Урок СБО «Организация досуга и отдыха в семье»
Тема. Организация досуга и отдыха в семье. 9 класс.
Цель: формировать правильное мировоззрение на семейную жизнь.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- научить различать понятия «досуг», «отдых»;
- познакомить с видами отдыха и его значением для человека;
- познакомить с распространенными формами организации семейного досуга;
- научить правильно планировать свои действия в течение недели для подготовки к выходному дню.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать неправильно сложившиеся представления об отдыхе в семье;
-формировать традиции, связанные с проведением семейного отдыха с целью сплочения семьи;
- формировать навыки подготовки организации отдыха в семье;
- развивать высшие психические функции посредством заданий.
Воспитательные:
- воспитывать положительные качества личности;
- воспитывать качество сплоченности в семейных отношениях посредством правильной организации семейного отдыха;
-воспитывать интерес к культурным достопримечательностям г. Омска;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, Все ль в порядке:
Ручка, дневничок, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.
II.Повторение пройденного материала.
1.Беседа.
-Какой раздел нашего предмета мы изучаем? (пустой слайд 2, после ответа – изображение).
-Над какой темой работали? (Российская семья, виды семей)
-Что такое «семья»? (Группа живущих вместе близких родственников)
(карточки: выбрать правильное определение слова «семья»)
Вывод:
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу ещё корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи.
2.Фронтальная работа.
Учитель: Рано или поздно вы встретите человека, о котором мечтаете. Пройдёт определённый промежуток времени, и вы будите принимать важное решение о создании собственной семьи. Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.
- Что такое брак? (говорят дети)
1. Слово «брак» произошло от древнерусского слово «брачити», т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое
2. Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимосогласии и любви.
3. Заключение брака – это юридическое оформление семьи. (Слайд 3 )
Учитель – Как считаете, как надо вступать в брак?
(индивидуальная работа по карточкам)
Задание №2. Как надо вступать в брак?
Вычеркни лишние слова: оставьте те, которые помогут ответить на вопрос
- по настроению, по расчёту, по-соседски, по необходимости, по настроению, по любви, по доверию, просто так, достигли брачного возраста.
Проверка:
- Какое слово осталось? (Любовь)
- На любви строится и держится семья.
-Каковы основные цели создания семьи на всю жизнь? Выберите наиболее значимые ответы! Зачитайте еще раз!
(у каждого цели, выбрать значимые)
- На прошлом уроке мы знакомились с видами семей. Один из видов – это благополучная семья. Как вы думаете, какую семью можно назвать благополучной?
( по количеству родителей; по количеству детей)
.Неблагополучная – полная, неполная; бездетная, малодетная, многодетная.
Вывод:
Слово благополучие обычно ассоциируется у людей с материальным благополучием, что если есть материальный достаток, то и в семье все хорошо.
Однако часто это совсем не так, и даже если есть материальное благополучие в семье, в этих семьях нет тепла, душевной близости и нет той любви, которая и создает настоящее благополучие в семье.
И потому, прежде всего, в здоровой и крепкой семье должны существовать взаимное уважение и любовь.
-Так вот чтобы сохранить семью благополучной и полной, необходимо применять усилия всем членам семьи всю жизнь.
III.Работа над новым материалом.
1.Введение в тему, цель занятия.
-Просмотрим видео и определим тему урока (просмотр видео).
-Что вы увидели? (Мы увидели, как можно активно отдыхать вместе с семьей, с друзьями.)
-Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? (на уроке пойдет речь об отдыхе, как его можно организовать).
-А так как мы изучаем раздел «Семья», то речь пойдет об организации какого отдыха? (Речь пойдет об организации семейного отдыха)
-Итак, тема нашего урока «Организация досуга и отдыха в семье» (тема на экране).
-Запишем тему в тетрадь.
-Как вы считаете, для чего необходимо знать, как правильно организовывать отдых в семье? (В первую очередь для сплочения (укрепления, воссоединения) семьи! Чтобы семья оставалась всегда благополучной и полной! А также, для укрепления здоровья!)
-Психологи доказали, что те семьи, у которых есть общие интересы, являются более дружными и крепкими. Нам известно, что только в дружной семье не будет никогда места для вредных привычек (алкоголизма, курения, наркомании). Стоит обратить на это внимание, чтобы изменить что-то к лучшему конкретно в вашей семье.
-Итак, цель нашего урока: формирование правильного мировоззрения на семейную жизнь.
- Какую цель поставите вы сегодня на уроке?
2.Словарная работа.
-На уроке встретятся слова:
ДОСУГ, ОТДЫХ, ТРАДИЦИЯ, ХОББИ
-Очень часто соединяют воедино понятия «досуг» и «отдых». Это неправильно.
ДОСУГ – свободное от учёбы (работы) и домашних обязанностей время, в которое мы можем заниматься любимыми делами или непосредственно отдыхать.
ОТДЫХ – состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
- Так для чего необходимо отдыхать человеку? (Для того, чтобы восстановить свои силы и работоспособность).
ТРАДИЦИЯ – то, что формируется и переходит от одного поколения к другому (идеи, взгляды, образ действий, обычаи).
ХОББИ – занятие любимым делом (рыбная ловля, занятие музыкой и т.д.)
-Что такое ДОСУГ?
-Что такое ОТДЫХ?
-Что такое ТРАДИЦИЯ?
-Что такое ХОББИ?
-Прочтем еще раз по слогам слова, правильно выставляя ударение (2 уч-ка) и запишем в тетрадь, обращая внимание на правописание слов).
-Какой из моих вопросов является правильным:
(Правильным ответом является второе предложение, так как досуг это и есть свободное время).
-Над какой темой мы сегодня будем работать (Мы будем работать над темой «Организация досуга и отдыха в семье»)
Пустой слайд, затем –тема.
3.Беседа, сопровождающаяся схемами, заданиями.
-Итак. Что такое отдых? (Отдых – это состояние активной или пассивной деятельности, ведущее к восстановлению сил)
-Следовательно, существует два вида отдыха: активный и пассивный отдых.
-Как вы считаете, на какой из фотографий запечатлен пассивный отдых, а на какой – активный?
После ответа учащихся появляются указатели
-Так что же такое активный и пассивный отдых?
После предположений уч-ся открываются определения (3-4 уч. повторяют)
Активный отдых – активная деятельность в своё удовольствие, ведущая к восстановлению сил, работоспособности (выезд на природу, поход в культурное учреждение, занятие своим любимым делом, то есть, хобби).
Пассивный отдых – это отдых без каких-либо физических и умственных усилий, движений (полноценный ночной сон, дневной сон, сидение или лежание в состоянии бодрствования и т.д.)
4.Работа в тетради.
-Перенесите схему в тетрадь
-Так каким бывает отдых? (отдых бывает активным и пассивным)
5.Беседа, сопровождающаяся схемами, заданиями.
-Сон – это физиологическая потребность человека и единственный пассивный вид отдыха для восстановления сил, который применяется исключительно отдельно без элементов какой-либо активности.
-Пассивным отдыхом еще можно назвать спокойный отдых на природе (на пляже, у костра) или дома:
-Разумно всегда сочетать активный отдых с пассивным одновременно!
-Сегодня мы и заострим внимание именно на плавном сочетании активного семейного отдыха с пассивным.
Релаксминутка
-А теперь сложили руки в замок – выпрямили их вперед и потянулись – выпрямили руки вверх и потянулись. Сели удобно и положили руки на колени – расслабились. Дыхание спокойное и ровное, смотрим релаксационный ролик (просмотр ролика).
-Сосредоточились.
-Над какой темой мы работаем сегодня? (Мы работаем над темой «Организация досуга и отдыха в семье»)
-Ребята, а релаксационный ролик как-то связан с нашей темой? (Да, связан. В нем прослеживается сюжетная линия верной любви птиц-лебедей, создание лебединой семьи и рождение птенцов, наслаждение счастьем).
Формы организации семейного досуга:
Совместная прогулка
-Где можно прогуляться с семьей?
-На чем или на ком можно прогуляться? (после ответов учащихся открываются изображения на слайде и проговариваются возможные виды прогулки).
Можно прогуляться в парк, на лошадях, в лес, к реке, на праздник под открытым небом, на велосипедах.
Отдых на природе
-Как можно отдохнуть на природе? (после ответов учащихся открываются изображения на слайде и проговариваются возможные виды отдыха на природе).
Можно пособирать грибы, ягоды, сходить на рыбалку, устроить пикник, игры и состязания на свежем воздухе.
-Это одновременно и прогулка, и семейное общение, и получение знаний об окружающей нас среде. Вы можете рассказывать ребенку о растениях и животных леса, ознакомить их со съедобными грибами, рассказать о том, что с некоторыми растениями нужно быть осторожными.
Семейная фотосессия
-Где можно устроить съемки? (после ответов учащихся открываются изображения на слайде и проговариваются возможные виды мест для семейных съемок).
Для сохранения традиций и семейных ценностей совместные фотографии играют огромную роль. Фотосессию можно осуществить как на природе, так и дома или в профессиональной студии. Съездить к бабушке с дедушкой.
Совместный поход в тренажерный зал
-Какие спортивные залы можно посетить с семьей? (после ответов учащихся открываются изображения на слайде и проговариваются возможные виды спортивных залов).
-Это один из интересных вариантов вида отдыха с семьей, который будет полезен как для тела, так и для души. Выберите такой тренажерный зал, чтобы каждый член семьи нашел занятие интересное именно для него: лечебная физкультура, теннис, баскетбол, бассейн, а также, чтобы вы смогли оставить детей под надежным присмотром детских тренеров.
Поход в культурное учреждение
-Какое культурное учреждение мы можем посетить всей семьей?
Кинотеатр, цирк, музей, театр.
Экскурсии
-Куда мы можем отправиться на экскурсию?
-На экскурсию можно отправиться по своему родному городу – наверняка осталось много мест, где вы еще не бывали, например, к интересным Биробиджанским памятникам:
-Мне очень хочется остановиться чуть подробнее на памятниках, напоминающих о семье.
Рекомендую совершить экскурсию к этим памятниксм.
В плохую погоду:
-Как можно отдохнуть в плохую погоду дома? (после ответов учащихся открываются изображения).
Совместный просмотр любимых фильмов дома.
Семейные конкурсы с объявлением победителя: приготовление вкусных блюд, конкурс на лучшую фотографию, рисунок и т.д.
Можно найти все интересные семейные фотографии и сделать на компьютере фото-презентацию с заставками.
Спокойные игры с детьми.
IV.Закрепление.
-Посмотрите на наш цветок – это яркий, красочный цветок. Чтобы семейная жизнь была такой же яркой и разнообразной надо её самим такой сделать!
-Так какие же формы организации досуга мы сейчас разобрали? Перечислите (после ответов учащихся появляется текст на лепестках цветка и дети еще раз зачитывают).
-Как бы вы не решили провести воскресный выходной, самое главное - это то, что вся ваша семья день будет вместе и на семейном климате это отразится только благоприятным образом!
-Запомните этот цветок «Семейный досуг» - один из основных залогов в семейном счастье!
Работа в тетради.
-Вклеим цветок в тетрадь.
Продолжение беседы.
-Из всего выше сказанного мы можем прийти к выводу, что целями семейного отдыха являются (учащиеся пробуют ответить, затем – слайд с текстом)
Вывод: У каждого человека должна быть семья, пусть маленькая, но она должна быть. Все наши первые открытия и достижения происходят в семье: родители помогают нам познакомиться с миром, учат нас ходить, общаться с людьми. Семья прививает нам определённые ценностные ориентиры и жизненную позицию. В каждой семье есть свои праздники, традиции, мечты, стремления. Одним из важнейших правил дружной семьи является проведение совместного досуга. Ведь это то, что объединяет всех членов семейного круга, помогает почувствовать себя единой командой. Такое времяпрепровождение является одним из наиболее полезных, так как родители и дети могут лучше понять друг друга, раскрыться, разрешить семейные вопросы.
Тест.
V. Домашнее задание.
И никогда не забывайте, что в семье очень важно уметь организовать досуг – от этого будет зависеть крепость и сплоченность вашей семьи.
-Над какой темой мы работали на уроке? (пустой слайд, после ответа – тема)
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Что вы конкретно для себя взяли полезного из урока?
Давайте, приложим руки к сердцу: ведь именно там, согласно древним легендам, живёт Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, даёт силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел… Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте, выйдя из кабинета, вернувшись домой, подарим Любовь своим близким людям. А как это сделать – подскажет сердце.
2.Выставление оценок.
-Урок окончен. Спасибо.
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных
Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень
Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным
И наконец, седьмое – чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
8