Тренинговое занятие с родителями: «Профориентация дома»
Тренинговое занятие с родителями
«Профориентация дома»
(родительское собрание 8-9 классов в рамках профориентационной работы)
Цели:
- вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» будущего подростка;
- оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.
Материалы: ручки, листы бумаги, анкета «Знаете ли Вы своего ребенка?», карточки с ситуациями, «Анкета профессионального выбора», «Матрица профессионального выбора».
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.
Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистики, 30 % студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60 % выпускников вузов и 70 % окончившие профессиональные учебные заведения не работают по специальности.
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» Реализация идеи профильности старшей ступени школы направлена на формирование предварительного самоопределения выпускника в отношении профессионального образования.
В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14 – 15 лет подросток готов самостоятельно либо при помощи близайщего окружения и специалистов оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый предварительный профессиональный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной целенаправленной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями.
Переходный возраст детей – показатель того, что в семье возможно развитие нормативного кризиса. Сущность его заключается в перераспределении власти в семье. Наступает момент, когда родителям необходимо поделиться с подрастающим ребенком имеющейся у них огромной властью, так как воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана либо подходит к концу.
Надо отметить, что консервативные схемы устройства семейной жизни, как правило, заставляют семьи держаться за привычные стереотипы. Любое новое, любые попытки изменения вызывают страх и сопротивление. На данном этапе от родителей требуется перестройка способов общения с подростком.
Сегодня мы постараемся проиграть моменты взаимоотношений родителя и подростка в рамках выбора дальнейшего профессионального пути.
Упражнение 1. «Машина времени»
Представьте, что вы перенеслись на несколько лет назад.
- Каким вы представляли свое профессиональное будущее?
- Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?
- Как родители отнеслись к вашему выбору?
- Были ли разногласия по поводу вашего выбора с родителями?
- Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы?
- Осуществились ли ваши мечты?
- Хотели ли что – то сейчас изменить?
Упражнение 2. «Знаете ли вы своего ребенка?»
Заполните таблицу, которая поможет охарактеризовать вашего ребенка на запрашиваемую профессиональную деятельность.
Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию
1. ________________________________
2. _________________________________
3. _________________________________
(при нескольких выборах, таблица может быть заполнена по другому)
Достоинства |
Недостатки |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Возможность |
Препятствия |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Достоинства – это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вашему ребенку в достижении поставленных целей.
Недостатки – это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.
Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые – например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.
Возможности – это благоприятные внешние условия.
Препятствия – неблагоприятные внешние условия.
К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.
Упражнение 3. Ситуации
Предложите выход из создавшейся ситуации
Ситуация 1.
Я представлю вам нашего героя Руслана, немного расскажу о нем. Руслан учиться хорошо, но никаких особенных достижений в его жизни нет. Любит быть в центре внимания и является лидером небольшой группе сверстников. Самая яркая черта, которую ещё можно отметить, – это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения сотовый телефон. Они купили ему самую дорогую модель, с фотоаппаратом, с видеокамерой. Так ему не понравилось: говорит, размер кнопок не тот! По прошествии нескольких дней выгодно для себя обменял телефон на другую модель среди более старших по возрасту знакомых подростков. И так во всем: обсуждает, критикует, но никогда не остается в проигрыше. Да, сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию…
Какую профессию ему выбрать? Предложите ряд профессий, описав достоинства и их недостатки.
Ситуация 2.
Таня учится в 9 классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится Таня средне, хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии, математике и литературе. Танина мама настаивает, чтобы Таня подтянулась по ряду предметов и поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справиться. Подруги уговаривают Таню пойти в колледж учиться на бухгалтера, и Таня, скорее всего, согласиться, так как для нее главное в жизни общение и без подруг ей трудно.
Как поступить Тане?
Упражнение 4. Стратегия выбора профессии
Рассмотрите «Анкету профессионального выбора» и «Матрицу профессионального выбора» (приложение 2).
«Анкета профессионального выбора»
Какой предмет труда тебя привлекает? |
Какой вид деятельности тебя привлекает? |
1. человек |
1. управление |
2. информация |
2. обслуживание |
3. финансы |
3. образование |
4. техника |
4. оздоровление |
5. искусство |
5. конструирование |
6. животные и растения |
6. исследование |
7. изделия и продукты |
7. защита |
8. природные ресурсы |
8. контроль (проверка и наблюдение) |
Выбрав предмет труда и вид деятельности, перейдите к «Матрице профессионального выбора», на пересечении столбца и строки будут указаны сферы деятельности.
Упражнение 5. Мир профессий
Анализ статистических данных по занятости населения в Республике Татарстан позволяет сделать некоторые прогнозы, полезные для рынка образования. Так, численность занятого населения, имеющего высшее образование имеет тенденцию к увеличению, в то время как численность населения с более низким уровнем образования имеет обратную тенденцию. Это свидетельствует о большей востребованности высшего образования в начале 21 века. Однако очевидна и другая тенденция. В Казани среди зарегистрированных безработных людей, имеющие высшее образование составляет 23,8 %, а не имеющие среднего образования – лишь 4,6 %.
Важно осознавать, что для выбора профессии необходимо интересоваться соотношением - долей в банке вакансий/оценкой спроса. Предположим: торговый представитель – 18/7, менеджер по продажам – 14,17/8,67 – в данном случае по данным профессиям можно будет найти работу, а если будет так - программист - 4,23/5,67, брэнд-менеджер - 4,68/6,5, специалист по рекламе – 5,68/6,33, то это сделать будет труднее, необходимо будет показать насколько ты профессионал, чтобы тебя взяли.
10 профессий, которые будут наиболее востребованы в 2010 году
С ростом экономики потребуется больше менеджеров по продажам. Профессия продавцов, или как принято их называть в зарплатной ведомости, менеджеров по продажам, в будущем году будет среди самых востребованных.
С ростом объемов продаж компаниям вновь потребуются логисты. Эти специалисты в дефиците: российские вузы начали учить этой специальности только недавно, и получить образование можно лишь в пяти высших учебных заведениях. При смене работы эти дефицитные специалисты смогут получить серьезную прибавку к зарплате и увеличить ее минимум на 20%. Неплохая перспектива, учитывая, что уже сейчас средняя зарплата логиста составляет 45 тысяч рублей.
В сфере информационных технологий будут востребованы разработчики программ по оптимизации рабочих процессов. Эти специалисты с инженерным образованием в сфере IT уже на выходе из вуза могут рассчитывать на зарплату от 30 тысяч рублей. А разработчик с опытом претендует на зарплату в два раза больше.
В фармацевтике острый дефицит ощущается среди специалистов по клиническим исследованиям и спрос на специалистов этой отрасли будет повышен. За год их зарплаты уже выросли на 14% и достигли 50 тысяч рублей. В 2010 году они будут расти теми же темпами.
В следующем году экономисты прогнозируют начало нового потребительского бума. Уже сегодня крупные сетевые магазины начали поиск дополнительного персонала для работы за кассой. Сейчас кассир в среднем может заработать от 20 до 30 тысяч рублей. Начинают размораживать бюджеты и запускать новые проекты IT-компании. Однако руководители проектов в этой сфере прибавку к зарплате вряд ли получат. По мнению экспертов, она может составить лишь 5% по сравнению с прошлым годом.
Ведут борьбу за клиентов банки, и опытный сотрудник отдела клиентского обслуживания может рассчитывать, что в следующем году поднимут зарплату на 15%.
В уходящем году люди стремились ремонтировать вещи, а не покупать новые, поэтому вырос спрос на услуги ремонтных мастерских. И в будущем году никто из клиентов фирме по ремонту бытовой техники не планирует покупок крупной техники. А старая имеет свойство ломаться.
Технологов на пищевом производстве не хватало и раньше, и кризис не отменил дефицит кадров в отрасли. Более того, у предприятий, которые выпускают дешевую продукцию, спрос только вырос.
Какие вы знаете профессии, соответствующие требованиям нового века?
Профессии |
Содержание деятельности |
Профессионально важные качества |
Где можно получить образование |
1. Арт - директор |
|||
2. Антикризисный управляющий |
|||
3. Брокер |
|||
4. Дизайнер компьютерных программ |
|||
5. Логист |
|||
6. Менеджер по продажам |
|||
7. Специалист по защите информации |
|||
8. Юрисконсульт |
Родителям раздаются пустые бланки для заполнения, в дальнейшем на слайдах раскрываются содержание их деятельности (приложение 1).
Каковы требования к личности специалиста со стороны труда, работодателей?
Современный рынок труда требует от человека кроме профессионализма, особой ответственности, психологической и социальной готовности к самообразованию и саморазвитию.
По результатам социологических опросов работодателей можно выделить основные требования их к молодым специалистам, не имеющих стажа работы: глубина профессиональных знаний и понимание всех ступеней своей работы; качество работы (тщательность и точность выполнения работы); надежность работы; инициатива (степень активной заинтересованности в выполнении полученной работы); творческая способность и находчивость; выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях); целеустремленность.
Кроме того, работодатели пожелали, чтобы молодые люди стремились обогатить свой жизненный опыт; избавлялись от потребительской позиции; старались делать все сами, а не надеялись на государство, общество, предприятие; стремились принимать самостоятельные решения и брали ответственность на себя; проявляли инициативу; могли критически и правильно оценивать себя и свои возможности; стремились улучшить свои навыки общения с людьми; работали интенсивно и с большей отдачей.
Работодатели отмечают преимущества молодых специалистов перед работниками со стажем. К ним относятся: высокая обучаемость молодых; гибкость в принятии решений; мобильность, способность легко осваивать новые технологии и техпроцессы; наличие современных знаний (компьютерные технологии); интерес к новой технике; здоровье, много сил, энергии; возможность работать ненормированно; не сложился стереотип профессионального поведения; желание реализовать себя, сделать карьеру; готовность много работать; установка на длительную работу в организации.
Мы остановились на основных моментах профессионального выбора жизненного пути, достаточно тернистого и нередко многим, дающегося не легко, но если выбор сделан верно – это приносит удовлетворение, желание реализовать себя в полной мере, получить достойную моральную и материальную оценку своего труда.
Рефлексия:
Какой вывод можно сделать по данной теме?
Что понравилось в работе тренинга?
Что было важно лично для Вас?
Ваши чувства и ощущения после тренинга.
Приложение 1
Профессии |
Содержание деятельности |
Профессионально важные качества |
ВУЗ |
1.Арт – директор |
организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала, создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценностей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации. |
организаторские способности; общительность; повышенные требования к вниманию и памяти; развитое словесно-логическое и практическое мышление. |
|
2.Антикризисный управляющий |
анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия. |
аналитические и организаторские способности; воля, целеустремленность, ответственность, хорошее внимание и память. |
|
3. Брокер |
заключает сделку купли-продажи от имени клиента, поиск которого занимает основное время. |
общительность, аналитические и организаторские способности, повышенные требования к памяти и вниманию |
|
4. Дизайнер компьютерных программ |
занимается разработкой программных средств для пользователей; комбинируя цвет, звук, текст, создает полное ощущение реальности изучаемой ситуации, поведения обучаемого в этой ситуации в соответствии с требованиями заказчика; участвует в рекламных проектах |
аналитические и творческие способности, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и предметно-действенное мышление. |
|
5. Логист |
отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную подготовку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты. |
общительность, организаторские способности, повышенные требования к вниманию и памяти, словесно-логическое и практическое мышление. |
|
6. Менеджер по продажам |
проводит анализ покупательной способности населения в регионе, рекламирует товар, используя знание психологии продаж; несет материальную ответственность за полученный товар, ведет материальную и финансовую отчетность |
общительность, хорошая дикция, повышенные требования к вниманию, большой объем кратковременной и долговременной памяти, зрительная память, развитые практическое и теоретическое мышление |
|
7. Специалист по защите информации |
занимается разработкой, адаптацией и установкой программного обеспечения по защите информации в компьютерной сети. |
аналитические способности, повышенные требования к вниманию; большой объем кратковременной и долговременной памяти, абстрактно-логическое и предметно-действенное мышление. |
|
8. Юрисконсульт |
работает в банках, на биржах, в кредитных организациях, инвестиционных фондах; дает консультации по юридическим вопросам, вопросам управления портфелем ценных бумаг, финансового менеджмента, оценки финансовых рисков, оценки и отбора инвестиционных проектов, организации банковского и страхового дела; осуществляет представительство в суде, арбитраже и других государственных организациях. |
аналитические способности, ответственность, общительность, избирательность внимания, большой объем кратковременной и долговременной памяти, словесно-логическое мышление |
|
9. HR-специалист |
воплощает в жизнь политику руководства, налаживает контакты между топ-менеджерами и рядовыми служащими; занимаются подбором и наймом персонала, его обучением и развитием, расчетом зарплат; осуществляют кадровое делопроизводство и др. |
аналитические способности, ответственность, общительность, избирательность внимания, большой объем кратковременной и долговременной памяти, словесно-логическое мышление |
Валуйская Лариса Николаевна
Субботина Светлана Львовна
Кордубан Елена Васильевна
Васильева Татьяна Сергеевна
Конюхова Клавдия Олеговна