Статья «Социальное партнёрство в интересах семьи и детей»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, окружающий его мир, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер.
Задача коррекционного процесса — воспитание полноценной личности. Необходимо создавать условия для свободного общения воспитанника с коллективом. Сделать все для того, чтобы у детей появилась возможность как можно раньше получить квалифицированную помощь для того, чтобы помочь детям овладеть навыком правильной, грамотной и красивой речи.
Чаще всего в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна, он этого зачастую просто не осознаёт. В процессе взросления ребёнка расширяется и круг его общения в окружающем его мире, поэтому очень важно, чтобы его речь понимали не только близкие люди, но и сверстники, и взрослые. Из этого следует то, что чем раньше ребёнок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе, в социуме.
Особое значение приобретает вопрос о правильном звукопроизношении и грамотной речи с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.
С первого дня пребывания в школе детям приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, писать и недостатки речи обнаруживаются мгновенно.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят, то есть как слышат. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных, с нарушением фонематического слуха.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания.
При обследовании детей, и дальнейшем устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, под влиянием которых возникают эти речевые нарушения. К этиологическим факторам относят внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
Организация всего коррекционного процесса зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы. Поэтому для каждого ребёнка необходимо подбирать индивидуальный план коррекционного воздействия.
В коррекционном процессе необходимо учитывать структуру дефекта, определять ведущие нарушения, соотносить первичные и вторичные симптомы.
Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.
Первое теоретическое обоснование комплексного подхода было дано в работе Л. С. Выготского .Он подчеркивал значимость лечебной педагогики в коррекционной работе с детьми с особыми нуждами.
Доктор медицинских наук Е.М. Мастюкова, которая посвятила свою жизнь дефектологии и изучению аномальных детей, в своих работах подчёркивает, что лечебная педагогика способствует более успешной коррекции недостатков в развитии ребенка. Особое внимание она уделяет сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями, подчеркивая, что эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей.
В теории отечественной логопедической науки комплексный подход является одним из основных принципов анализа речевых нарушений. Он означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка — анализ речевой патологии на основе взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Идея комплексного подхода в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями акцентируется на диагностических аспектах этой помощи. В нашем центре комплексный подход в коррекционном процессе на практике реализуется во взаимосвязи работы логопеда, психолога, социального педагога, физиотерапевта, медицинского персонала, инструктора по труду.
Разрабатываемые индивидуальные программы направлены на решение следующих задач:
- своевременное выявление комплекса причин, приводящих к нарушению и задержке психоречевого развития ребенка;
- предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений психоречевого развития ребенка;
- создание условий для обеспечения комплексной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах медико-социальной психолого-педагогической диагностики;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Проблема комплексного подхода к преодолению речевых нарушений у детей освещается в исследованиях М. Л. Барановой. Комплексный подход к коррекционной работе в своих работах она определяет как целостную систему взаимодействия специалистов в ходе коррекционно-развивающего процесса, четкое понимание каждого из специалистов своей роли и своих задач в едином процессе комплексной коррекции отклонений в развитии. В своих трудах она подчеркивает актуальность системного, комплексного подхода к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
В процессе логопедической работы я работаю в тесной взаимосвязи с педагогом-психологом. Работа психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей, которому очень подвержена категория детей, с которыми мы работаем. Иногда отрицательный психологический настрой ребёнка тормозит коррекционный процесс, в таких случаях психолог помогает мне найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Исходя из практики своей работы, могу с уверенностью сказать, что если «ключик» к ребёнку подобран верно, это позитивно влияет, а порою ускоряет достижение положительных результатов коррекционного процесса. Так же очень важным в нашей работе с детками, у которых диагностировано нарушение речи является создание положительного психо-эмоционально фона. Мы стараемся проводить психотерапевтическое воздействие в течение всей логопедической работы: помогаем ребёнку увидеть его положительные результаты, учим радоваться его маленьким, но очень важным, победам, убеждаем в том, что ребёнок обязательно будет говорить красиво и правильно.
Очень важной для меня является взаимосвязь в коррекционном процессе с воспитателями. Я знакомлю педагогов с этапами коррекционного процесса, на которых находится ребёнок, для того, чтобы они имели возможность делать подборки игр и упражнений, речевого материала с учётом этапа коррекции звукопроизношения. Воспитатели, находясь длительное время рядом с ребёнком, помогают контролировать его речь и звукопроизношение в естественной для ребёнка среде, что позволяет достигнуть скорейшей автоматизации звуков, подлежащих коррекции.
Наша совместная работа с музыкальным руководителем направлена на развитие фонематического слуха, развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, мелкой моторики мышц рук, активизации внимания, воспитанию и восприятию музыкального ритма, формирование умения координации речи с движением, ориентировки в пространстве. Музыкальным руководителем активно используются игры, направленные на различение музыкальных звуков по высоте, звуков, издаваемых различными музыкальными инструментами, проводятся распевки, при которых задействуются те звуки, которые на данный момент находятся на стадии автоматизации.
Большинство ребят, с которыми я работаю, соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляемы; отрицательно сказываются на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Наша совместная работа с инструктором по физическому воспитанию направлена на развитие ритмизации движений, умения управлять собой, своим телом, на снятие общей скованности и напряжения. На своих занятиях инструктор по физвоспитанию проводит упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводится самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр. На индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием различных пальчиковых гимнастик, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.
В процессе коррекционной работы наблюдается то, что наряду с проблемами недоразвития речи актуальными становятся проблемы эмоционально-личностного развития ребёнка. К наиболее распространенным эмоционально-личностным проблемам детей относят: агрессивное поведение, скованное поведение, застенчивость, пассивно-агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, гиперактивность, обособленность, тревожность и т.д. Баранова М.Л. считает, что даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные методы помогают более глубокой коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии.
На сегодняшний день в нашем центре специалисты используют такие методы нетрадиционного воздействия:
сказкотерапия (лечение с помощью сказок);
гарденотерапия (взаиможействие ребёнка с природой);
пескотерапия (лечение с помощью песка);
игротерапия (лечение в процессе игры);
смехотерапия (лечение смехом);
арт-терапия (лечение с помощью искусства и творчества);
воскотерапия (лечение воском);
ароматирепия (лечение с помощью эфирных масел);
музыкатерапия (лечение с помощью музыки);
хромотерапия (цветотерапия, светотерапия),(влияние на организм света и цвета);
су-джок терапия (лечение воздействием на определённые точки тела) и.д.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, приходим к выводу о необходимости комплексного подхода, социального партнёрства в коррекционном процессе, направленном на преодоление нарушений звукопроизношения речи у детей и сопутствующих этому проблем. На мой взгляд, едва ли не самую важную роль в коррекционном процессе выполняет алгоритм «специалист-ребёнок-родители». Родители должны осознавать важность формирования и развития речи ребёнка. Заметив проблему в развитии речи своего малыша, родители должны как можно раньше обратиться за помощью к квалифицированным специалистам и принимать активное участие в процессе коррекционной работы. Работая с детьми с нарушениями речи и их родителями, я прослеживаю закономерность того, что успешные результаты коррекционной работы зависят от осознания родителями проблемы своего ребёнка и от степени участия их в коррекционном процессе. Для того, чтобы родители были активными участниками такого алгоритма, как «специалист-ребёнок-родители», в нашем центре специалисты, работающие с детьми, приглашают родителей для бесед, консультаций, направленных на того, чтобы родители могли в домашних условиях продолжать коррекционный процесс; предлагают принять участие в мероприятиях, посвящённых психическому и физическому улучшению состояния ребёнка.
Литература и источники:
Винтаева Т.Н., Чендырева Н.В. «Разработка индивидуальных образовательных программ по развитию речи дошкольников с ДЦП.»
Салова Н.С. «Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.» Толопченко В.В., Швед О.В., Колодяжная Т.П.
Толопченко В.В., Швед О.В., Колодяжная Т.П. «Комплексный подход в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые и эмоционально-личностные нарушения.»
Нургалиева Ляля Равильевна
Брызгалова Наталья