Тренинговое занятие «Приёмы поддержания дисциплины»
Игра для педагогов «Приёмы поддержания дисциплины».
Цель: Систематизировать знания педагогов по вопросам организации дисциплины в детском коллективе.
Задачи:
Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Правила игры: педагоги достают из вазы конфеты разных цветов и делятся на соответствующие 3 команды. Жюри оценивает каждый конкурс и подводит общий итог.
Упражнение разминка “Мой стиль в профессии”
Каждому участнику нужно высказать приветствие группе, представляя, что перед ними не педагоги, а школьники. Приветствие выражается словами:
1-я команда - «Здравствуйте, ребята!»;
2-я команда - «Тема нашего урока…»;
3-я команда - «Откройте учебники».
При этом нужно подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица.
Вводное слово:
Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.
Что такое дисциплина?
Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность».
«Дисциплина — это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).
«Дисциплина — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь).
Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.
Упражнение “Решение психолого-педагогических ситуаций”.
Каждой группе предлагается ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся ситуации. От каждой команды приглашает по два педагога, которые представляют свой вариант.
1. Самоуверенный ученик 4 класса, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, бывает агрессивным, школьных друзей нет. На уроках часто отказывается от выполнения заданий. Во внеурочной деятельности трудовые поручения не выполняет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями и воспитателями (громко кричат на него, занижают ему оценки). Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше вызывает негатив к учителям.
Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?
2. Ученица 5 класса на протяжении всего учебного года пытается срывать уроки учителям. В этом классе она выполняет роль отрицательного лидера и многие одноклассники не могут ей противостоять. Она нахальна и груба. Делается это следующим образом. Ученица не слушает объяснения учителей, высказывается не по теме разговора, кричит, перебивает учителя и своих одноклассников. Многие учителя выгоняют её с урока, после чего она уходит из школы, либо бесцельно бродит по школе. Некоторые делают замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневник, но такие меры воздействия не результативны.
Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?
3. Этот конфликт произошел в 5 классе. Ученик, не имеющий авторитетной позиции, решил завоевать хорошее расположение среди более успешных детей. Для самореализации, он выбрал ребят менее успешных в обучении и слабее физически. Это были девочка и мальчик. По отношению к девочке применялось словесное унижение, мальчик подвергался избиению, было моральное унижение.
Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?
Упражнение «5 причин нарушения дисциплины.
5 правил предотвращения дисциплинарных проблем»
Каждой группе необходимо определить 5 основных причин нарушения дисциплины и 5 правил предотвращения дисциплинарных проблем.
От каждой команды приглашает по два педагога, которые представляют свой вариант.
Упражнение “Модальность”
Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:
“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”. Модальность нравоучения (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму.
Мы предлагаем типичные фразы в модальности нравоучений вам необходимо перевести в модальность совета при сохранении общего смысла высказывания.
Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.
“Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”
“Ты должен хорошо учиться!”
“Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
“Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
“Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
“Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
“Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
“Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
Упражнение «Закончите стихотворение»
Дисциплина на уроке
Класс ревёт, как дикий зверь,
Что же делать с ним теперь?
Дети бесятся, кричат,
И учиться не хотят!.....
От каждой команды приглашает по одному педагогу, которые представляют свой вариант, затем ведущий зачитывает авторский вариант.
Класс ревёт, как дикий зверь,
Что же делать с ним теперь?
Дети бесятся, кричат,
И учиться не хотят!..
Мимо завуч проходил,
Шум услышал и спросил:
«Разве можно так кричать,
Что урок нельзя начать?»
В замечании был толк,
Класс немедленно умолк,
Дисциплина быть должна,
В классе снова тишина!
Марк Львовский
Мнение экспертов.
Экспертный лист
Команды |
Номинации |
|||
Самая доброжелательная (произнеси фразу) |
Самая Профессиональная (решение ситуаций) |
Самая компетентная (5 причин, 5 правил) |
Самая лояльная (модальность) |
|
Примечание:
Каждому педагогу вручается «Карта достоинств».
Педагог должен остерегаться: По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний. Передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам. Придерживаться представлений о том, что всегда существуют «готовые» способы решения возникших трудностей. Следовать мелочным правилам и инструкциям. |
КГБОУ «Красноярская школа №4» Карта достоинств педагога - профессионала. Красноярск 2018г |
Педагог должен остерегаться: По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний. Передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам. Придерживаться представлений о том, что всегда существуют «готовые» способы решения возникших трудностей. Следовать мелочным правилам и инструкциям. |
КГБОУ «Красноярская школа №4» Карта достоинств педагога - профессионала. Красноярск 2018г |
Что должен уметь компетентный педагог? Успешно решать жизненные ситуации, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность. Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно социализироваться. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих обучающихся. Проявлять уважение к обучающимся, их личностным и физическим особенностям. |
Педагог должен понимать, что: Нужно быть готовым к постоянным переменам. Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение только на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно. Используя педагогическое мастерство обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни обучающихся, поэтому родители - самые верные союзники преподавателя. Дети - зеркало нравственной жизни взрослых. |
Что должен уметь компетентный педагог? Успешно решать жизненные ситуации, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность. Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно социализироваться Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих обучающихся. Проявлять уважение к обучающимся, их личностным и физическим особенностям. |
Педагог должен понимать, что: Нужно быть готовым к постоянным переменам. Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение только на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно. Используя педагогическое мастерство обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни обучающихся, поэтому родители - самые верные союзники преподавателя. Дети - зеркало нравственной жизни взрослых. |