Статья «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
МБОУ Одинцовская СОШ №1 дошкольное отделение- детский сад №23
СТАТЬЯ
«Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Автор : воспитатель высшей кв. кат.
Петросян С.Ж.
Одинцово 2023
Сухомлинский В.А. сказал: «Главный смысл и цель семейной жизни -воспитание детей.»
Ключевые слова семейное воспитание, семья, личность, детство.
Семейное воспитание - это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. Поэтому рассмотрение этой темы сейчас актуально, так как важность семьи постепенно возрастает, осознается ее роль в развитии подрастающего поколения - ведь именно в семье у ребенка формируется модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и другихблизких.
Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Так же семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей. Как историческая категория, сегодня, семья изменилась. Современная семья уже лишилась многих функций цементирующих ее в прошлом, например производственную, охранительную. На сегодняшний день, для людей, образующих семью важными остаются обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, в воспитании детей. Для детей как членов семьи она остается средой, в которой происходит их первичная социальная ориентация.
Традиционно главным институтом воспитания детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский).
Дошкольный возраст - период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3-4 г.), средний (4-5 л.) и старший (5-7 л.).
Именно дошкольный возраст - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие всех систем и функций детского организма. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладение новыми видами деятельности. На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной
доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности.
Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений.
По исследованию педагогов можно дать предварительное описание современного дошкольника. Это человек преимущественно играющий, приобщенный к сверстникам через игру. Ему свойственна тяга к необычному преломлению впечатлений обыденной жизни в формах сюжета игры, содержаний разговоров друг с другом. Ребенок открыт для восприятия жизни других возрастных сообществ - школьников и взрослых, и у него есть вполне определенные установки по отношению к ним. Он активно накапливает опыт взаимодействия с миром, фундамент для следующего возрастного периода.
«Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний» (В.А. Сухомлинский).
Дошкольное воспитание детей - это своеобразный фундамент, с которого начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье очень важно, его можно условно разделить на два основных направления. Первое - подготовка к школе, второе - развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни. Родителям необходимо подготовить ребенка к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям и навыкам общения, а главное - любви и заботе.
Семья - это самое главное, что есть в жизни любого ребенка. Первое, что чувствует при рождении малыш - это прикосновение матери и без этого он уже не может жить. Улыбка мамы, голос папы - это первые эмоциональные воздействия которые испытывает ребенок. И естественно, что папа и мама, главные люди в жизни ребенка которым он будет подражать, учиться у них. Поэтому семья играет главную роль в воспитании ребенка на всех этапах его жизни.
Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта создаются в семье. Семейное воспитание - это процесс взаимодействия родителей и детей, который должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.
Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт еще очень мал, сознание часто подчиняется эмоциям. Это важно учитывать при организации жизни
взрослых детей в семье факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. У властных родителей вырастают дети неуверенные в себе, инфантильные, а порой и агрессивные. Грубость, неуважение, раздражительность также перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя на ребенке вымещать свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что взрослые должны перекладывать свои проблемы на плечи ребенка.
К сожалению, современные отношения родителей и детей характеризуются эмоциональной бедностью и дефицитом общения, отсутствием обмена ценностями, дефицитом тактильных ощущений. Конечно, это связанно с ритмом современной жизни, с проблемами материального обеспечения и заботой о материальном благополучии, дефицитом времени у родителей. А ребенок нуждается в заботе, ласке, семейном тепле. Поэтому необходимо в каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать ребенка, создавать условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, радость, ласка, семейное тепло и удовольствия исходят от родных папы и мамы, бабушки и дедушки.
Практика показала, что чем больше родители познают ребенка, организуют дома его занятия, труд и главное - игры, тем спокойнее атмосфера в семье. Дети должны сами уметь играть, но научить их этому должны родители, а тем более важно, продолжая весь дошкольный период жизни ребенка, проводить совместные игры. Во время игры родители могут научить малыша смотреть на себя глазами других людей, стремиться к справедливости, к доверию друг другу, закладывают основы к трудолюбию, желание заботиться не только о себе, но и о других. И самое главное - игра имеет особое значение для эмоционального развития детей. А родителям совместная игра с ребенком дает мощный психотерапевтический эффект, возможность быть ближе и понятнее ребенку, развивает творческие и коммуникативные способности. Экзюпери А. сказал: «Все взрослые сначала был детьми, только мало кто из них об этом помнит».
Семейное воспитание - это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком. Руссо Ж. сказал: «Величайшая ошибка, которую можно только сделать в деле воспитания - чересчур торопиться. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью». Нужно помнить, что «Ребенок учится тому, что видит у себя дома». Эту истину знают все, но часто о ней забывают.
Родители должны уважать в своем ребенке личность и стараться принимать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья для ребенка - это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. И будучи ее членом, ребенок состоит в определенных отношениях с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому, можно утверждать, что без участия родителей в полной мере невозможно решить задачи воспитания полноценной личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Обобщая всё сказанное выше, касаясь тех проблем, о которых говорилось, неизменной остается мысль, что родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми. И если взрослый вдруг захочет понять другого, ему непременно придется повернуть глаза и уши на него, настроить свой ум и чувства на его мысли и желания.
Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей. Правильная, разумная любовь матери и отца помогают ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.
Список литературы:
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.: «Речь», 2007.
2. Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника в мире прекрасного. - М., 2005.
3. Никитина О.З. Лекции по «психологии детства». - СПб., 2015.
4. Соловейчик С. (составитель) В.А. Сухомлинский. О воспитании. - М. «Политиздат», 1975.
5. Шипицына Л.Н. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-пресс», 2008.
6. Практический журнал «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения». - 2009. - № 9.
10