Демо версия переводного экзамена по биологии 10 класс 2022-2023 учебный год
Заполните пустую ячейку в таблице, вписав в нее нужный уровень организации живого:
… |
|
клеточный | мышечная клетка волка |
Заполните пустую ячейку в таблице, вписав в нее нужный термин:
| |
… | изучение строения и распространения древних папоротниковидных |
экология | изучение взаимоотношений организмов между собой и с окружающей природой. |
Заполните пустую ячейку в таблице, вписав в нее название метода:
| |
… | описание структуры органоидов клетки |
эксперимент | проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы |
4.Экспериментатор в два стакана налил одинаковое количество воды, в каждый на поверхность налили слой растительного масла. В первый стакан он опустил побег с листьями. Как изменилось количество воды в каждом из стаканов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) уменьшилась
2) не изменилась
3) увеличилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество воды в первом стакане | Количество воды во втором стакане |
|
|
5.Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Мятлик луговой
2) Мятлик
3) Покрытосеменные
4) Однодольные
5) Растения
6) Злаковые
6.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Лягушка озёрная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Озёрная лягушка обитает на большей части Европы, в Передней и Средней Азии, Северной Африке. (2)В брачный период у озёрных лягушек активно функционируют половые железы, образуются половые гормоны и гаметы. (3)При гаметогенезе у самки образуются яйцеклетки с запасом питательных веществ. (4)Максимальная длина тела самки составляет 17 см, а у самцов может достигать 12 см. (5)Половая зрелость у особей данного вида наступает в возрасте двух-трёх лет. (6)Питаются лягушки насекомыми, моллюсками, а также могут поедать головастиков своего вида, мелких молодых млекопитающих, птиц, змей.
7.Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
A) филогенетический ряд лошади 1) сравнительно-анатомические
Б) наличие копчика в скелете человека 2) палеонтологические
B) перо птицы и чешуя ящерицы
Г) отпечатки археоптерикса
Д) многососковость у человека.
8. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.
ПРИМЕР ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление 1) биологический
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость 2) социальный
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система.
9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания основных идей Ч. Дарвина, касающихся эволюционных механизмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Численность каждой популяции может увеличиваться неограниченно в условиях избытка ресурсов. (2)Однако в реальности численность каждой популяции, как правило, относительно постоянна. (3)Таким образом, внутри популяции существует борьба за существование. (4)Поскольку при этом существует наследственная изменчивость, которая создает разнообразие генотипов и фенотипов, некоторые особи более приспособлены к условиям окружающей среды. (5)В результате естественного отбора выживают более приспособленные особи. (6)В качестве примера можно привести одновременное существование на Галапагосских островах разных видов вьюрков.
10. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался.
ПРИЗНАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
A) двухкамерное сердце 1) ароморфоз
Б) чешуя рыб
B) появление фотосинтеза 2) идиоадаптация
Г) наличие перьевого покрова
Д) ласты тюленей
Е) загнутый клюв у хищных птиц
11. Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.
ПРИМЕР ГРУППА ФАКТОРОВ
А) зарастание пруда ряской 1) абиотические
Б) увеличение численности мальков рыб 2) биотические
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений
12. Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ ТИП ОТНОШЕНИЙ
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых
Б) акула и рыба-прилипало 1) симбиоз
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Г) бактерии в организме человека и животных 2) комменсализм
Д) клубеньковые бактерии
Е) микориза.
13. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы.
1) окисление органических веществ в клетках растений
2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
4) поглощение углекислого газа из атмосферы
5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза.
14. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) являются первым звеном в цепи питания
Б) синтезируют органические вещества из неорганических 1) редуценты
В) используют энергию солнечного света 2) продуценты
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных.
15. Укажите последовательность процессов географического видообразования.
1)появление мутаций в новых условиях жизни
2) распространение признака в популяции
3) отбор особей с полезными изменениями
4) образование нового вида
5) пространственная изоляция популяций.
16.Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси x отложена длина дистанции, а по оси y — интенсивность обмена веществ). Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?
1) Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт.
2) Интенсивность обмена резко растёт, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.
3) Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.
4) Интенсивность обмена на всём своём протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.
17. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Ученый провел эксперимент с ветками липы. Для этого он срезал три молодые ветки, на каждой из которых было 10 листьев примерно одинаковой площади. Ученый поместил каждую ветку в отдельную колбу с 200 мл воды, после чего аккуратно налил растительное масло на водную поверхность для предотвращения испарения. Каждый образец (колбу с веткой) он взвесил и поставил в отдельные термостаты (температурные шкафы), в которых поддерживались температуры 10, 20 и 30 градусов. Влажность в термостатах на момент эксперимента поддерживалась на уровне 60%. Через 1 час ученый повторно взвесил и определил величину, на которую уменьшилась масса каждого образца. Он занес данные в таблицу, но не подписал, какой результат при каком условии был получен.
Номер образца | Уменьшение массы, г |
1 | 5,4 |
2 | 7,9 |
3 | 1,2 |
18. У позвоночных животных в связи с выходом на сушу возникла эволюционная необходимость кардинально перестроить дыхательную и кровеносную системы. Перечислите, какие ароморфозы в строении дыхательной и кровеносной систем позволяли животным улучшать усвоение и транспорт кислорода при переходе к каждому следующему классу. Перечислите не менее четырёх ароморфозов.
Оценивание
Часть 1 – максимальный балл 29.
№ | баллы |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 2 |
5 | 2 |
6 | 2 |
7 | 2 |
8 | 2 |
9 | 2 |
10 | 2 |
11 | 2 |
12 | 2 |
13 | 2 |
14 | 2 |
15 | 2 |
16 | 2 |
Часть 2 – максимальный балл – 6.
Максимальный балл – 35 – 100 %.
от 30 до 35 – «5»
от 23 до 29 – «4»
от 16 до 22 – «3»
Трефилова Раиса Поликарповна
Федулова Лилия Константиновна