Новизна, актуальность практическая значимость программы туризма
1.Пояснительная записка
Новизна, актуальность практическая значимость программы
Программа туристического объединения позволяет в себя включить достаточно большой диапазон видов деятельности, которые в комплексе не обозначены ни одной типовой программой.
Новизна программы заключается в совмещении туризма, краеведения, активного отдыха и позволяет по окончании 3-летнего курса обучения подготовить квалифицированного спортсмена-туризма по всем разделам, затронутым в данной программе.
Актуальность программы определяется возросшим интересом к туристской деятельности, обусловленным необходимостью в квалифицированных специалистах, способных на высокопрофессиональном уровне организовывать туристские походы, экспедиции, соревнования и т.д. Воспитанники 3 года обучения сориентированы на оказание помощи в работе с младшими группами, организацию и проведение соревнований.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности воспитанниками объединения.
Цель и задачи программы
Цель:
Дополнительное образование и социальное воспитание детей и подростков в процессе занятия туризмом для создания гармонически развитой личности.
Задачи:
• организация работы по воспитанию у детей и подростков достойного отношения к русской культуре, истории России;
• развитие творческих способностей подростков и получение ими полезных практических навыков через организацию досуга;
• профилактика детских правонарушений и конфликтных ситуаций в семье через совместную c подростками развивающую, познавательную деятельность;
• развитие организаторских способностей, навыков руководства коллективом;
• создание социально-психологической атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки;
• обучение членов объединения навыкам медицинского самоконтроля, спасательных работ, оказанию первой медицинской помощи, действиям в экстремальных ситуациях;
• привитие членам объединения экологической культуры;
• организация инструкторско-методической работы и создание базы данных, позволяющих обобщить опыт работы туристских объединений и организаций.
Отличительные особенности программы
Особенность программы заключается в том, что воспитанникам предоставляется возможность выбора рода деятельности в рамках данного туристского коллектива, исходя из собственного опыта и предрасположенности. Уже с первого года обучения воспитанники на практике получают представления о разных видах туризма. А трехгодичный цикл обучения позволяет планомерно и постепенно приобретать и закреплять навыки, необходимые для высших спортивно-туристских достижений: организации и проведения безаварийных путешествий максимально допустимой категории сложности по пешему, водному, горному, лыжному туризму, а так же для успешного выступления в соревнованиях и туристскому многоборью различного уровня.
Постепенность получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике во время учебно-тренировочных выходов, сборов и походов, ведет к прочному усвоению материала.
Социальная ориентация программы позволяет по итогам учебной и творческой деятельности использовать творческий потенциал воспитанников 3 года обучения при подготовке и проведении соревнований и массовых мероприятий районного и окружного уровня.
Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких возрастных групп в одной школе, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких, в том числе коллективов (в данном случае туристских групп).
Возраст детей
Данная авторская программа рассчитана на подростков от 13 до 17 лет и предполагает различные виды деятельности для детей разных возрастов, учитывает психофизиологические особенности, половые различия, интересы детей и потребности родителей в дополнительном образовании и социальном воспитании. Набор обучающихся в группу свободный.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года.
Формы и режим занятий
Формы организации занятий: массовые (проведение коллективных творческих дел объединения, праздники, лагеря, соревнования), групповые (сборы группы, походы), мелко-групповые (тренировки), индивидуальные (тренировки, беседы), работа с родителями (родительские собрания, совместные творческие дела, походы)
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2,5ч. В общей сложности за год проводится 34 занятия или 85ч.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.
Планируемые результаты после 1-го года обучения:
овладение детьми основ туристической подготовки;
овладение детьми техникой и тактикой прохождения тур. полосы, как лично так и командой;
участие в туристско-краеведческих соревнованиях в качестве участников;
воспитание характера.
Планируемые результаты после 2 – го года обучения:
более глубокое изучение основ туристической подготовки.
более глубокое овладение детьми техникой и тактикой прохождения тур. полосы.
участие в туристско-краеведческих соревнованиях района и области.
формирование навыков самодисциплины, самовоспитания.
Планируемые результаты после 3-го года обучения:
в совершенстве владеть техникой и тактикой туристической подготовки;
участие в туристско-краеведческих соревнованиях района и области.
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления детьми знаний и опыта проводятся соревнования в группа по техническим навыкам, которые применяются в туристических соревнованиях, как особая форма оценки результатов освоения материала. Формами промежуточного и итогового контроля являются районные соревнования между учащимися школ, кружковцев по пешеходному и лыжному туризму, туристско-краеведческая олимпиада.
2. Учебно - тематический планирование
№ п/п |
Разделы программы |
Часовая нагрузка по годам обучения |
||
1 |
2 |
3 |
||
1. |
Основы туристической подготовки |
44 |
37 |
40 |
2. |
Топография и ориентирование |
20 |
18 |
9 |
3. |
Краеведение |
3 |
6 |
8 |
4. |
Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности |
6 |
6 |
6 |
5. |
Общая и специальная физическая подготовка |
12 |
14 |
16 |
6. |
Начальная судейская подготовка |
- |
4 |
6 |
Итого: |
85 |
85 |
85 |
2.Содержание программы
1 год обучения
1. Основы туристической подготовки.
1.1. Туристические путешествия, история развития туризма
Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитание самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Туристические нормативы и значки. «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, по туристскому многоборью.
1.2. Воспитательная роль туризма.
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Духовные и физические возможности природной и социальной среды в развитии личности. Общественно-полезная работа. Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе. Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, упорства, самостоятельности, инициативы, решительности, смелости, выдержки, самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.
1.3. Техника и тактика туристических этапов
Техника и тактика прохождения этапов (лично и командой):подъём, траверс, спуск по склону на схватывающем узле и с командной страховкой; переправа по бревну; переправа по навесной переправе; переправа по параллельной переправе; вязка узлов
Практические занятия: Помощь преподавателю в наведении этапов. Прохождение этапов лично, командой, гонкой патрулей на время и без времени.
1.4. Организация туристского быта.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.) Выбор места для привала, ночлега. Основные требования к месту ночлега. Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Уход за одеждой обувью в походе. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Практические занятия: Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывания лагеря. Разведение костра.
1.5. Подготовка к походу, слёту.
Определение целей и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчётов о походах, запросы в местные образовательные учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут. Разработка маршрута, составление плана графика движения. Подготовка личного и общего снаряжения.
Практические занятия: Изучение маршрута походов. Составление плана графика движения. Подготовка личного и общего снаряжения.
1.6. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.
Значение дисциплины, при преодолении естественных препятствий. Обеспечение безопасности – главное требование к каждому туристскому походу. Основные причины возникновения опасности, связанные с дисциплиной туристов, плохой подготовкой похода, климатическими условиями.
Правила поведения туристов в лесу, на воде, во время грозы, при преодолении естественных препятствий. Сигналы бедствия.
Практические занятия: Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъёмов. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
1.7. Туристские слёты, соревнования, олимпиада
Задачи туристских слётов и соревнований. Организация слётов, судейская коллегия, участники. Положение о слёте и соревнованиях, условия проведения. Выбор места проведения, размещение участников и судей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информация. Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение, охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для проведения соревнований и оформления места проведения. Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слётов, соревнований, олимпиад.
Практические занятия: Выступления в соревнованиях в качестве участников.
1.8. Подведение итогов похода, соревнований, олимпиады.
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, фильмов. Составление отчёта о походе. Организация выставки и итогового вечера.
Практические занятия: Оформление туристического уголка, альбома, фото дневника. Подготовка выставки о работе. Обсуждение похода и подведение итогов, оформление документации. Подготовка итогового вечера.
2.Топография и ориентирование
2.1. Понятие о топографии и спортивной карте
Знакомство с топографической картой и с топографическими знаками.
Практические занятия: Зарисовка топографических знаков (50 знаков), чтение топографической карты. Зарисовка новой группы топографических знаков. Топографический диктант. Разбор диктанта, повторение плохо усвоенных топографических знаков.
2.2. Условные знаки.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топо-знаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на карте. Отметки высот, урезы вод. Характеристика местности по рельефу.
Практические занятия: Изучение местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефов. Топографические диктанты, игры, мини соревнования.
2.3. Ориентирование по горизонту, азимут
Основные направления на стороны горизонта: С, Ю ,З ,В. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»). Определение азимута, его отличие от простого угла (чертёж). Азимут истинный и магнитный. Азимутальное кольцо.
Практические занятия: Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов.
2.4. Компас. Работа с компасом
Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Типы компасов. Ориентир. Что может служить ориентиром.
Практические занятия: Ориентирование карты по компасу. Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.
2.5. Измерение расстояния.
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Величина среднего шага, его измерение. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение расстояния по времени движения.
Практические занятия: Измерение своего среднего шага (пары шагов). Построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы.
3. Краеведение
3.1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.
Климат, растительность и животный мир нашего края. Рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места. Предприятия края. Знаменитые люди края. Охрана памятников истории и культура. Охрана природы. Изучение законов об охране природы.
Практические занятия: Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути. Оформление отчётов и выставок. Подготовка докладов, сообщений о достопримечательных местах края. Проведение краеведческой викторины.
3.2. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Экскурсия в краеведческий музей. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, путевой очерк. Сбор краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки.
Фотографирование в походе.
Практические занятия: Фотографирование в походе. Посещение музеев.
3.3. Изучение района путешествия.
Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка докладов о районе похода.
Практические занятия: Подготовка и заслушивание докладов. По району предстоящего похода.
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.
Личная гигиена туриста: Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе.
Практические занятия: Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов.
4.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
Содержание походной аптечки. Составление походной аптечки. Перечень и назначение. Показания и противопоказания применения лекарственных препаратов.
Практические занятия: Формирование походной медицинской аптечки.
4.3. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному. Респираторные и простудные заболевания. Пищевые отравления. Желудочные заболевания. Укусы насекомых. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему.
4.4. Приёмы транспортировки пострадавшего.
Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на верёвке, вдвоём на поперечных палках. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия: Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.
5. Общая физическая подготовка
5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений.
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы системы). Мышцы их строение и взаимодействие. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья.
5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Врачебный контроль и самоконтроль. Показания и противопоказания к занятия различными видами туризма. Дневник самоконтроля.
Практические занятия: Ведение дневника самоконтроля.
5.3. Общая физическая подготовка
Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрута туристских походов. Требования к физической подготовке, её место и значение, разностороннее развитие спортсмена, успешное овладение техникой и тактикой.
Практические занятия: Упражнения для всех групп мышц. Упражнения с сопротивлением, со скакалками, гантелями. Подвижные игры и эстафеты, лёгкая атлетика, лыжный спорт. Спортивные игры.
2 год обучения
1.Основы туристической подготовки
1.1. Туристические путешествия, история развития туризма
Роль туристических походов, путешествий, экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма, углублении знаний, полученных в школе, воспитании самостоятельности, чувства коллективизма. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.
1.2. Личное и групповое туристское снаряжение
Требования к туристскому снаряжению; прочность, лёгкость, безопасность и удобство эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Личное и групповое снаряжение туриста. Подготовка снаряжения к походу с учётом сезона, условий похода. Снаряжение для краеведческой работы. Специальное снаряжение: верёвки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабина, репшнуры, альпеншток.
Практические занятия: Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения.
1.3.Техника и тактика туристических этапов
Техника и тактика прохождения этапов (лично и командой):подъём, траверс, спуск по склону на схватывающем узле и с командной страховкой; переправа по бревну; переправа по навесной переправе; переправа по параллельной переправе; вязка узлов (все этапы с самонаведением и снятием)
Практические занятия: Наведение этапов. Прохождение этапов лично, командой, гонкой патрулей на время и без времени.
1.4.Организация туристского быта.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.). Выбор места для привала, ночлега. Основные требования к месту ночлега. Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Уход за одеждой обувью в походе. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Практические занятия: Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывания лагеря. Разведение костра.
1.5. Подготовка к походу, слёту
Определение целей и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчётов о походах, запросы в местные образовательные учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут. Разработка маршрута, составление плана графика движения. Подготовка личного и общего снаряжения.
Практические занятия: Изучение маршрутов учебно-тренировочных походов. Составление подробного плана графика движения. Подготовка личного и общего снаряжения.
1.6.Туристские должности в группе
Заместитель командира по питанию, заместитель командира по снаряжению, проводник, краевед, санитар, фотограф.
1.7. Техника и тактика в туристском походе
Понятие о тактике в туристском походе. Тактика планирования нитки маршрута. Разборка плана-графика маршрута. Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Дневники. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки и т.д.
Практические занятия: Отработка техники движения и преодоление препятствий.
1.8. Туристские слёты, соревнования, олимпиада
Задачи туристских слётов и соревнований. Организация слётов, судейская коллегия, участники. Положение о слёте и соревнованиях, условия проведения. Выбор места проведения, размещение участников и судей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информация. Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение, охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для проведения соревнований и оформления места проведения. Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слётов, соревнований, олимпиад.
Практические занятия: Выступления в соревнованиях в качестве призёров или победителей.
1.9. Подведение итогов туристических слётов, соревнований, олимпиад, походов.
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, фильмов. Составление отчёта о походе. Организация выставки и итогового вечера.
Практические занятия: Оформление туристического уголка, альбома, фото дневника. Подготовка выставки о работе. Обсуждение похода и подведение итогов, оформление документации. Подготовка итогового вечера.
2. Топография и ориентирование
2.1. Топографическая и спортивная карта
Виды топографических карт, основные сведения о них. Кааие карты лучше использовать. Условные знаки карт. Спортивные карты, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах.
Практические занятия: Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа. Определение по горизонтали различных форм рельефа
2.2. Компас. Работа с компасом.
Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Взятие азимута на предмет.
Практические занятия: Упражнения по определение азимута, снятие азимута по карте. Тренировка по прохождению азимутальных отрезков.
2.3. Измерение расстояния
Способы измерения расстояния на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью обычной нитки, измерение расстояния шагами. Глазомерный способ измерения расстояния.
Практические занятия: Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Измерение различных отрезков на карте и на местности.
2.4. Способы ориентирования
Особенности ориентирования в различных природных условиях. Движение по легенде – подробному описанию пути. Ориентирование при условии отсутствия видимости. Ориентирование в походе с помощью топографических карт, не дающих полной информации видимости.
Практические занятия: Участие в соревнованиях по ориентированию.
2.5. Ориентирование по местным предметам.
Действие в случае потери ориентировки. Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потери ориентировки. Порядок действия в случае потери ориентировки. Поведение членов группы, необходимость жёсткой дисциплины и отсутствие паники.
Практические занятия: Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесные светила.
2.6. Соревнования по ориентированию
Виды и характер соревнований. Виды стартов. Жеребьевка команд и участников.
Практические занятия: Участие в соревнованиях по туристскому и спортивному ориентированию.
3. Краеведение
3.1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Климат, растительность и животный мир нашего края. Рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места. Предприятия края. Знаменитые люди края. Охрана памятников истории и культура. Охрана природы. Изучение законов об охране природы.
Практические занятия: Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути. Оформление отчётов и выставок. Подготовка докладов, сообщений о достопримечательных местах края. Проведение краеведческой викторины.
3.2. Изучение района путешествия.
Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка докладов о районе похода.
Практические занятия: Выбор и изучение района похода. Разборка маршрута.
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний
Личная гигиена туриста: Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе. Вредные привычки
Практические занятия: Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов.
4.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Составление походной аптечки. Перечень и назначение. Показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Индивидуальная походная аптечка
Практические занятия: Формирование походной медицинской аптечки. Сбор и использование лекарственных трав.
4.3. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному. Респираторные и простудные заболевания. Пищевые отравления. Желудочные заболевания. Укусы насекомых. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему.
4.4. Приёмы транспортировки пострадавшего.
Основное условие – обеспечение полного покоя повреждённой части тела. Положение пострадавшего при транспортировки. Способы транспортировки пострадавшего.
Практические занятия: Разучивание различных способов транспортировки пострадавшего, изготовление носилок и волокуш.
5. Общая физическая подготовка
5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений
Краткие сведения о строении человеческого организма: органы пищеварения, органы выделения, нервная система. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышения работоспособности, совершенствования двигательных качеств человека.
5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Врачебный контроль и самоконтроль. Показания и противопоказания к занятия различными видами туризма. Дневник самоконтроля.
Практические занятия: Ведение дневника самоконтроля.
5.3. Общая физическая подготовка
Практические занятия: Упражнения на все группы мышц, элементы акробатики, подвижные игры, эстафеты, лёгкая атлетика, лыжный спорт, плавание.
5.4. Специальная физическая подготовка
Практические занятия: Упражнения для развития: выносливости, быстроты, ловкости, прыгучести, силы, гибкости.
6. Начальная судейская подготовка
6.1. Правила судейских соревнований
Основные правила организации и проведения соревнований. Задачи и характер соревнований. Классификация соревнований. Положение о соревнованиях, работа мандатной комиссии. Требования к заявкам на участие в соревнованиях. Состав судейской коллегии, главный судья. Правила и обязанности судей. Меры по обеспечению безопасности при проведении туристских слётов, соревнований.
6.2. Работа судей на этапах
Старший судья и судьи на этапах, их права и обязанности внутри службы.
Практические занятия: Участие в планировании дистанции. Прохождение дистанций соревнований.
6.3. Работа служб старта и финиша.
Состав служб старта и финиша, распределение обязанностей. Виды старта. Выбор места для старта, финиша. Оборудование мест старта и финиша.
Практические занятия: Оборудование мест старта и финиша. Работа в составе служб старта и финиша.
3 год обучения
1.Туристическая подготовка (в избранном виде туризма)
1.1.Личное и групповое туристское снаряжение
1.2.Техника и тактика туристических этапов (самонаведение)
1.3.Организация туристского быта.
1.4.Подготовка к походу, слёту
1.5.Техника движения и тактика преодоления естественных препятствий в походе (самонаведение)
1.6.Подведение итогов туристических слётов, соревнований, походов.
2.Топография и ориентирование
2.1.Топографическая и спортивная карта
2.3.Ориентирование в сложных условиях
2.4.Соревнования по ориентированию
3.Краеведение
3.1.Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
3.2.Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры
4.Обеспечение безопасности
4.1.Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний
4.2.Техника безопасности при проведении туристских мероприятий
4.3.Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи, приёмы транспортировки пострадавшего
5.Общая физическая подготовка
5.1.Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
5.2.Общая физическая подготовка
5.3.Специальная физическая подготовка
6. Начальная судейская подготовка
6.1. Правила судейских соревнований
6.2. Работа судей на этапах
6.3. Работа служб старта и финиша.
Тематическое планирование по туризму
на 2014-2015 учебный год
Номер занятия |
Дата проведения |
Содержание занятий |
Кол – во часов |
1. |
Инструктаж по технике безопасности. Вязки узлов |
2,5 ч |
|
2. |
Техника спуска и подъёма |
2,5 ч |
|
3. |
Техника параллельной и воздушной переправ |
2,5 ч |
|
4. |
Техника вязки узлов (без времени и на время) |
2,5 ч |
|
5. |
Прохождения полосы препятствий |
2,5 ч |
|
6. |
Прохождение полосы препятствий (личная техника) |
2,5 ч |
|
7. |
Топографические знаки. Полоса препятствий (командная техника) |
2,5 ч |
|
8. |
Краеведение. Общая физическая подготовка |
2,5 ч |
|
9. |
Изучение родного края. Личная техника |
2,5 ч |
|
10. |
Полоса препятствий (личная и командная техника). Игра |
2,5 ч |
|
11. |
Изучение: зелёный пояс Славы, флора, фауна родного края. Вязка узлов. |
2,5 ч |
|
12. |
Техника спусков, подьёмов, прохождение траверса. |
2,5 ч |
|
13. |
Вязка узлов. Краеведение |
2,5 ч |
|
14. |
Подвижные игры. Общая физическая подготовка |
2,5 ч |
|
15. |
Краеведение. Изучение контурных карт |
2,5 ч |
|
16. |
Определение высоты и расстояния. Азимут на предмет |
2,5 ч |
|
17. |
Вязка узлов. Полоса препятствий |
2,5 ч |
|
18. |
Общая физическая подготовка. Подвижные игры |
2,5 ч |
|
19. |
Вязка узлов на время. Игра по выбору. |
2,5 ч |
|
20. |
Краеведению (ленинградская область). Туристические этапы. |
2,5 ч |
|
21. |
Прохождения этапов в связке. Подвижная игра. |
2,5 ч |
|
22. |
Прохождение этапов в связке на время. |
2,5 ч |
|
23. |
Спуск и подъём с наведением и снятием. |
2,5 ч |
|
24. |
Подвижные игры. Спуск и подъём с наведением и снятием. |
2,5 ч |
|
25. |
Общая физическая подготовка. Параллельная, воздушная переправа. |
2,5 ч |
|
26. |
Полоса препятствий. Правила судейства туристических этапов. |
2,5 ч |
|
27. |
Контрольная тренировка. |
2,5 ч |
|
28. |
Туристская полоса препятствий (личная техника) |
2,5 ч |
|
29. |
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений |
2,5 ч |
|
30. |
Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. Приёмы транспортировки пострадавшего |
2,5 ч |
|
31. |
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Специальная физическая подготовка |
2,5 ч |
|
32. |
Туристические путешествия, история развития туризма. Личное и групповое туристское снаряжение. |
2,5 ч |
|
33. |
Техника и тактика туристических этапов |
2,5 ч |
|
34. |
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Специальная физическая подготовка |
2,5 ч |
4.Материально-техническое обеспечение программы
Кружковые занятия проводятся в помещении МОУ КСОШ №3 (спортивный зал), местность («Тихая поляна», стадион школы). Для занятий используется следующее: аптечка, верёвки -диаметром не менее 10 мм., длина 20, 30, 40 метров; карабины; блоки и полиспасты; страховочные системы; опорные петли; средства транспортировки пострадавшего, палатки, тенты, топоры, пилы, костровой набор.
5.Список литературы
-Андреев Н.В. «Топография и картография» М.: Просвещение 1985
-Антропов К., Расторгуев В. Узлы. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994
-Бардин К. В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981
-Богданов М.Я., Краковяк Г.М.»Гигиена», издательство «ФиС» 1969
-Ковыш Э. Н. Соревнование туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990
-Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А. «Туристские слёты и соревнования» М.: Профиздат, 1984
-Константинов Ю.С. Туристические слёты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ 2000
-Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А «Подготовка судейских кадров по туристским соревнованиям» М.: Профиздат, 1982
-Лебединский Ю.В. «Слёты и соревнования юных туристов». – Горький, 1965
-Попчиковский В.Ю. «Организация и проведение туристских походов»,
«Спортивное ориентирование» М.: «ФиС», 1987
-«Физическая подготовка туристов» М.: ЦРИБ «Турист», 1985
-Богданов М.Я., Краковяк Г.М.»Гигиена», издательство «ФиС» 1969
-Под ред. Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: «Просвещение» 1991
-Константинов Ю.С. «Туристские соревнования учащихся» М.: ЦДЮТ 1995
-«Походная туристская игротека» М.: ЦРИБ «Турист» 1991
-«Физическая тренировка в туризме» М.: ЦРИБ «Турист» 1989