Тренинговое занятие по русскому языку «Как говорим, так и учимся» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 6 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Подготовила учитель русского языка ГБОУ СОШ №4 г. Чапаевска Блинова Т.А..


Цель занятия:    способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, искусству воздействия на собеседника, а также научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы , участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения. 

Задачи:      

Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.

Научить анализировать информацию и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.

Развивать логическое мышление учащихся.

Воспитывать эстетическое отношение к слову.

Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.

Воспитывать творчески активную, духовно богатую личность .

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: обучение через действие и игру, понимание через познавание.

Слайд№1

Тема: «Как говорим, так и учимся»

Слово – великий властелин, который обладает весьма малым и совершенно незаметным телом, но совершает чудеснейшие дела.

Георгий, древнегреческий софист


 

Вступительное слово учителя: Слово, речь – основное средство человеческого общения. С помощью слова люди получают и передают информацию, приобщаются к опыту других. Речь характеризует человека, отражает его внутренний духовный и интеллектуальный мир, с речью неразрывно связано и наше мышление. Устная и письменная речь имеют свои особенности, но подчиняются одним и тем же закономерностям.
В процессе обучения каждому школьнику приходится отвечать на уроках, выступать на собраниях, просто вести беседу. Часто вы переживаете за свои неудачные выступления. Скучаете, слушая невнятную речь одноклассников. Но каждый может припомнить яркую, интересную речь учителя, своего сверстника.


 

Ученик 1. Платон говорил о риторике, что это «завоевание души словами». Аристотель указывал на то, что искусство говорить – природный дар, талант. Успех речи оратора зависит от честности и благородства говорящего, от логики речи и от увлеченности оратора.

Задание: найдите логические ошибки и объясните их.

Слайд №2


1.    Пес улегся животом на спину и сладко заснул.
2.    С испугу кошка бросилась в разные стороны.
3.    На картине Крымова «Зимний вечер» снег очень глубокий, а в некоторых местах даже по пояс.
4.    Наташа Ростова хорошо относится к народу, но лучше всего к Андрею Болконскому.
5.    Лучше один раз прожить стоя, чем всю жизнь на коленях.
6.    В рассказе Чехова он – бездуховное существование, высшим идеалом которого становится крыжовник.
7.    Он открыл, зажмуриваясь, глаза.
8.    Это были очень дружные братья. И вот однажды они выросли.
9.    К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме.
10.    Петров был наказан по результатам ревизии выговором и премией.


 

Ученик 2. С древних времен на Руси умелые рассказчики пользовались большим авторитетом, В деревнях с нетерпением ждали их прихода, народ собирался вокруг них. Если они владели искусством повествования, их власть над умами была велика. Тот, кто хорошо говорит, увлекает за собой, и нередко красноречие адвоката спасает жизнь человеку.

Активный запас слов современного человека 4–5 тысяч, это те слова, которыми мы выражаем свои мысли. Пассивный запас 25–30 тысяч – это слова знакомые и понятные, но не используемые в речи.


 

Задание: устраните речевые ошибки, объясните характер каждой из них.

Слайд №3

1.    Поэт стоял у источников новой поэзии.
2.    Многие москвичи уделяют лыжному спорту свой досуг.
3.    Кот постоянно залазил на стол.
4.    Поэт хотел сказать этим, что светское общество занималось пустотой.
5.    Страна восстанавливает разруху.
6.    Все это не имеет никакой роли.
7.    Разведчик ценой жизни гибнет.


 

Как хороша народная мудрость, сколько пословиц и поговорок о речи.
Вспомните, пословицы и поговорки и запишите их.


 

Слайд №4


 

НЕ ГОВОРИ ВСЕГО, ЧТО ЗНАЕШЬ, НО ЗНАЙ ВСЕ, ЧТО ГОВОРИШЬ.
ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО И СЛУШАТЬ.
НЕ НОЖА БОЙСЯ, А ЯЗЫКА.
СЛОВО НЕ СТРЕЛА, А РАЗИТ.
МНОГО ГОВОРЕНО, ДА МАЛО СКАЗАНО.
КРАСНО ПОЛЕ ПШЕНОМ, А БЕСЕДА УМОМ.


 

Ученик 1. Вот как демонстрирует отступления от языковой нормы поэт А. Хайт. Автор показывает, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит, если в его речи необоснованно повторяются однокоренные слова. 

Слайд №5

Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Еще люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз.
Снежинки с неба падают, как слезы,
 На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.


 

Слова учителя: В устной речи особое значение имеет техника: ПРАВИЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ, ПОСТАНОВКА ГОЛОСА, ДИКЦИЯ, ИНТОНАЦИЯ (ТЕМП, ТОН, ПРАВИЛЬНОЕ ПАУЗИРОВАНИЕ, РАСТОНОВКА ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ).
Дыхание в процессе речи отличается тем, что вдох и выдох чередуется не равномерно: выдох значительно длиннее вдоха. Существуют специальные тренировочные упражнения для постановки речевого дыхания.


 

Слайд №6
Дикция – это способность ясно и четко произносить слова.


 

Ученик 2. Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Благодаря им можно научиться преодолевать дикционные трудности. Отчетливо выговаривая каждый звук, прочитайте сначала медленно, потом несколько раз, ускоряя темп.


 

Слайд №7


 

Течет речка, печет печка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Маланья болтала-болтала да все выболтала около колокола.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Король-орел, орел-король.
Пойду к Лавру, про Флора Лавру навру.
Хохлатые хохлушки хохотали хохотом.
Мама мыла Милу мылом.
Крыса в риге грызла рис.
Прохор и Пахом ехали верхом.
У быка губа тупа, тупа губа у быка.
Полпогреба репы, гороху полколпака.
А мне не до недомогания.
Шакал шагал, шакал скакал.
Клара-краля кралась к ларю.


 


 

Задание: произнесите понравившуюся скороговорку.

Впишите свои любимые скороговорки


 

Ученик 1: Для того чтобы приобрести хорошую дикцию надо упорно трудиться. Древнегреческий общественный деятель Демосфен имел слабый голос, говорил невнятно, картавил, не умел держать себя перед публикой. Но юноша оказался настойчивым в достижении цели. Чтобы стать знаменитым оратором, а в то время в Элладе это было весьма престижным занятием, он каждый вечер уходил на покрытый галькой морской берег. Здесь он ходил взад и вперед целыми часами, никем не слышимый, упражнялся в искусстве говорить, стараясь каждое слово произносить четко, ясно, красиво. Когда он овладел этим мастерством, он стал задавать себе задачи повышенной трудности. Теперь, прежде чем приступить к речи, он брал в рот несколько окатанных волнами камешков и добивался идеальной звучности и понятности каждого слова. Когда и это стало ему доступно, он рискнул выступить с публичной речью и поразил всех настолько, что и сегодня, через два с половиной тысячелетия, мы называем красноречивых ораторов Демосфенами.


 

Ученик 2. Политические деятели, следуя примеру актеров, берут уроки дикции. Хороший преподаватель дикции представляет не меньшую ценность, чем хороший парикмахер. В США телефонистки в крупных фирмах, гостиницах, обязаны иметь соответствующий диплом: очарование их голоса действует на клиентов, как пение сирен на Одиссея.
Очень важно, с какой интонацией произносится фраза. Смысловая интонация помогает понимать вопрос, обращение, предупреждение.


 

Задание: произнесите с разной интонацией «казнить нельзя помиловать».


 


 

Учитель: Попробуйте произнести с разной эмоциональной интонацией.

Закройте дверь.


 

Учитель: Существует ряд средств, позволяющих придавать речи выразительность. Например, сравнение:

Слайд №8


 

«Тогда все жители, и малый, и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися
Как из улья пчелиный рой».

И.А. Крылов «Ворона и курица»


 

Олицетворение – изобразительный прием, с помощью которого неодушевленные вещи наделяются признаками одушевл6нных.


 

Слайд №9


 

«В прихожей, на углу,
Пустой мешок валялся,
У самых низких слуг
Он на обтирку ног нередко помыкался
Как вдруг мешок наш в честь попался,
И весь червонцами набит.
…Мешок завеличался,
Заумничал, зазнался,
Мешок заговорил и начал вздор нести.
О всем и рядит он и судит».

И.А.Крылов «Мешок»


 

Учитель: Еще один прием придает динамичность, усиливает экспрессию – это повторение одного из элементов словесной конструкции


 

Слайд №10

« Возможностей проявлять свою инициативу у учеников сегодня стало больше. Намного больше».


Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. Оптимальный темп произношения – 100-120 слов в минуту. Наиболее важные мысли высказываются в замедленном темпе. Второстепенная информация может даваться быстрее.
Одна и та же мысль, в зависимости от ситуации, конкретных обстоятельств, может быть выражена по-разному.


 

Учитель: Чтобы вызвать интерес, выступление должно носить отпечаток вашей личности. Быть оригинальным.


 

Ученик: У короля Англии родился сын. Рождение принца вызвало всеобщее ликование. И вдруг выясняется, что наследник глухонемой. К лечению подключились лучшие врачи – бесполезно. Так прошло 20 лет. Однажды на званом обеде лакей подает молодому пэру бифштекс, но не с того плеча. Пэр вдруг ему; «Любезный. Тебя еще не научили, как подавать бифштекс?» Все ахнули – наследник заговорил! Отец-старик, обливаясь слезами, спрашивает: «Почему же ты, сынок, столько лет молчал?» Тот ему в ответ: «А что было говорить, пока все шло нормально …»


 

Учитель: Готовясь к выступлению, следует учитывать у себя наличие хотя бы небольших артистических способностей, ведь хороший актер способен вытянуть роль, даже написанную неестественным языком.


 

Ситуация-проба

Прочитайте текст басни И.Крылова «Волк и ягненок». Интерпретируйте его от лица: автора, критика, незнайки, главных героев, от себя лично»


 

Слайд №11


 

Рефлексия.


 

Упражнение «Я – говорящий».


 

Оцените качество вашей речи по пятибалльной системе :


Я – логично строю речь
Я – ясно излагаю мысли
Я – правильно говорю
Я – красиво говорю
Я – владею интонацией


Тренинговое занятие по русскому языку" Как говорим, так и уч
PPT / 366.5 Кб

Предварительный просмотр презентации

Как говорим, так и учимся. Слово - великий властелин, который обладает весьма малым и совершенно незаметным телом, но совершает чудеснейшие дела. Георгий, древнегреческий философ.

Культура речи – это умение правильно, точно и выразительно говорить. Риторика – наука красноречия.

Активный запас слов современного человека 4-5 тысяч .Это те слова, которыми мы выражаем свои мысли. Пассивный запас-25-30 тысяч. Это слова, не используемые в речи.

Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь. Хорошую речь хорошо и слушать. Не ножа бойся, а языка. Слово не стрела, а разит. Много говорено, да мало сказано. Красно поле пшеном, а беседа умом.

Речевая техника. Правильное речевое дыхание. Постановка голоса. Дикция. Интонация ( темп, тон, правильное паузирование, расстановка логических ударений).

Дикция – это способность ясно и чётко произносить слова.

Скороговорки Течёт речка, печёт печка. У ежа ежата, у ужа ужата. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Маланья болтала-болтала да всё выболтала около колокола. На горе горько ревёт Егорка. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру. Хохлатые хохлушки хохотали хохотом. Мама мыла Милу мылом. Клара-краля кралась к ларю.

Сравнение. «Тогда все жители, и малый, и большой, Часа не тратя, собралися И вон из стен московских поднялися Как из улья пчелиный рой.» И.А.Крылов «Ворона и курица».

Олицетворение. Приём, с помощью которого неодушевлённые вещи наделяются признаками одушевлённых. «Мешок завеличался, Заумничал, зазнался, Мешок заговорил и начал вздор нести. О всём и рядит он и судит.» И.А.Крылов. «Мешок».

Повтор. Придаёт динамичность, усиливает экспрессию. «Возможностей проявить инициативу у учеников сегодня стало больше. Намного больше».

Упражнение «Я-говорящий». Оцените качество речи по 5-баллной системе Я логично строю речь. Я ясно излагаю мысли. Я правильно говорю. Я красиво говорю Я владею интонацией. Я владею вниманием. Я не употребляю слов-паразитов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.