12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Сафронова22
Россия, Хабаровский край, пгт.Эльбан

Урок-путешествие

Тропа к Пушкину. В начале бесконечного пути

(5 класс)

Цели:

    Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к предмету.

    Расширить круг пушкинского чтения у 5-тиклассников.

    Дать представление о многообразии и разносторонности пушкинских произведений.

    Вырабатывать умение интерпретировать художественные произведения в инсценировке, выразительном художественном чтении.

Оборудование:

    Репродукция портрета А.С. Пушкина работы художника Кипренского.

    Репродукция гравюры с изображением юного Пушкина работы Гейтмана.

    Репродукция рисунка Гельмерсена "Пушкин и няня".

    Репродукция фотографии памятника А.С. Пушкину в Москве работы скульптора А.М. Опекушина.

    Грамзапись романса на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье".

Предварительная подготовка:

    Подготовка инсценировки фрагмента сказки А.С. Пушкина "О мёртвой царевне и о семи богатырях".

    Подготовка инсценировки сцены из повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка".

    Подготовка выразительного чтения учащимися фрагмента из стихотворения А.С. Пушкина "19 октября", отрывка из романа "Евгений Онегин", стихотворения С.Я. Маршака "Бессмертие", стихотворения Г. Бельды "Слушая Пушкина".

Здравствуйте, дорогие ребята. Наш сегодняшний урок литературы открывает нам долгий и интересный путь в мир одного из гениальнейших писателей мировой литературы – А.С. Пушкина. И сегодня на уроке вы, я надеюсь, расширите круг вашего пушкинского чтения, почувствуете гордость за величие и многообразие родной литературы, представленные даже в творчестве одного автора.

Дорога эта, на которую мы сегодня вступаем, действительно долгая – и это только по меркам школьной жизни: на протяжении всех 7 лет обучения нам предстоит раскрывать всё новые и новые грани незабвенного таланта этого мастера поэзии и прозы. Но хочется верить, что школьное изучение творчества Александра Сергеевича станет лишь началом бесконечного пути в художественный мир его, и путь этот будет длиться всю вашу жизнь.

Поэтому и тема нашего сегодняшнего урока звучит именно так: "Тропа к Пушкину. В начале бесконечного пути".

(открываем тетради, записываем тему, эпиграфы к уроку)

Каждый человек индивидуален, но ученики, обычно, несут с собой в жизнь вместе с полученными знаниями и частичку души своего учителя. И для начала мне хотелось бы рассказать вам о своём восприятии этого автора.

Бог дал мне умение говорить иногда стихами, но лишь о том, что мне дорого, что проникает в моё сердце. Когда - то я написала стихи о пути своего знакомства с Пушкиным, о своей тропе к нему. И сейчас я хочу вам их прочитать.

"У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…"

Тех, кто не слышал эти строки,

Наверно, в целом мире нет.

И с самых детских дней далёких

Они несут мне сказок свет.

И про царицу, что старалась

Всё извести царевну-дочь,

Я знала с детства, плачась маме,

Что не могу ничем помочь.

Потом взрослела я…

Учитель мой самый первый рассказал,

Что Пушкин, кроме детских сказок,

Для взрослых много написал.

Стихи его для нас звучали,

Как гимн природе и добру!

Я вместе с ним распознавала

Родной Отчизны красоту.

И снова встреча – Пушкин новый:

Уже писатель, не поэт –

И в "Капитанской дочке" слышу

Историю далёких лет.

Пред мною образы вставали:

Гринёв и Маша, бунты, кровь.

Я вместе с Пушкиным узнала,

Каким был в жизни Пугачёв.

Я снова старше – Пушкин рядом.

Его роман мне дверь открыл

В начало прошлого столетья,

Когда Онегин молод был.

Незабываем для всех стал

"Татьяны милый идеал",

И вместе с ней, роман читая,

Я и любила, и мечтала.

Давно уж позади ученья годы,

Но с Пушкиным расстаться не могу:

Он "памятник воздвиг нерукотворный",

И я опять, опять к нему иду.

Взяв в руки книгу, вновь я поражаюсь,

Как сходны наши мысли и мечты.

Его стихи – вот мой самоучитель

Добра и верности, любви и красоты.

Надеюсь, что воистину талантливые пушкинские строки тронут и ваши души.

    Знакомство с творчеством поэта вы начали ещё будучи совсем маленькими. Всем родители читали, наверное, его сказки. Поднимите руки, кто с помощью родителей познакомился со сказками Пушкина?

А какие сказки вы читали? Кто из героев вам больше всего запомнился и понравился? А кто может продолжить строки:

Ветер весело шумит…

(Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана).

Белка песенки поёт…

(Да орешки всё грызет,

А орешки не простые:

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

Слуги белку стерегут…)

Свет мой зеркальце, скажи…

(Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

В начальной школе вы начали читать эти сказки самостоятельно. Вас смешили и забавляли образы, созданные поэтом, а некоторые вызывали слёзы на ваших глазах. Вспомним это время.

(инсценировка фрагмента "Сказки о Мёртвой царевне и о Семи богатырях")

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».— «Свет ты мой,—

Красно солнце отвечало,—

Я царевны не видало.

Знать, ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он - за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».— «Братец мой,—

Отвечает месяц ясный,—

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна видно

Пробежала».— «Как обидно!» —

Королевич отвечал.

Ясный месяц продолжал:

«Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее».— «Постой,—

Отвечает ветер буйный,—

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста».

    Это было начало пути. В этом году нам предстоит познакомиться с одной из повестей А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка". О чём вам говорит это название?

Чтобы внести долю интриги в последующее изучение произведения мы представляем для вас инсценировку одного из фрагментов этой повести.

(инсценировка фрагмента повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка")

— Ну, Лизавета Григорьевна, — сказала она, входя в ком­нату, — видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день были вместе.

— Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

— Извольте-с: пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька...

— Хорошо, знаю. Ну потом?

— Позвольте-с, расскажу всё по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские...

— Ну! а Берестов?

— Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее... а дочери и надулись, да мне наплевать на них...

— Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробно­стями!

— Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое... Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

— Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?

— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Строй­ный, высокий, румянец во всю щеку...

— Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

— Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

— С вами в горелки бегать! Невозможно!

— Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!

— Воля твоя, Настя, ты врешь.

— Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

— Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?

— Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

— Это удивительно! А что в доме про него слышно?

— Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит го­няться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.

— Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом.

— Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день, рано по­утру, ходит с ружьем на охоту.

— Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним познакомиться... Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!

— И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан да и ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

— А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!

Как вы думаете, какой момент из композиции произведения представили вам девочки? Конечно, это завязка действия. Заинтересовались, что произошло дальше между Лизой Муромской и Алексеем Берестовым? Это нам предстоит узнать на последующих уроках.

    Родному языку человек учится всю жизнь: общается с друзьями, изучает правила, законы языка, работает со словарями, читает книги великих русских писателей, вдумываясь, вслушиваясь, запоминая. Один из выдающихся поэтов 20 века, Александр Блок, определяя роль Пушкина в жизни каждого человека, каждого из нас, писал: "Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни".

Именно "с малолетства" наша память, наша душа наполняются пушкинскими стихами. Поэт становится нашим собеседником, участником нашей жизни. И мы, жители уже 21 века, всё глубже осознаём, что время не отдаляет от нас Пушкина, а, наоборот, приближает его к нам. Вслушаемся в эти волшебные, неисчерпаемые по своей красоте и силе, покоряющие нас звуки.

(художественное чтение отрывков из стихотворения "19 октября" и романа "Евгений Онегин")



Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье;

А ты, вино, осенней стужи друг,

Пролей мне в грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук.

("19 октября")



Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

("Евгений Онегин")

Какие чувства вызвали у вас эти строки? Одинаковое ли настроение вызвали у вас эти отрывки? Почему?

    А ведь второй отрывок – пейзажная зарисовка – это начало 7 главы единственного в мире романа в стихах "Евгений Онегин", и это лирическое отступление имеет немаловажное значение для понимания идейного смысла этого произведения, которое мы будем изучать в 10 классе.

Думаю, что в это время, когда вам будет уже 15-16 лет, а это самый прекрасный возраст, когда человек ожидает прихода первой любви, для вас восхитительным романсом, звучащим в унисон с вашими чувствами, покажется и следующее произведение.

(звучит романс М.Глинки "Я помню чудное мгновенье" в исполнении Б. Гмыри)

    Вот так, помогая понять смысл жизни, её нравственные ценности, с вами вместе по жизни прошагает и Пушкин, в художественный мир которого мы сегодня приоткрыли дверь.

И пусть мы живём далеко от тех мест, где он бывал, но присутствие великого поэта и здесь, на Дальнем Востоке, - в воображении нашем, в камне, в стихах, в названиях улиц, - неоспоримо, и оно объединяет нас всех. И я хочу предложить вам послушать стихотворение нанайского поэта Георгия Бельды "Слушая Пушкина" о его восприятии творчества поэта-провидца, ибо прав он был, говоря:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

(стихотворение Г.Бельды "Слушая Пушкина")

Музыкальней горного потока,

Воздуха прозрачнее и легче,

Мыслью озаренные глубокой

Пушкина ритмические речи.

Я в тайге родился на востоке,

А его звезда взошла в туманном

Воздухе Прибалтики далекой,

Чтобы разродиться ураганом.

Я его стихами очарован,

Запою по-своему, но слово

Кажется неловким, неуклюжим,

От такого слова вянут уши.

Сочиняю песню о свободе,

О таежном маленьком народе,

Но запеть ту песню не решаюсь.

Говорят, что Пушкина стесняюсь.

Звонкие стихи его читаю.

Те стихи своими я считаю.

И тайга в стихах его воспета,

И душа нанайского поэта.

С другом Арма в детстве мы играли,

В зрелости играть мы не устали, -

Так они божественно воспеты

Пушкиным, земные игры эти.

Радостная музыка рассвета

Ветру была Пушкиным напета,

Носит ее ветер светлоокий

Для народной радости высокой.

На ветру звенит, поет былинка,

Гром гремит и хлопает калитка.

В грозном громе, хлопанье и звоне

Пролетают пушкинские кони.

Русское взволнованное слово –

Моего нанайского основа,

У другого будет ли поэта

Столько поэтического света?

    Мы завершаем наш урок-путешествие по бесконечной дороге, имя которой "Тропа к Пушкину", хотя путь наш только начинается.

Надеюсь, что ваши умы и сердца не остались равнодушны ко всему сказанному, прочитанному и увиденному сегодня, и вы не раз протянете руку за томиком поэта, который завоевал и время, и пространство, и о котором Е. Евтушенко сказал: "Если бы у меня, как в сказке, была возможность воскресить только одного человека, я воскресил бы Пушкина!"

(звучит стихотворение С.Я. Маршака "Бессмертие").

По-русски говорим мы с детства,

Но волшебство знакомых слов

Мы обретаем, как наследство,

В сиянье пушкинских стихов.

Поэт не стал далёкой тенью,

Святыней, отданной в музей.

Он шумно празднует рожденье

Среди бесчисленных друзей…

    Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру – письмо Пушкину, который обращается к вам с вопросом: "Что в имени тебе моём?". А чтобы вести диалог с поэтом вам было легче, послушайте романс Н.С. Титова на стихи А.С. Пушкина в исполнении В. Коршунова, который так и называется: "Что в имени тебе моём?".

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.