12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гиберт ирина Анатольевна39
1

Доклад на тему «Практическая значимость изучаемого материала на уроках географии»

«Практическая значимость изучаемого материала на уроках географии»

Автор-учитель высшей категории географии и биологии Гиберт Ирина Анатольевна МОУ «СОШ» пгт Кожва

В начальный период своего развития школьная география учила отвечать лишь на один вопрос – где? В результате развития географии как науки и как школьного предмета возникла более важная задача - научить школьника отвечать не только на вопрос - где? Но и на вопрос - почему? И в настоящее время важнейшей задачей преподавания, как известно является рассмотрение и изучение взаимосвязей природных элементов на определённой территории, выделение ландшафтов страны и объяснение их различий от места к месту.

Дальнейшее развитие школьного преподавания - осуществление политехнизации в обучении - приводит к необходимости учить школьников находить ответы не только на вопросы - Где? Почему? но также на вопрос - для чего? То есть учащиеся должны знать, как те знания, которые они получают, используются в практике жизни.

Другими словами, важно научить школьников видеть практическую значимость проходимого материала. Если учащиеся убеждаются в практической пользе получаемых знаний, они более глубоко и сознательно усваивают их, возрастает значение предмета в глазах ученика.

Разумеется, не всегда. В школьном курсе географии одинаково легко показать учащимся практическую ценность изучаемого материала, но везде необходим правильный методический подход к этому вопросу. Известно, что основным методом сообщения новых знаний является рассказ учителя, поэтому при рассмотрении поставленного вопроса следует предъявить определённое требование к этому рассказу. Прежде всего нужно избегать общих фраз. Допустим, учитель при изучении темы «Ориентирование» говорит учащимся, что уметь ориентироваться очень важно для путешественника, оно необходимо в военном деле и вообще для каждого человека при выборе правильного направления пути в незнакомой местности, для составления плана местности и т.д. При изучении темы «Воды суши» учитель сообщает, что изучение движения подземных вод имеет большое значение для строительства городов, посёлков, шахт, устройства водохранилищ, колодцев. При прохождении темы «План и карта» учитель говорит, что составлять план местности необходимо уметь экспедиционным работникам, военным и т.д. Всё это, безусловно, правильно. Однако подобный метод сообщения имеет существенный недостаток.

Рассказу ученики верят, но он не убеждает их. Для этого нужны характерные примеры. В этом случае учитель обычно конкретизирует свой рассказ интересными фактами. Рассмотрим некоторые примеры из научно-популярной литературы, позволяющие учителю конкретизировать приводимые положения. Говоря о важности ориентирования в военном деле, учитель приводит короткий рассказ бойца Советской Армии:

Одному подразделению нужно было в ненастный день идти по лесу на запад: видя слева от себя лишайники на стволах деревьев. А справа стволы без лишайников, солдаты довольно точно выдержали направление и выполнили поставленную задачу.

Изучая морские течения в 6-7 классах, учитель приводит пример, как знание капитаном направлений течений помогло ему решить важную задачу:

Однажды из Гвинейского залива долго не могло выйти парусное судно: мешало встречное течение. Капитан корабля, зная, что в заливе существует подводное течение обратного направления, приказал выбросит в море на канате большой нагруженный ящик. Ящик опустился до невидимой подводной реки и, увлекаемый её течением, вывел судно из залива…..

Рассказывая о необходимости изучения погоды можно использовать очень интересный рассказ М.Ильина «Что случается, когда забывают о погоде» из его книги « Человек и стихия».

О подземных водах учитель имеет возможность привести много примеров, показывающих, насколько важно знать движение и режим грунтовых вод для решения важных хозяйственных задач. В частности следует рассказать о том, как в некоторых маловодных районах в местах близкого залегания пресных грунтовых вод роют траншеи, на дне которых создают почвенный слой, и сажают на нём картофель, фруктовые деревья, сеют арбузы и дыни. Такие посевы и посадки, расположенные недалеко от подземных вод, затенённые и укрытые от ветра, дают хороший урожай.

Гораздо труднее показать учащимся практическую пользу получаемых знаний в страноведческих курсах. Учащимся даются картины природы частей света и районов России, их учат находить и объяснять причины различий географических объектов, устанавливать взаимосвязи природных явлений. Таким образом, знание страноведческого материала заключается в понимании прежде всего взаимосвязей природных явлений на той или иной территории, в понимании географической специфики рассматриваемого объекта. В результате этого у учащихся часто складывается мнение лишь о чисто теоретическом значении изучаемого материала. Нет спора, общеобразовательное значение курсов 5-11 классов велико, но в то же время ученики и здесь должны уметь отвечать не только на вопросы - где? Почему?, но и на вопрос- для чего? ( для каких целей?). Для этого и при изучении страноведческих курсов надо показать школьникам на конкретных примерах пользу изучаемого материала. Между тем это, как правило, не делается.

Проследим ход изложения на уроке в теме «Моря России» о морях, омывающих северные рубежи России.

Учитель: Назовите и покажите на карте Северные моря России

Учащиеся называют моря и показывают на карте

Учитель: Какие глубины характерны для этих морей?

Учащиеся отвечают, что глубина, особенно вблизи берега, небольшая, к северу она увеличивается, называют, пользуясь картами, отметки глубин. Учитель дополняет рассказ. Говоря. Что прибрежные части северных морей являются подводным продолжением суши. Учащиеся дают характеристику береговой линии, показывая на карте главнейшие полуострова и острова.

Далее ученики с помощью учителя дают характеристику климата морей. Они уже знают. Что западная часть Баренцева моря благодаря Северо-Атлантическому течению не замерзает круглый год. Затем с помощью климатической карты устанавливают зимние и летние температуры воздуха над изучаемыми морями и делают вывод о том, что большую часть года все моря за исключением Баренцева моря покрыты льдом.

Учитель рассказывает о толщине и характере льдов, об их движении, приводятся сведения о животном мире морей.

Далее даётся хозяйственная оценка морей. Отмечается их большое промысловое значение, как флотилии траулеров вылавливают большое количество рыбы, как проводится охота на тюленей и моржей.

Затем учитель говорит о Великом Северном морском пути, обеспечивающем кратчайшую морскую связь северо-западных и восточных районов нашей страны.

На многочисленных островах и на побережье Ледовитого океана находятся полярные станции, изучающие природные условия Арктики; учитель говорит о дрейфующих станциях «Северный полюс», о том, что полярные экспедиции в последнее время сделали ряд ценных открытий, например был открыт подводный хребет, названный хребтом Ломоносова ( показывают на карте).

Изложение как будто вполне правильное. Однако в этом уроке плохо то, что учащимся не показано, для чего нужны сообщаемые сведения. Если при изучении материала учитель заострил внимание учащихся на вопросах - где? И почему?, то он совершенно не обратил внимания учеников на вопрос- для чего? Вместе с тем имеется полная возможность построить урок так, чтобы ученики видели практическое значение объясняемого материала. Пересмотрим урок в соответствии с последними замечаниями.

Учитель: Покажите и назовите Северные моря России.

Учащиеся показывают и одновременно показывают их на карте.

Учитель: Капитанам кораблей очень важно знать глубины морей, характер течений. Их направление, это особенно важно в полярных условиях, где много льдов и кораблю приходится часто лавировать среди них. Хорошо зная направление течений, можно указать и направление движений льдов, что имеет большое практическое значение. Посмотрите на карту и скажите, каковы глубины северных морей, какова береговая линия, где имеются удобные бухты и гавани для причала судов.

Направление течений должны знать и изучать не только практики. Но и ученые-теоретики.

Учитель читает о том, как известный учёный В.Ю. Визе, изучая направление течений по записям, сделанным в судовых журналах. Теоретически открыл существование одного острова, указал его координаты, а экспедиция подтвердила правильность открытия ученого. Этот остров и называется островом Визе.

Останавливаясь на климате морей. Необходимо отметить, что климат Арктики оказывает большое влияние на климат большей части России. Поэтому изучение климата Арктики имеет важное значение не только для лучшего понимания климатических условий самой Арктики, но и климата России в целом.

С этой целью в Арктике создана целая сеть метеорологических станций, зимовок.

В результате изучения северных морей, проведения ряда экспедиций, изучения климатических и гидрологических особенностей морей создан Великий Северный морской путь.

Рассказывая о богатствах северных морей, учитель отмечает. Что использование этих богатств стало возможно лишь благодаря росту техники лова ( механизации траулеров, усовершенствования охоты), а также изучению режима вод северных морей.

Наконец, говорит, что открытие в Северном Ледовитом океане подводного хребта имени Ломоносова имеет большое практическое значение: хорошо зная рельеф дна океана, можно лучше изучить течения, циркуляцию водных масс, биологические особенности морей.

Я привела лишь схему изложения материала. Применение фактов из дополнительной литературы о практической значимости материала ликвидирует схематичность изложения, сделает его более убедительным.

В каждом разделе страноведческих курсов можно таким образом показать практическую пользу изучаемого материала.

Приведу ещё несколько примеров. В теме « Зарубежная Азия» ( 7 класс), говоря о Памире, учитель отмечает, что изучение ледников Памира имеет большое хозяйственное значение. Памир, по образному выражению одного писателя, является «кухней погоды» для всей Азии. От того, насколько много выпало осадков в горах, зависит полноводность среднеазиатских рек, а следовательно, возможность орошения громадной территории.

В этой же теме необходимо сказать, как знание климата Азии позволяет правильно распределять по территории сельскохозяйственные культуры, создавать солнечные установки. Учитель зачитывает в классе отрывок из книги В.Витковича о том, что даже жилые дома в Азии строятся с учётом климата: важно знать, на какой стороне лучше всего расположить окна жилых комнат, чтобы люди не задыхались от зноя. Оказывается, как это ни странно на первый взгляд, на юге. Если окна выходят на восток или на запад, то лучи низкого утреннего или вечернего солнца через окна проникают в помещение и нагревают воздух, поэтому летом эти комнаты самые душные; если на север. То мало солнца зимой. В окна, обращённые к югу, солнечные лучи днём не попадают, так как солнце летом стоит в этих широтах высоко, зимой же, когда требуется тепло, лучи низкого солнца прогревают помещение.

Только благодаря знанию особенностей климата и мичуринским методам выращивания плодовых деревьев стало возможным разводить сады под Иркутском, заниматься земледелием за полярным кругом и т.д.

Ещё пример. В курсе географии ученики знакомятся со многими растениями. Спрашивается, какая практическая польза в знании внешнего облика и строения многих дикорастущих растений, не имеющих, казалось бы большого хозяйственного значения?

В качестве доказательства, что такое значение имеет большое практическое значение, возможно использовать отдельные интересные примеры. Так, при изучении растительности регионов Азии можно рассказать о том, как по внешнему виду некоторых растений обнаруживают воду. Для определения местонахождения подземных вод в качестве одного из методов применяют аэрофотосъёмку. На аэрофотосъёмках отчётливо видно, где и какая имеется растительность, а по растительности определяют наличие и состав воды. А тамариск, например, указывает воду со слабой минерализацией.


 

Рассказывая о практической значимости, надо иметь в виду, что поскольку часто нельзя всесторонне показать практическое применение проходимого материала, то следует во всяком случае всегда добавлять, что наряду с рассмотренным примером практического использования существует и ряд других.

Важно также обращать внимание учащихся на практическое знание карты. В 5-6 классах знакомство с планом и картой сопровождается рассказами об их важности в обороне, медицине и хозяйстве страны. Путешественнику карта помогает двигаться по задуманному маршруту и служить в качестве источника различных сведений. Карта важна для строителей, землемеров и многих других специалистов ( это положение иллюстрируется короткими рассказами).

В 7-9 классах большое место в преподавании занимает работа с комплектом карт, а поэтому очень важно показать практическую значимость чтения карт. Для этого используется отрывок из статьи К.А. Салищева о важном географическом открытии Н.С.Подобедова, сделанном благодаря изучению им топографической карты Большеземельской тундры. Н.С.Подобедов по картам установил, что лес наступает на тундру вопреки имевшемуся до этого противоположному мнению.

Используя эту же статью, можно рассказать учащимся о том, как научные сотрудники Института леса Академии Наук РФ путём сравнения карт, аналогичных по содержанию и разных лет издания, определили изменения в площадях и размещениях лесных массивов Европейской части России на протяжении полутора столетий. Выводы эти, полученные в результате работ с картами, имеют большое практическое значение для планомерного научно-обоснованного лесоразведения.

И в курсе экономической географии России (8-9 класс) при изучении хозяйства важно показать школьникам практическую значимость знаний о размещении хозяйства и населения.

 

Школьники должны убедиться в том, что для строительства заводов, городов или железной дороги, для развития разнообразных отраслей сельского хозяйства необходимо знать не только экономику района в целом, но и сложившееся размещение производства.

«Прежде чем приступить к строительству того или иного предприятия, -говорит учитель,- нужно выбрать место для строительства. Где строить? Как разместить на определённой территории заводы, комбинаты, дороги, мосты и т.д.

При выборе места для строительства предприятия необходимо решать сложные вопросы. Ведь, желательно, чтобы предприятие находилось поблизости от источников сырья данной продукции и от районов наибольшего потребления. Кроме того, в данном районе должны быть необходимые топливно-энергетические ресурсы. Нельзя забывать и о таких существенных факторах, как наличие рабочей силы и транспортной сети».

Таким образом, для предполагаемого строительства предприятия требуется знание географии природных ресурсов, хозяйства, населения. Это необходимо подчеркнуть в общей части курса, чтобы школьникам показать практическое значение курса экономической географии в целом.

В подрайоном разделе, при изучении экономических районов возможно показать на примерах из научно-популярной литературы, как знание экономики и природных условий района, размещения его хозяйства и населения помогают правильно определить пути дальнейшего развития района, удачно наметить географию строительства новых объектов.

Так, в рассказе о перспективах развития металлургии в Восточной Сибири учитель не ограничивается упоминанием о строительстве металлургического завода в районе Тайшета, а показывает школьникам, какими путями пришли к выбору места для строительства завода. Рассказываю историю о том, как решался в спорах вопрос о создании металлургического завода в далёком прошлом.

-Есть руда и уголь Иркутского и Красноярского края. Есть больше того и другого на юге Якутии, по берегам Алдана и Лены. Где же строить металлургический завод в первую очередь? И у тайшетского и у алданского


 

вариантов много защитников. В спор вступают представители самых различных отраслей науки и техники.

-Для нас пригодны не всякие угли,- говорят металлурги,- нужны коксующиеся. А вблизи Тайшета их нет.

Зато отличные коксующиеся угли есть в Якутии, но как до них добраться? –говорят транспортники.- там нет пока никаких дорог, только реки.

Химики тоже вмешиваются в спор. Для них выгодней тайшетский вариант. На отходах металлургии можно широко развивать химическую промышленность. Но для этого нужны и добавочные продукты - прежде всего соль. Усолье-Сибирское с его богатейшими залежами каменной соли расположено неподалёку от Тайшета.

А кокс? Где же взять для него кокс? В будущем, когда через тайгу проложат дороги. Можно будет использовать коксующиеся угли Якутии. Пока же придётся кокс возить из Кузбасса. Это обойдётся дороже. Но потери окупит другой важнейший фактор- фактор времени.

«Видите, -заключает учитель, -как много нужно знать, чтобы удачно выбрать место для строительства объекта. Надо знать, где размещаются месторождения полезных ископаемых, и их технологическую характеристику, состояние транспортной сети, размещение населения, почвенно-климатические условия района и ряд других данных. Иными словами, чтобы решить вопрос о месте строительства объекта, нужно хорошо знать географию района.

Образовательное и воспитательное значение получаемых знаний особенно возрастает в том случае, если преподаватель говорит не только о практическом значении материала вообще, но и указывает на возможности использования этого материала самими школьниками. Для учащихся программный материал тогда становится ближе и интереснее.

Это отвечает и задаче сегодняшней школы. Призванной «воспитывать у молодёжи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества».

Примеры общественно полезного труда учащихся на основе приобретённых ими знаний можно найти в научно-популярной и периодической печати.

Научно-популярной и научно-художественной литературе принадлежит большая роль. Объясняется это следующими причинами. Говоря о практической значимости проходимого материала, учитель пользуется сведениями из областей самых различных наук: астрономии, физики, химии, математики, литературы, зоологии, истории, экологии и др. Систематически подбирать нужный материал, да ещё в доступной для школьников форме, учителю гораздо легче не из специальной, а из соответствующей научно-популярной литературы.

От остальных перечисленных источников информации- кино, интернет- ресурсов, -учитель получает информацию лишь от случая к случаю. Помимо этого, каждое новое научное открытие или интересная проблема быстро освещаются периодической печатью в виде заметок и научно-популярных статей, и учитель имеет возможность. Используя для уроков эти статьи, быстро довести до учащихся важные и интересные факты.


 

Литература:

А.Г.Буренсмтам , Кустанайский экономический административный район «. «География в школе», 1958г.,№1. Стр. 28

«Наука и жизнь», 1978. №12, стр. 35

М.Ф.Беляков, Ориентирование на местности без карты, Воениздат,М., 1995г, стр.30

В.А.Мезенцев. Вода вокруг нас, Детгиз, 1989, стр.71,

В.Виткович. Путешествие по Узбекистану, изд. «Молодая Гвардия»,М.,1953, стр 39

«Вокруг света», 2001,№5, стр 8

«Наука и жизнь», 1991г. №6, стр.26

«Вокруг света», 1958, №11, стр 1

«География в школе», 2007, 34 стр.45

В.Г.Гниловской, Занимательное краеведение.Ставропольское книжное издательство, 1961, стр.258

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.