Факультативное занятие по русскому языку «Учимся спорить и доказывать» (7 класс)

5
1
Материал опубликован 30 August 2017 в группе

Факультативное занятие

Тема: Учимся спорить и доказывать.
Цели:

Повторить уже известные детям правила речевого этикета.

Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.

Учить дискутировать.

Оформление:
Спор – не ссора,
бойся ложного задора! 
(Пословица)

В споре побеждает не тот,
кто горячится, 
а тот, кто думает.
(Народная мудрость)


Ход занятия.

Вступительное слово учителя.
На этом занятии мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.
- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).
-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?
-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).


 

Задание: Прочитайте тексты. В каком из них собеседники ведут спор, а в каком – происходит ссора? Почему ты так решил?

***

Проходящий мальчик задевает плечом другого.

- Не цепляйся!

- Кто цепляется?

- Ты цепляешься!

- Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

- Я цепляюсь?

- Да. Ты!

- Да знаешь… Знаешь ты кто? – толкает его.

- Да та сам… - и тоже толкает.

- Стоящая рядом девочка громко говорит:

-Наталия Борисовна, а мальчики дерутся!


 

***

Учитель. Ребята, может ли предложение быть одновременно восклицательным и вопросительным?

Коля. Я думаю, что нет. И вот почему. Вопросительное предложение употребляется, когда мы спрашиваем, чтобы получить ответ. А восклицательное – когда хотим выразить какие-то чувства: радость, удивление, восхищение, страх.

Таня. Твоё суждение интересное, но я не согласна. Ведь мы можем спрашивать и радоваться, спрашивать и бояться. Вот в сказке Козлята Волка спрашивают с большим страхом: «Кто там?!». Значит, твоё утверждение, Коля, не является правильным, и предложение может быть восклицательным и вопросительным одновременно.


 

Определите вид спора. Можно ли назвать данный спор публичным? Если да, то какой форме организации публичного спора он соответствует? Обоснуй свой ответ.

 

Вывод:
Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение. Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,

употребляют специальные слова и обороты речи.

Задание: Какие речевые обороты не следует употреблять в дискуссии? Как возразить, чтобы не оскорбить и не обидеть собеседника? Рассмотрите левый столбик и сформулируйте противоположные по значению речевые клише для правого столбика. Помните о том, что выражения несогласия должны быть вежливыми.

Речевые обороты согласия и несогласия.

 Согласие                                                                                       Несогласие

Вы правы

Это так

Правильно

Это само собой разумеется

Это нельзя отрицать

Верно

Я согласен с…

Могу согласиться

Я уверен, что это так

Я разделяю ваше мнение

Придерживаюсь того же мнения

Не возражаю против этого


  3. Знакомство с правилами ведения спора.
Давайте познакомимся с секретами талантливого спора.

Известный философ Сократ – один из основателей Школы риторической 
грамоты – ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный. 

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

- НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

- ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

- ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

- ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.
4. Упражнение в ведении дискуссии.

Примите участие в дискуссии на тему «Человек – друг или враг природы?», используя на каждом этапе речевые обороты, допустимые в дискуссии.

Для этого класс делится на 4 группы, каждая получает индивидуальное задание – готовит текст высказывания для одной из частей дискуссии (вступление, заключение, позиция «человек-друг», позиция «человек-враг»). Далее происходит коллективное обсуждение в рамках учебной дискуссии.



5. Итог занятия.

- Для чего необходимо знать речевые обороты ведения дискуссии? Как помогают

они сформулировать свою мысль?

- Как проходила работа твоей группы по подготовке дискуссии? Насколько

участники были активны в процессе обсуждения, вежливы, внимательны друг

к другу?

- Было ли тебе интересно участвовать в дискуссии? Почему?


6. Домашнее задание.
- Сочините небольшой диалог – спор любых персонажей. Спор должен

быть вежливым. Запишите диалог в тетрадь, правильно оформив.

 
 
 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно и познавательно. Спасибо

30 August 2017