12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панюта Василий Виктрович635
Россия, Алтайский край, р.п. Степное Озеро

Тренинговое занятие с родителями

«Профориентация дома»

(родительское собрание 8-9 классов в рамках профориентационной работы)

Цели:

- вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» будущего подростка;

- оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.

Материалы: ручки, листы бумаги, анкета «Знаете ли Вы своего ребенка?», карточки с ситуациями, «Анкета профессионального выбора», «Матрица профессионального выбора».

Ход занятия:

Вступительная беседа.

Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистики, 30 % студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60 % выпускников вузов и 70 % окончившие профессиональные учебные заведения не работают по специальности.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» Реализация идеи профильности старшей ступени школы направлена на формирование предварительного самоопределения выпускника в отношении профессионального образования.

В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14 – 15 лет подросток готов самостоятельно либо при помощи близайщего окружения и специалистов оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый предварительный профессиональный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной целенаправленной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями.

Переходный возраст детей – показатель того, что в семье возможно развитие нормативного кризиса. Сущность его заключается в перераспределении власти в семье. Наступает момент, когда родителям необходимо поделиться с подрастающим ребенком имеющейся у них огромной властью, так как воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана либо подходит к концу.

Надо отметить, что консервативные схемы устройства семейной жизни, как правило, заставляют семьи держаться за привычные стереотипы. Любое новое, любые попытки изменения вызывают страх и сопротивление. На данном этапе от родителей требуется перестройка способов общения с подростком.

Сегодня мы постараемся проиграть моменты взаимоотношений родителя и подростка в рамках выбора дальнейшего профессионального пути.

Упражнение 1. «Машина времени»

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет назад.

- Каким вы представляли свое профессиональное будущее?

- Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?

- Как родители отнеслись к вашему выбору?

- Были ли разногласия по поводу вашего выбора с родителями?

- Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы?

- Осуществились ли ваши мечты?

- Хотели ли что – то сейчас изменить?

Упражнение 2. «Знаете ли вы своего ребенка?»

Заполните таблицу, которая поможет охарактеризовать вашего ребенка на запрашиваемую профессиональную деятельность.

Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию

1. ________________________________

2. _________________________________

3. _________________________________

(при нескольких выборах, таблица может быть заполнена по другому)

Достоинства

Недостатки

1

1

2

2

3

3

4

4

Возможность

Препятствия

1

1

2

2

3

3

4

4

Достоинства – это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вашему ребенку в достижении поставленных целей.

Недостатки – это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.

Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые – например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.

Возможности – это благоприятные внешние условия.

Препятствия – неблагоприятные внешние условия.

К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.

Упражнение 3. Ситуации

Предложите выход из создавшейся ситуации

Ситуация 1.

Я представлю вам нашего героя Руслана, немного расскажу о нем. Руслан учиться хорошо, но никаких особенных достижений в его жизни нет. Любит быть в центре внимания и является лидером небольшой группе сверстников. Самая яркая черта, которую ещё можно отметить, – это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения сотовый телефон. Они купили ему самую дорогую модель, с фотоаппаратом, с видеокамерой. Так ему не понравилось: говорит, размер кнопок не тот! По прошествии нескольких дней выгодно для себя обменял телефон на другую модель среди более старших по возрасту знакомых подростков. И так во всем: обсуждает, критикует, но никогда не остается в проигрыше. Да, сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию…

Какую профессию ему выбрать? Предложите ряд профессий, описав достоинства и их недостатки.

Ситуация 2.

Таня учится в 9 классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится Таня средне, хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии, математике и литературе. Танина мама настаивает, чтобы Таня подтянулась по ряду предметов и поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справиться. Подруги уговаривают Таню пойти в колледж учиться на бухгалтера, и Таня, скорее всего, согласиться, так как для нее главное в жизни общение и без подруг ей трудно.

Как поступить Тане?

Упражнение 4. Стратегия выбора профессии

Рассмотрите «Анкету профессионального выбора» и «Матрицу профессионального выбора» (приложение 2).

«Анкета профессионального выбора»

Какой предмет труда тебя привлекает?

Какой вид деятельности тебя привлекает?

1. человек

1. управление

2. информация

2. обслуживание

3. финансы

3. образование

4. техника

4. оздоровление

5. искусство

5. конструирование

6. животные и растения

6. исследование

7. изделия и продукты

7. защита

8. природные ресурсы

8. контроль (проверка и наблюдение)

Выбрав предмет труда и вид деятельности, перейдите к «Матрице профессионального выбора», на пересечении столбца и строки будут указаны сферы деятельности.

Упражнение 5. Мир профессий

Анализ статистических данных по занятости населения в Республике Татарстан позволяет сделать некоторые прогнозы, полезные для рынка образования. Так, численность занятого населения, имеющего высшее образование имеет тенденцию к увеличению, в то время как численность населения с более низким уровнем образования имеет обратную тенденцию. Это свидетельствует о большей востребованности высшего образования в начале 21 века. Однако очевидна и другая тенденция. В Казани среди зарегистрированных безработных людей, имеющие высшее образование составляет 23,8 %, а не имеющие среднего образования – лишь 4,6 %.

Важно осознавать, что для выбора профессии необходимо интересоваться соотношением - долей в банке вакансий/оценкой спроса. Предположим: торговый представитель – 18/7, менеджер по продажам – 14,17/8,67 – в данном случае по данным профессиям можно будет найти работу, а если будет так - программист - 4,23/5,67, брэнд-менеджер - 4,68/6,5, специалист по рекламе – 5,68/6,33, то это сделать будет труднее, необходимо будет показать насколько ты профессионал, чтобы тебя взяли.

10 профессий, которые будут наиболее востребованы в 2010 году

С ростом экономики потребуется больше менеджеров по продажам. Профессия продавцов, или как принято их называть в зарплатной ведомости, менеджеров по продажам, в будущем году будет среди самых востребованных.

С ростом объемов продаж компаниям вновь потребуются логисты. Эти специалисты в дефиците: российские вузы начали учить этой специальности только недавно, и получить образование можно лишь в пяти высших учебных заведениях. При смене работы эти дефицитные специалисты смогут получить серьезную прибавку к зарплате и увеличить ее минимум на 20%. Неплохая перспектива, учитывая, что уже сейчас средняя зарплата логиста составляет 45 тысяч рублей.

В сфере информационных технологий будут востребованы разработчики программ по оптимизации рабочих процессов. Эти специалисты с инженерным образованием в сфере IT уже на выходе из вуза могут рассчитывать на зарплату от 30 тысяч рублей. А разработчик с опытом претендует на зарплату в два раза больше.

В фармацевтике острый дефицит ощущается среди специалистов по клиническим исследованиям и спрос на специалистов этой отрасли будет повышен. За год их зарплаты уже выросли на 14% и достигли 50 тысяч рублей. В 2010 году они будут расти теми же темпами.

В следующем году экономисты прогнозируют начало нового потребительского бума. Уже сегодня крупные сетевые магазины начали поиск дополнительного персонала для работы за кассой. Сейчас кассир в среднем может заработать от 20 до 30 тысяч рублей. Начинают размораживать бюджеты и запускать новые проекты IT-компании. Однако руководители проектов в этой сфере прибавку к зарплате вряд ли получат. По мнению экспертов, она может составить лишь 5% по сравнению с прошлым годом.

Ведут борьбу за клиентов банки, и опытный сотрудник отдела клиентского обслуживания может рассчитывать, что в следующем году поднимут зарплату на 15%.

В уходящем году люди стремились ремонтировать вещи, а не покупать новые, поэтому вырос спрос на услуги ремонтных мастерских. И в будущем году никто из клиентов фирме по ремонту бытовой техники не планирует покупок крупной техники. А старая имеет свойство ломаться.

Технологов на пищевом производстве не хватало и раньше, и кризис не отменил дефицит кадров в отрасли. Более того, у предприятий, которые выпускают дешевую продукцию, спрос только вырос.

Какие вы знаете профессии, соответствующие требованиям нового века?

Профессии

Содержание деятельности

Профессионально важные качества

Где можно получить образование

1. Арт - директор

     

2. Антикризисный управляющий

     

3. Брокер

     

4. Дизайнер компьютерных программ

     

5. Логист

     

6. Менеджер по продажам

     

7. Специалист по защите информации

     

8. Юрисконсульт

     

Родителям раздаются пустые бланки для заполнения, в дальнейшем на слайдах раскрываются содержание их деятельности (приложение 1).

Каковы требования к личности специалиста со стороны труда, работодателей?

Современный рынок труда требует от человека кроме профессионализма, особой ответственности, психологической и социальной готовности к самообразованию и саморазвитию.

По результатам социологических опросов работодателей можно выделить основные требования их к молодым специалистам, не имеющих стажа работы: глубина профессиональных знаний и понимание всех ступеней своей работы; качество работы (тщательность и точность выполнения работы); надежность работы; инициатива (степень активной заинтересованности в выполнении полученной работы); творческая способность и находчивость; выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях); целеустремленность.

Кроме того, работодатели пожелали, чтобы молодые люди стремились обогатить свой жизненный опыт; избавлялись от потребительской позиции; старались делать все сами, а не надеялись на государство, общество, предприятие; стремились принимать самостоятельные решения и брали ответственность на себя; проявляли инициативу; могли критически и правильно оценивать себя и свои возможности; стремились улучшить свои навыки общения с людьми; работали интенсивно и с большей отдачей.

Работодатели отмечают преимущества молодых специалистов перед работниками со стажем. К ним относятся: высокая обучаемость молодых; гибкость в принятии решений; мобильность, способность легко осваивать новые технологии и техпроцессы; наличие современных знаний (компьютерные технологии); интерес к новой технике; здоровье, много сил, энергии; возможность работать ненормированно; не сложился стереотип профессионального поведения; желание реализовать себя, сделать карьеру; готовность много работать; установка на длительную работу в организации.

Мы остановились на основных моментах профессионального выбора жизненного пути, достаточно тернистого и нередко многим, дающегося не легко, но если выбор сделан верно – это приносит удовлетворение, желание реализовать себя в полной мере, получить достойную моральную и материальную оценку своего труда.

Рефлексия:

Какой вывод можно сделать по данной теме?

Что понравилось в работе тренинга?

Что было важно лично для Вас?

Ваши чувства и ощущения после тренинга.

Приложение 1

Профессии

Содержание деятельности

Профессионально важные качества

ВУЗ

1.Арт – директор

организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала, создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценно­стей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации.

организаторские способности; общительность; повышенные требования к вниманию и памяти; развитое словесно-логическое и практическое мышление.

 

2.Антикризисный управляющий

анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия.

аналитические и организаторские способности; воля, целеустремленность, ответственность, хорошее внимание и память.

 

3. Брокер

заключает сделку купли-продажи от имени клиента, поиск которого занимает основное время.

общительность, аналитические и организаторские способности, повышенные требования к памяти и вниманию

 

4. Дизайнер компьютерных программ

занимается разработкой программных средств для пользователей; комбинируя цвет, звук, текст, создает полное ощущение реальности изучаемой ситуации, поведения обучаемого в этой ситуации в соответствии с требованиями заказчика; участвует в рекламных проектах

аналитические и творческие способности, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и предметно-действенное мышление.

 

5. Логист

отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную подготовку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты.

общительность, организаторские способности, повышенные требования к вниманию и памяти, словесно-логическое и практическое мышление.

 

6. Менеджер по продажам

проводит анализ покупательной способности населения в регионе, рекламирует товар, используя знание психологии продаж; несет материальную ответственность за полученный товар, ведет материальную и финансовую отчетность

общительность, хорошая дикция, повышенные требования к вниманию, большой объем кратковременной и долговременной памяти, зрительная память, развитые практическое и теоретическое мышление

 

7. Специалист по защите информации

занимается разработкой, адаптацией и установкой программного обеспечения по защите информации в компьютерной сети.

аналитические способности, повышенные требования к вниманию; большой объем кратковременной и долговременной памяти, абстрактно-логическое и предметно-действенное мышление.

 

8. Юрисконсульт

работает в банках, на биржах, в кредитных организациях, инвестиционных фондах; дает консультации по юридическим вопросам, вопросам управления портфелем ценных бумаг, финансового менеджмента, оценки финансовых рисков, оценки и отбора инвестиционных проектов, организации банковского и страхового дела; осуществляет представительство в суде, арбитраже и других государственных организациях.

аналитические способности, ответственность, общительность, избирательность внимания, большой объем кратковременной и долговременной памяти, словесно-логическое мышление

 

9. HR-специалист

воплощает в жизнь политику руководства, налаживает контакты между топ-менеджерами и рядовыми служащими;

занимаются подбором и наймом персонала, его обучением и развитием, расчетом зарплат;

осуществляют кадровое делопроизводство и др.

аналитические способности, ответственность, общительность, избирательность внимания, большой объем кратковременной и долговременной памяти, словесно-логическое мышление

 

Опубликовано


Комментарии (5)

Валуйская Лариса Николаевна, 05.02.16 в 17:03 1Ответить Пожаловаться
Очень не плохая работа. Может пригодиться на практике.
Кордубан Елена Васильевна, 06.02.16 в 17:19 1Ответить Пожаловаться
Место работы Алтайский край, а примеры статистических данных по занятости населения в Республике Татарстан. Почему?
Васильева Татьяна Сергеевна, 08.02.16 в 00:23 1Ответить Пожаловаться
Работа хорошая, но приведённые статистические данные устарели.
Конюхова Клавдия Олеговна, 18.02.16 в 14:19 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, очень хорошая работа. Как раз недавно нашла ее интернете и немного изменив, использовала. Не подскажите, это вашу работу авторы блока сплагиатили? http://rcospk.rusedu.net/post/409/72407 Или это совместный труд?
Просто сама иногда нахожу свои наработки под чужими именами.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.