или пойдете мимо? Обрадовала ли вас находка?

Вдруг вы замечаете медведя. Какой медведь, что он делает? Как он к вам отнесся? Как реагируете на него вы?

Впереди родник. Вы станете из него пить, умываться?

Вы идете дальше и упираетесь в забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала? Вам надо оказаться с другой его стороны. Как вы станете его преодолевать? Легко ли вам перебраться?

Вы идете дальше и замечаете нору. Она большая или маленькая? Вы в нее заглянете? Вам интересно, какой зверь ее вырыл? Интересует ли вас животное, которое там сидит?

Неожиданно к вам подходит карлик. Он пытается обратить на себя ваше внимание, крутится под ногами. Ваша реакция? Вы сердитесь? Вы жалеете его? Он продолжает к вам приставать – что вы делаете?

Вы выходите на берег реки. Представьте себе реку очень отчетливо: какая там вода, какая скорость течения, какое дно, есть ли камни на дне. Нравится ли вам на берегу?

Вы идете дальше и видите дом. Какой он?

Хочу вас обрадовать: это ваш дом, на дверях — табличка, которая об этом и сообщает. Как выглядит табличка и что конкретно на ней написано?

Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам тут? Кругом чистота или беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие? Назовите и опишите их.

Загляните в подвал. Что вы видите? Вы туда войдете? Если да, как себя там чувствуете? Хотите остаться или поскорее уйдете?

Вы поднимаетесь на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? На чердаке порядок или всюду хлам? Сколько времени вы проведете там?

Вы покидаете дом. С сожалением или с радостью? Хотите ли вы поскорее туда вернуться?

Вы идете дальше, и за холмом открывается вид на море. Опишите море. Спокойное оно или бурное, какая погода, есть ли солнце, ветер?

Над морем летают чайки. Высоко, низко, рядом с вами или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают они?

Вы видите корабль. Какой корабль, насколько он далеко от берега? Можете ли вы до него добраться? Станете ли вы это делать?

Ключ к тесту

Лес символически отражает общество, которое вас окружает и ваше отношение к людям. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивно ваше отношение к людям; чем более пугающую картину нарисовало ваше воображение (мрачные деревья, непроходимая чаща), тем труднее вам проявить себя; вы не очень довольны окружающими и считаете, что они не понимают или недооценивают вас. Если вам кажется, что в лесу слишком тесно, то, скорее всего, вы устали от близкого окружения, скопления народа в метро, офисе или квартире.

Ключ — это ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Вашу готовность принимать перемены показывает то, подняли вы ключ или выбросили, обрадовались ему или нет.

Медведь символизирует вашу реакцию на потенциальную опасность. Если вы прячетесь или замираете от страха — скорее всего вы и жизни слишком пассивны, если кидаетесь на медведя — слишком активны.

Ваша готовность напиться из родника показывает вашу готовность идти навстречу любви. Готовы ли вы к тому, чтобы в вашей жизни появилась подлинная, истинная и чистая любовь? Или вы попали к замусоренному канализационному люку?

Море представляет чувственную, эмоциональную сторону любви. По тому, насколько бурным оно представляется вам, модно судить о том, какие отношения вас привлекают.

Забор — символ преград, которые есть на любом жизненном пути. Обратите внимание, какой у вас забор — символическая изгородь или Великая Китайская стена. То, как вы перелезли через забор, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если в вашем воображении внезапно появилось что-то или кто-то, кто помог вам в преодолении — значит, вы мало рассчитываете на себя, а к помощи и поддержке привыкли как к чему-то само собой разумеющемуся. Кстати, напрасно, не всегда в безлюдном лесу будут стоять ваши родственники и друзья в ожидании, когда же вам нужна будет их помощь.

В случае, если вы не смогли перебраться, то, возможно, сейчас перед вами стоит какая-то проблема, которая кажется вам неразрешимой.

Нора — ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело лезли в нору — вы отважный, безрассудный или слишком любознательный человек.

Ваше отношение к карлику покажет, насколько вы милосердны. Есть люди, которые бьют его ногами, а есть те, кто несет его на плечах.

Река — символ течения вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чистая вода. Дно и камни на нем тоже показывают жизненные трудности.

Дом — это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самой собой.

Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у некоторых написано фамилия-имя-отчество, у некоторых – все регалии и заслуги, а у некоторых фамилия нацарапана сбоку мелом)

Те комнаты, которые вы увидели во время теста – это те аспекты вашей жизни, которые для вас наиболее важны. Там, где вам все нравится – все хорошо, если в какой-то из комнаты непорядок, возможно, есть проблемы в этой сфере жизни.

Подвал – ваше восприятие собственного бессознательного. Если вам плохо в подвале, то возможно, вы не в ладах с ним. Боитесь своих снов, не желаете вспоминать многие моменты прошлого, опасаетесь заглядывать в будущее. И это не очень хорошо, поскольку бессознательные страхи создают тревожность и перенапряжение.

Чердак — метафора всего образования, культуры, интеллекта, всех социальных навыков, привитых вам. Если там бардак, то, возможно, вы и не знаете, зачем столько сил прикладывали когда-то к получению диплома.

Чайки — это ваши родственники. Комментарии по громкости, навязчивости и приближенности подставьте сами.

Корабль — это ваша мечта. Насколько она красива и насколько достижима, легко судить по тому, какой корабль и на каком расстоянии от берега вы его видите. Можно ли вообще до него добраться?

Антисстрессовая релаксация :

1) Вам сесть поудобнее в тихом, слабо освещенном месте,

2) Закрыв глаза, начните медленно и глубоко дышать. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите медленно, не торопясь: следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Мои вдох и выдох как прилив и отлив». В это время можно представлять, что ваше дыхательное горло является трубой, ведущей к горячему воздушному шару в вашем животе. Каждый ваш вдох наполняет этот шар, а с каждым выдохом вы выпускаете из него газ.

Повторите это упражнение несколько раз, а затем отдохните около 20–30 секунд.

3) Волевым усилием напрягайте отдельные мышцы или их группы. Напряжение удерживайте до 10 секунд, затем расслабляйте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, как это происходит.

Повторите это упражнение несколько раз, расслабьтесь и отрешитесь от всего, стараясь ни о чем не думать и сосредоточившись на своих ощущениях.

4) Попробуйте четко представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище и так до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».

5) Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслабились ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот при этом может быть немного приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь испытываемым ощущением около 30 секунд.

6) Сосчитайте медленно до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладиться состоянием приятной расслабленности.

7) Наступает «пробуждение». Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются и я буду чувствовать себя бодрым. Неприятное напряжение в конечностях и во всем теле исчезнет».

Упражнение «Что я почти забыл»

Это упражнение помогает участникам осознать серьезные "хвосты" — все, что осталось незавершенным, невысказанным — и дает возможность избавиться от них до окончания работы группы.

Инструкция: Прежде чем все мы расстанемся, я хотела бы дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее...

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу... В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то... Вы жалеете об этом... Что же осталось невысказанным или несделанным? (1 минута.)

Теперь откройте глаза... Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели раньше.

Подведение итогов семинара

Цель: шеринг — вербальная рефлексия семинара, подведение итогов.

Материалы и оборудование: анкеты «Обратная связь»

Инструкция. Наш семинар подошел к концу, и вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.

Ожидаемый результат: педагоги заполняют ан кеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и вы сказывают свои пожелания.


 

Психолог ГБ ДОУ № 11 «Ромашка» Фалкэ А.Е.

Опубликовано в группе «Психологическая помощь в ДОУ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.