Тренинговое занятие по русскому языку «Как говорим, так и учимся» (8 класс)
Как говорим, так и учимся. Слово - великий властелин, который обладает весьма малым и совершенно незаметным телом, но совершает чудеснейшие дела. Георгий, древнегреческий философ.
Культура речи – это умение правильно, точно и выразительно говорить. Риторика – наука красноречия.
Активный запас слов современного человека 4-5 тысяч .Это те слова, которыми мы выражаем свои мысли. Пассивный запас-25-30 тысяч. Это слова, не используемые в речи.
Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь. Хорошую речь хорошо и слушать. Не ножа бойся, а языка. Слово не стрела, а разит. Много говорено, да мало сказано. Красно поле пшеном, а беседа умом.
Речевая техника. Правильное речевое дыхание. Постановка голоса. Дикция. Интонация ( темп, тон, правильное паузирование, расстановка логических ударений).
Дикция – это способность ясно и чётко произносить слова.
Скороговорки Течёт речка, печёт печка. У ежа ежата, у ужа ужата. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Маланья болтала-болтала да всё выболтала около колокола. На горе горько ревёт Егорка. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру. Хохлатые хохлушки хохотали хохотом. Мама мыла Милу мылом. Клара-краля кралась к ларю.
Сравнение. «Тогда все жители, и малый, и большой, Часа не тратя, собралися И вон из стен московских поднялися Как из улья пчелиный рой.» И.А.Крылов «Ворона и курица».
Олицетворение. Приём, с помощью которого неодушевлённые вещи наделяются признаками одушевлённых. «Мешок завеличался, Заумничал, зазнался, Мешок заговорил и начал вздор нести. О всём и рядит он и судит.» И.А.Крылов. «Мешок».
Повтор. Придаёт динамичность, усиливает экспрессию. «Возможностей проявить инициативу у учеников сегодня стало больше. Намного больше».
Упражнение «Я-говорящий». Оцените качество речи по 5-баллной системе Я логично строю речь. Я ясно излагаю мысли. Я правильно говорю. Я красиво говорю Я владею интонацией. Я владею вниманием. Я не употребляю слов-паразитов.