12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ»

Единый государственный экзамен, 2022 г.

ЛИТЕРАТУРА

Тренировочный вариант № 1


Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 12 заданий).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–11).

Первый комплекс заданий (1–6) относится к фрагментуэпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 1–4 требуют краткого ответа. Задания 5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 6 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Второй комплекс заданий (7–11) относится к анализу стихотворения, басни, баллады, лирической поэмы. Задания 7–9 требуют краткого ответа. Задания 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 11 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Ответы к заданиям 1–и 7–9 состоят из одного или двух слов или последовательности цифр. Следуя приведённым ниже образцам, запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов №1.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.

Любовь Андреевна. Кто купил?

Лопахин. Я купил.

Пауза.

Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти... Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности... (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь... (Звенит ключами.) Ну, да все равно.

Слышно, как настраивается оркестр.

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!

Играет музыка.

Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет.

(С укором.) Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.

«Вишнёвый сад» А.П. Чехов.

1.К какому роду литературы относится пьеса Чехова "Вишневый сад"?

Ответ: __________________________.

2.Речь Лопахина и действие в данной сцене сопровождаются комментариями «Смеется», «Хохочет», «Топочет ногами» и др. Как в драматургии называют подобные авторские комментарии?

Ответ: __________________________.

3.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖ ФАКТЫ

А) Лопахин 1) устраивается на работу в банк

Б) Гаев 2) разночинец 26-ти или 27-ми лет

В) Раневская 3) уезжает обратно в Париж

4) его «отец и дед были рабами»

Ответ: __________________________.

4. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В пьесе «Вишневый сад» упоминаются __________ персонажи, которые ни разу не появляются в произведении. Назовите термин, обозначающий в пьесе развернутую реплику героя___________________.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы

аккуратно и разборчиво.

5.1. Какие черты характера Ермолая Лопахина проявляются в данном фрагменте?

5.2. Какую роль играет в приведенном фрагменте такая деталь, как ключи?

В БЛАНК ОТВЕТОВ №2 запишите номер задания 6.

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в

объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте

произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы

аккуратно и разборчиво.

6. В «Вишневом саде» человек выступает против красоты окружающего мира, против мира природы. Назовите еще одно произведение русской (зарубежной) литературы, в котором можно увидеть противостояние человека и природы.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А. Фет

Ответом к заданиям 7–9 являются слово или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

7. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение А. Фета относится к такой разновидности лирики, как _____________, а в стихотворении часто встречается такой прием, как ____________ (например, И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных).

Ответ: __________________________

8. Определите стихотворный размер

Ответ: __________________________

9.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных

средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под

которыми они указаны.

1) гипербола

2) анафора

3) риторическое восклицание

4) метафора

5) ирония




10. 1.Каково эмоциональное состояние лирического героя во время встречи с возлюбленной и как оно его характеризует?

10. 2. Какова композиция данного стихотворения? Как соотносятся части?

В БЛАНК ОТВЕТОВ №2 запишите номер задания 6.

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в

объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте

произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы

аккуратно и разборчиво.


11. «В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема любви и в чём эти произведения близки стихотворению А. Фета?»

Часть 2​​​​​​​

Часть 2 включает в себя пять заданий (12.1–12.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 250 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).


12.1.Фольклорные мотивы в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

12.2.Кто выиграл в идейном споре Базарова и Павла Кирсанова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

12.3. Духовные искания личности в прозе И.А. Бунина. (На примере одного-двух рассказов).

12.4. Особенности философской лирики А. А. Блока.

12.5. Как художник-иллюстратор может в портрете передать черты характера человека? (На примере Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)


Опубликовано в группе «Литература ЕГЭ»


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 03.11.21 в 19:10 0Ответить Пожаловаться
Сравните https://neznaika.info/ege/lit/28-variant-2.html
Валеева Дания Рашитовна, 07.11.21 в 09:13 0Ответить Пожаловаться
Я не претендую на 100% оригинальность, но тест на "Незнайке" по старой демоверсии.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.