"Туалетные принадлежности"
Конспект по
социально - бытовой ориентировке
в младшей группе «Подсолнух»
по стандартам ФГОС детского сада № 49 «Тополёк»
«Туалетные принадлежности».
Учитель-дефектолог (тифлопедагог):
Нургалиева Ирина Ватымовна
Дата проведения: 6.10.2025 г.
г.Псков
Форма занятия: подгрупповое
Возрастная группа: младшая (3-4 года)
Продолжительность занятия: 15 мин.
Тема занятия: «Туалетные принадлежности».
Тип занятия: усвоение новых знаний и способов действия.
Цель: учить узнавать, показывать и называть туалетные принадлежности (мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста, расчёска), активизировать компенсаторные функции (тактильную).
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с туалетными принадлежностями: мыло, полотенце, расчёска, зубная щётка, зубная паста.
2.Учить понимать назначение туалетных принадлежностей.
3.Учить соблюдать последовательность (алгоритм) действий в процессе мытья рук и лица.
4.Дать детям знания о необходимости ухода за лицом, за руками, за зубами, за волосами.
5.Учить зрительно - тактильному способу обследования предметов туалета (мануальный).
6.Учить рисовать на расчёске прямые линии - зубчики, правильно держать фломастер.
Коррекционные:
1.Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительное и слуховое восприятие.
2.Развивать тактильную чувствительность, осязание, мелкую моторику рук.
Развивающие: развивать память, мышление, речь.
Воспитательные: воспитывать желание помогать.
Словарная работа:
Предметы: мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста, расчёска, туалетные принадлежности.
Признаки: чумазая, грязный, непричесанная, лохматая.
Действия: умываться, чистить, причесаться, провести линии снизу вверх.
Оборудование: картинки с изображением крана с водой, мыла, полотенца, зубной щётки, зубной пасты, расчёски; схемы - алгоритмы умывания лица и рук; кукла чумазая, кукла лохматая, кукла сладкоежка, "Чудесный мешочек",туалетные принадлежности (мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста, расчёска), фантики от конфет, завёрнутые как конфета; иллюстрации зубов здоровых и с кариесом, иллюстрации полезных и вредных продуктов питания; фломастеры, нарисованный контур расчёски без зубчиков на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1.Вводный этап. Организационный момент. Педагог рассказывает детям, что слышал разговор кукол. Одна кукла говорила, что не любит умываться, другая - не любит расчёсываться, а третья - любит есть много конфет и жаловалась, что у неё болят зубки.
2.Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач).
1)Педагог предлагает детям найти куклу чумазую, которая не любит умываться, у неё грязные нос и руки. Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
-Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Чёрные ладошки; на локтях — дорожки.
-Я на солнышке лежала, руки кверху держала. ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
-Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала? Кончик носа чёрный, будто закопчённый.
-Я на солнышке лежала, нос кверху держала. ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
После прочтения педагог выясняет, есть ли среди нас дети «чумазые»? (Ответы детей.) Педагог интересуется у детей, хорошо ли быть грязным, чумазым? Можно ли отмыть грязь только водой? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Один ребёнок на ощупь находит в мешочке мыло. Педагог предлагает детям научить куклу чумазую умываться. Обращает внимание детей на алгоритмы действий во время умывания лица и рук.
Педагог проводит пальчиковую гимнастику «Мою руки»:
Мыло бывает разным-преразным: (намыливают руки)
Синим, зелёным, жёлтым и красным.
(сжимают и разжимают кулачки) Но не пойму, отчего же всегда
(удивляются, разводят руки в стороны, приподнимают плечи) Чёрной-пречёрной бывает вода?
(расслабляют мышцы тела,опускают плечи)
Педагог предлагает кукле умыть лицо и руки водой с мылом, чтобы вся грязь смылась. Интересуется, чем куклу будем вытирать? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Один ребёнок на ощупь находит полотенце, вытирает куклу. Педагог обращает внимание детей, что кукла теперь чистая, красивая!
Педагог уточняет, что мыло и полотенце мы можем назвать обобщающими словами - туалетные принадлежности. (Дети повторяют.)
Педагог предлагает сделать детям зрительную гимнастику «Согреем глазки», чтобы глаза отдохнули: дети трут ладонь о ладонь, закрывают глаза и прикладывают ладони на закрытые веки («согревают глазки»). Повторяют несколько раз.
2)Педагог предлагает детям найти куклу сладкоежку, взять у неё по одному фантику, развернуть фантик и пошуршать им. (Дети шуршат фантками.) Педагог спрашивает у детей, можно ли есть много сладкого? Почему нельзя? (Ответы детей). Педагог объясняет, что сладости - это вредные продукты питания и есть их много нельзя, потому что будут болеть зубы (показывает иллюстрации здоровых зубов и зубов с кариесом). Чтобы зубы были здоровыми, надо есть полезные продукты питания (демонстрирует иллюстрации молочных продуктов, овощей, фруктов). Кукла обещает, что больше не будет есть много конфет, ведь у неё уже болят зубки. Педагог обясняет, что если заболели зубы, то надо их лечить - идти к зубному врачу.
Педагог рассказывает, что за зубами надо ухаживать, тогда они будут здоровыми. Для этого зубы надо чистить.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Один ребёнок на ощупь находит зубную щётку, другой - зубную пасту. Педагог уточняет, что зубную щётку и зубную пасту мы можем назвать обобщающими словами - туалетные принадлежности. (Дети повторяют.)
Педагог предлагает детям научить куклу сладкоежку чистить зубки.
Проводится подвижная игра "Зубная щётка":
Зубную щётку ты кукла возьми и к зубкам своим поднеси.
Чисти зубки: раз, два, три. Раз, два, три.
Вот так зубки, посмотри, посмотри.
Дети сжимают кулачок правой руки, подносят ко рту, совершают 4 движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз; на последнюю строчку - движения указательным пальцем правой руки вдоль губ и улыбаются.
3)Педагог предлагает детям найти куклу непричесанную, лохматую. Педагог обращает внимание детей на внешний вид куклы, выясняет, почему она непричесанная, лохматая. Кукла объясняет детям, что у неё сломалась расчёска. Педагог просит детей помочь кукле - нарисовать расчёску и подарить кукле, тогда кукла причешется и не будет лохматой, а будет причесанной, опрятной.
Дети садятся за столы, фломастером рисуют прямые линии - зубчики на расчёске - картинке по прорисованным карандашным линиям. Дети дарят расчёски кукле. Педагог уточняет, что расчёски мы можем назвать обобщающими словами - туалетные принадлежности. (Дети повторяют.)
Педагог предлагает детям отдохнуть сделать зарядку.
Физкультурная минутка «Зарядка» (движения выполняют по тексту):
Каждый день по утрам мы делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Руки поднимать, руки опускать. Руки поднимать, руки опускать.
Приседать и вставать. приседать и вставать.
Прыгать и скакать, прыгать и скакать.
3.Заключительный этап. Итог занятия. Педагог ещё раз обращает внимание детей на предметы туалета: мыло, полотенце, расчёску, зубную щётку, зубную пасту и называет эти предметы обобщающими словами - туалетные принадлежности.
Педагог уточняет у детей, кто к нам приходил сегодня в гости? Чему вы научили кукол? Назовите туалетные принадлежности. (Ответы детей.)