Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Пояснительная записка
«Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ по русскому языку» (для учащихся 9 класса)
Цели:
1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2025, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
2) выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;
3) воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике;
2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, патриотизма, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тест является тематическим, он посвящен юбилею 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Использованы фрагменты повести Бориса Васильева «В списках не значился», некоторые из них были адаптированы. Также использовались материалы портала РЕШУ ОГЭ.
Работа состоит из 11 заданий, которые полностью соответствуют формату ОГЭ по русскому языку 2025 года.
На выполнение работы отводится 45 минут.
Задания требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.
Ответами к заданиям являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ записывается в поле ответа в тексте работы.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.
Прочитайте текст и выполните задания 1-2
(1)Когда Николай Плужников спустился в подвал, он понял, что выход заблокирован обрушившимися балками. (2)Несмотря на ранение, лейтенант продолжал отстреливаться, пока не закончились патроны. (3)Командир, который руководил обороной, приказал бойцам занять позиции у окон, чтобы контролировать подходы к зданию. (4)В темноте слышался стон раненого солдата, но помочь ему сейчас было невозможно. (5)После долгих часов ожидания Плужников решил прорываться через тоннель, зная, что это последний шанс.
Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
Николай Плужников спустился (предложение 1)
лейтенант продолжал (предложение 2)
командир руководил, приказал (предложение 3)
слышался стон (предложение 4)
Плужников решил прорываться (предложение 5)
Ответ: ____________________
Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена характеристика предложений.
Предложение 1 сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных
Предложение 2 осложнено деепричастным оборотом
Предложение 3 содержит 3 грамматические основы.
Предложение 4 сложносочинённое.
Предложение 5 осложнено одиночным деепричастием
Ответ: ____________________
Задание 3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пунктуационные правила | Предложения: |
А) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.
| 1. Николай прошептал, сжимая последнюю гранату: «Я не сдамся». 2. Он, защитник Брестской крепости, даже не думал отступать. 3. Хотел крикнуть — голос пропал. 4. Он, измученный голодом и ранами, продолжал стоять у разрушенной стены. 5. Плужников понял: боеприпасы кончились. |
Ответ:
А | Б | В |
Задание 4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. И не только туристы (1) все (2) кто едет за рубеж или возвращается на родину (3) обязательно приходят в крепость. Здесь громко не говорят (4) слишком оглушающими были дни сорок первого года (5) и слишком многое помнят эти камни.
Ответ: ____________________
Задание 5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СГОРАЛИ - написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) РАСПОЛОЖЕНИЕ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) КОМАНДИР - в корне слова содержатся непроверяемые безударные гласные.
4) СТРОЯТ в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЯТ.
5)ПОРОХ в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.
Ответ: __________________
Задание 6. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Но уже горели парт(1)занские костры, и на их свет, укрываясь м(2)телью, проб(3)рались те, кто н(3) считал себя поб(4)жденным. И немцы жались к домам и дорогам, страшась т(5)мноты и пр(6)тихших д(7)р(8)вень.
Ответ: ____________________
Задание 7. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Плужников побежал к воротам, прыгая через воронки и завалы земли и кирпича и прикрывая затылок (оба) руками.
Ответ: ____________________
Задание 8. Замените словосочетание «солдатские башмаки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ____________________
Прочитайте текст и выполните задания 9–11
(1) Брестская крепость. (2)Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд.
(3)Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла.
(4) Не спешите. (5)Вспомните. (6)И поклонитесь.
(7)В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (8)Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям... (9)И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (10)Но знамёна ищут.
(11) Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга.
(12) Крепость не пала. (13)Крепость истекла кровью.
(14) Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны.
(15) На десятом, в апреле 1942 года. (16)Почти год сражался этот человек. (17)Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (18)Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат.
(19) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (20)Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул.
(21) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (22)Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (23)Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита:
С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.
(24) Целый день старая женщина читает эту надпись. (25)Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (26)Уходит. (27)Приносит цветы. (28)И снова стоит, и снова читает. (29)Читает одно имя. (30)Семь букв: "НИКОЛАЙ".
(31)Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (32)Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (33)И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.
(34) Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья.
(35) Важно только то, за что они сражались.
Задание 9. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Дорога от Москвы до Брестской крепости занимает больше суток.
2. В крепости можно увидеть подвалы 333-го полка и бывший костёл.
3. Немцам удалось захватить боевые знамёна в Брестской крепости.
4. Неизвестный защитник крепости сражался почти год в полном одиночестве.
5. Старая женщина каждый год приезжает в крепость, чтобы почтить память погибших.
Ответ:______________
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1. Крепость истекла кровью.
2. Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям...
3. Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина.
4. Шумный вокзал живёт привычной жизнью.
5. Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья.
Ответ:______________
Задание 11. Замените книжное слово «стяг» из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
Ответ:______________
Ответы
1 | 145 |
2 | 345 |
3 | 325 |
4 | 23 |
5 | 23 |
6 | 136 |
7 | обеими |
8 | башмаки солдата |
9 | 24 |
10 | 14 |
11 | знамя |
Критерии оценивания
оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
правильных ответов | 10-11 | 8-9 | 6-7 | 5 |