Труд и отдых детей в семье
Игра – первая форма труда для ребенка. А.М.Горький говорил, что игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Организуя игру ребенка и участвуя в ней, родители оказывают большое влияние на малыша. Занятия с игрушками способствуют развитию точности движений, настойчивости детей.
Занятия с книжками, игрушками, картинками развивают речь, память. Однако при покупке книжки или игрушки необходимо учитывать особенности развития ребенка. К моменту рождения у него имеются лишь рефлекторные движения – мигание, жмурение, хватательный и сосательный рефлексы. Поэтому в первые 2-3 месяца ему нужны крупные, яркие, но не многоцветные подвесные игрушки.
В более старшем возрасте нужны игрушки для развития движений рук – яркие погремушки, удобные для захватывания. Прежде чем дать ребенку игрушки для самостоятельной игры, нужно показать ему, как ею пользоваться.
Родители должны подбирать игрушки в соответствии с уровнем развития детей и в то же время помнить, что одна и та же игрушка для детей разного возраста используется не одинаково.
Предоставляя ребятам самостоятельность действий, нельзя забывать о травматизме. Травматизм можно предотвратить, если учесть возрастные особенности психологии и мышечной деятельности детей, обеспечить за ними постоянный контроль.
Организуя игровые формы для выработки у детей необходимых навыков обслуживания, родители имеют возможность постепенно поддерживать у ребенка хорошее настроение. Для сохранения нервной системы важно вовремя переключать один вид действий ребенка на другой, но ни в коем случае не прерывать игру внезапно. Следует помнить: чем меньше ребенок, тем короче должно быть время занятия одним видом деятельности. Переключение на другой вид деятельности – это уже отдых. Особенно полезен разнообразный двигательный отдых всей семьей. После наполненного новыми впечатлениями выходного дня, проведенного на природе, ребята с хорошим настроением спешат в детский сад, школу, чтобы рассказать о своих впечатлениях.
Воспитание в семье, укрепление здоровья всех ее членов – сложный многосторонний процесс. Сколько семей, детей, столько и подходов к организации здорового уклада жизни. Никакая помощь не заменит собственных усилий родителей, направленных на пополнение знаний, накопление опыта и использование опыта других. Последним нужно пользоваться с умением. Нельзя перенимать готовый опыт без учета особенностей обстановки в семье.
Белкина Надежда Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна