12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Донецкая Людмила Владимировна16

Контрольная работа по разделу «Россия в XVI-XVII в.в.»

1. Установите соответствие между определениями и понятиями.

 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому

Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю

В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день

Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам

1) заповедные лета

2) земщина

3) опричнина

4) пожилое

5) поместье

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

2. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите правителя, о котором идёт речь.

 «Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение царя, но и вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу.

...Александровская слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Вожди думы просили царя сложить с них гнев и править государством как ему „годно".

...Когда царь под предлогом борьбы с заговором потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, они ответили ему покорным согласием».

 1) Иван Калита 2) Иван Грозный 3) Иван III 4) Василий Шуйский

3. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «опричнина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода

 Из сочинения историка В. О. Ключевского

« ... Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием ...Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательства казаков... Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

 

К какому периоду (веку, века) российской истории относятся события, описываемые в отрывке? Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?

5. Какие из перечисленных положений относятся к событиям Смутного времени? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) введение опричнины 2) царствование Лжедмитрия I 3) заключение Андрусовского перемирия

4) восстание под предводительством И. И. Болотникова 5) принятие Соборного уложения

6) поход на Москву народного ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского

6. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) деятельность первых русских князей

Б) противостояние боярства и княжеской верхушки во Владимирском княжестве

В) Батыево нашествие на Русь

Г) Смутное время  

1) восстание древлян и убийство князя Игоря Рюриковича

2) убийство великого князя Андрея Юрьевича

3) строительство Десятинной церкви

4) битва на р. Калке

5) взятие монголами Рязани

6) создание I и II Земского ополчения

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Пояснение.

7. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

A) «стояние» на реке Угре

Б) увеличение территории России на Востоке

B) битва на реке Калке

Г) правление Михаила Фёдоровича Романова

1) первое столкновение с монголами

2) создание полков нового строя

3) отмена местничества

4) окончание монголотатарского ига

5) присоединение Астрахани

6) указ о «вольных хлебопашцах»

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г





8. Прочтите отрывок из Земского собора.

 

«Да в прошлых годах присылал ко Государю — Царю… всея Руси запорожский гетман Богдан Хмельницкий и всё войско Запорожское посланников своих много раз, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии восточные церкви восстали и гонение учинили большое. И их… от истинной православной христианской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви Божии запечатали, а в иных учинили унию, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристианские чинили… И они, [казаки] …у Царского Величества милости просят, чтоб он, Великий христианский Государь, жалея благочестивые православные христианские веры и святых Божиих церквей и их, православных христиан, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей христианские веры и Святых Божиих Церквей, на поляков, помочь и послал войска свои…

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё войско Запорожское с городами и с землями принять».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

1) Царь, об обращении к которому говорится в тексте, – Иван Грозный.

2) В тексте сообщения указываются религиозные причины конфликта, о котором в нём говорится.

3) В том же с толетии, к которому относится проведение собора, отрывок из решения которого приводится, в России были отменены кормления.

4) Менее, чем за пять лет до собора, отрывок из решения которого приводится, в России был принят новый свод законов.

5) В результате начавшейся из-за принятого собором решения войны Россия вернула Смоленск.

6) Одним из участников собора, отрывок из решения которого приводится в задании, был А. Ф. Адашев.


9. Царь Алексей Михайлович получил от современников прозвание Тишайший. Царь отличался для своего времени мягким характером, был часто снисходительным к проступкам окружающих и очень религиозным. Но его царствование ознаменовалось страшными социальными потрясениями, из-за которых столетие, на которое пришлось царствование Алексея Михайловича, вошло в историю как «бунташный век».

Приведите не менее трёх причин социальных потрясений времён царствования Алексея Михайловича.

10. Укажите название периода правления монарха, изображенного на марке, который представлен в правой части марки. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.


Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.

t1638291909aa.png

 

Б) На какой из приведённых ниже монет изображён руководитель отряда казаков, который завоевал обширные территории? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта монета. Назовите государство, которое он захватил, после чего оно было включено в состав России.

 

t1638291909ab.png

 

11. Напишите название периода в российской истории, в окончании которого Русское государство утратило территории, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2».

 

t1638291909ac.png

Б) Напишите название государства, которому Русское государство уступало территорию, обозначенную на схеме цифрой «1».

В) Назовите русского государя, при котором с соседними государствами были подписаны соглашения об уступке им территорий, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2». В ответе укажите его имя и отчество.

 

Г) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Цифры укажите в порядке возрастания

1) Обозначенные на схеме цифрой «2» территории были возвращены России в результате Смоленской войны.

2) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», образовалось путём соединения двух прежде самостоятельных государств.

3) При государе, подписавшем с соседними государствами соглашения о передаче им территорий, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2», в России начался церковный раскол.

4) Территории, обозначенные на схеме цифрой «1», были возвращены России при Петре I.

5) Заключение соглашений, по которым Русское государство уступало соседям территории, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», относится к началу XVI в.

6) Современником заключения соглашений, по которым Русское государство уступало обозначенные на схеме цифрами «1» и «2» территории, был патриарх Филарет.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.