Занятие по развитию речи «Как люди научились говорить»
Ұйымдасқан оку-әрекетінің технологиялық картасы МАД .
Технологическая карта организационной учебной деятельности КПП .
Білім беру саласы:(Образов\ные области): қатынас- коммуникация
Бөлім (Разделы): тіл дамыту- развитие речи
Тақырыбы(Тема): Как люди научились говорить.
Мақсаты(Цель): Учить детей отвечать на вопросы, договаривать слова, побуждать выражать свои впечатления в связных высказываниях, упражнять в договаривании слов.
Сөздік жұмыс (Словарная
работа): речь, каменный век, звукоподражанип
Әрекет кезеңі этапы деятельн-ти |
Тәрбиешінің әрекеті. Действия воспитателя. |
Балалардың әрекеті. Действия детей. |
|
Мотивационно- побудительный |
Вношу в класс игрушки: собачка, кошка, корова. |
Заинтересованность детей. |
|
Организацион но- поисковый. |
- Вы никогда не задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?» Что было бы, если бы люди не умели говорить?» Сейчас я перескажу вам одну историю. Мы лучше представим себе человека, который не знает, что такое слова, речь, язык. Мир без слов. Ф.Фолсом Мы с вами видим, слышим, говорим. На наших занятиях мы узнаем много новых слов. Как же люди создали речь? Какие слова они придумали раньше всех остальных? Хотите, я расскажу вам несколько сказок о происхождении языка? Сказка первая. Почему известную всем лесную птичку называют кукушкой? Сидела птица на дереве и, подняв голову, кричала: «Ку-ку! Ку-ку!» Ответ напрашивается сам собой: « Потому что она кричит: ку-ку! Ку-ку!» Слово «кукушка» по-чешски - кукачка, по-болгарски - кукавица, по- немецки - кукук, по французски - куку, по казахски - кукук. Как вы называли собаку, когда были малышами? (Гав-гав!) Корову? (My!), кошку? (Мяу!) Может быть, первые слова появились по звукоподражанию? Сказка вторая. Ах! Ой! Ох! Ай! На лесной полянке играли дети. Они изображали охотников на тигров. Вдруг два мальчика одновременно выскочили из-за куста и столкнулись лбами. - Ой! - закричал один. - Ай! - закричал второй. Собрались другие дети. - Ах! - воскликнули девочки, увидев шишки на их лбах. - Ох! - изумились мальчики. Посмотрите на рисунки. Придумайте и расскажите истории «Бух!»,«Ай!»,«0-о-!». Где можно услышать такие слова? «Бр-р-р! - чтобы это значило? Зная только эти слова, могли бы мы разговаривать, общаться, понимать друг друга, называть предметы? Ребята, давайте в игре покажем, что мы владеем человеческой речью и знаем нужные и хорошие слова. Встанем в круг. Я буду стоять с мячом посредине и громко произносить начало слова, бросая кому-нибудь мяч. Внимательно слушайте меня. Тот , кто ловит мяч, должен это слово закончить. При этом будем называть только предмет и, например: ло-пата, лос-кут, лод-ка, иг-pa, мо-ре, по-ле, ок-но, зима, ко-за. Кто не сумеет закончить слово или уронит мяч, выходит из игры. Чтобы слова не забывались, люди стали их записывать, но букв они еще не знали и слова рисовали. Откройте страницу в азбуке-тетради и попробуйте догадаться, какие слова нарисовали древние люди. ( Работа с азбукой-тетрадью). Воспитатель читает отрывок «Как было написано первое письмо» Р.Киплинга Нарисуйте предложение с помощью знаков-рисунков и прочитайте его. Поиграем в новую игру «Знаешь сам - расскажи нам!» Вспомните скороговорки и расскажите их. Например, «Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубки сразу все сломали». |
Дети внимательно слушают, проявляют интерес, охотно участвуют в беседе. Отвечают на вопросы.
(Дети рассматривают рисунки в азбуке-тетради и рассказывают о своих догадках.) Охотно участвуют в игре. Дети повторяют быстро, тихо, громко. |
|
Рефлексивно- корригирующий |
Итак, чем мы сегодня были заняты на занятии? - Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Слова появились потому, что люди без них не могут совместно работать, дети играть, чтобы понимать друг друга, А мы с вами понимаем друг друга? Язык (речь) достался нам в наследство от многих поколений людей, как самое дорогое богатство. Давайте же и мы не растеряем это богатство, и наша речь станет красивой и яркой. |
Дети отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. |
Күткен нәтиже (Ожидаемый результат): Дано понятие, что язык (речь) достался нам в наследство от многих поколений людей, как самое дорогое богатство.
Білу керек(Знать): что слова появились потому, что люди без них не могут совместно работать, дети играть, чтоб понимать друг друга.
Білді (Уметь): красиво строить предложение, грамотно выражать свои мысли.