Факультативное занятие по русскому языку «Учимся спорить и доказывать» (7 класс)
Факультативное занятие
Тема: Учимся спорить и доказывать. Повторить уже известные детям правила речевого этикета. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии. Учить дискутировать. Оформление:
Вступительное слово учителя. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.
Задание: Прочитайте тексты. В каком из них собеседники ведут спор, а в каком – происходит ссора? Почему ты так решил? *** Проходящий мальчик задевает плечом другого. - Не цепляйся! - Кто цепляется? - Ты цепляешься! - Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься! - Я цепляюсь? - Да. Ты! - Да знаешь… Знаешь ты кто? – толкает его. - Да та сам… - и тоже толкает. - Стоящая рядом девочка громко говорит: -Наталия Борисовна, а мальчики дерутся!
*** Учитель. Ребята, может ли предложение быть одновременно восклицательным и вопросительным? Коля. Я думаю, что нет. И вот почему. Вопросительное предложение употребляется, когда мы спрашиваем, чтобы получить ответ. А восклицательное – когда хотим выразить какие-то чувства: радость, удивление, восхищение, страх. Таня. Твоё суждение интересное, но я не согласна. Ведь мы можем спрашивать и радоваться, спрашивать и бояться. Вот в сказке Козлята Волка спрашивают с большим страхом: «Кто там?!». Значит, твоё утверждение, Коля, не является правильным, и предложение может быть восклицательным и вопросительным одновременно.
Определите вид спора. Можно ли назвать данный спор публичным? Если да, то какой форме организации публичного спора он соответствует? Обоснуй свой ответ. Вывод: Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи. Задание: Какие речевые обороты не следует употреблять в дискуссии? Как возразить, чтобы не оскорбить и не обидеть собеседника? Рассмотрите левый столбик и сформулируйте противоположные по значению речевые клише для правого столбика. Помните о том, что выражения несогласия должны быть вежливыми. Речевые обороты согласия и несогласия. Согласие Несогласие Вы правы Это так Правильно Это само собой разумеется Это нельзя отрицать Верно Я согласен с… Могу согласиться Я уверен, что это так Я разделяю ваше мнение Придерживаюсь того же мнения Не возражаю против этого
Известный философ Сократ – один из основателей Школы риторической - НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ - ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА. - ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. - ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ. Примите участие в дискуссии на тему «Человек – друг или враг природы?», используя на каждом этапе речевые обороты, допустимые в дискуссии. Для этого класс делится на 4 группы, каждая получает индивидуальное задание – готовит текст высказывания для одной из частей дискуссии (вступление, заключение, позиция «человек-друг», позиция «человек-враг»). Далее происходит коллективное обсуждение в рамках учебной дискуссии.
- Для чего необходимо знать речевые обороты ведения дискуссии? Как помогают они сформулировать свою мысль? - Как проходила работа твоей группы по подготовке дискуссии? Насколько участники были активны в процессе обсуждения, вежливы, внимательны друг к другу? - Было ли тебе интересно участвовать в дискуссии? Почему?
быть вежливым. Запишите диалог в тетрадь, правильно оформив. |
Медведева Татьяна Петровна