Статья «Актуальность и практическая значимость осмысленного чтения для повышения уровня читательской грамотности»

1
0
Материал опубликован 27 October 2017

Актуальность и практическая значимость

осмысленного чтения

для повышения уровня читательской грамотности

Приоритетное направление начального и основного общего образования по федеральным государственным стандартам второго поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. На сегодняшний день актуальным в образовании стало использование таких методов и приемов обучения, которые формируют у обучающихся навыки самостоятельного поиска информации. Одним из главных условий для таких методов является осмысленное чтение. Но современное обучение чтению состоит из противоречий: с одной стороны, возросло количество детей с понижением фонематического слуха, с задержкой речевого развития, а с другой стороны – неумение осмысленно читать, не должно задерживать умственное развитие обучающихся.

Таким образом, новая система обучения чтению должна давать возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время давать возможность качественного усвоения материала тому, кто к этому недостаточно готов. То есть по мере развития мозговой активности, каждый ученик будет способен включаться в процесс обучения, не отставая и без больших нагрузок.

Поэтому осмысленное чтение должно помогать детям, отстающим в речевом развитии, и в то же время не затормаживать процесс обучения у других учащихся. Современные методы и приемы осмысленного чтения опираются на природный потенциал обучающихся, меньше даются знания в готовом виде, а в большей степени создаются ситуации для наблюдения, погружения в материал, что приводит к самостоятельным открытиям. Тогда как раньше обучение было последовательным и линейным.

Так что же такое осмысленное чтение? В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». В современном мире эта фраза нашла наиболее благоприятную почву. При осмысленном чтении ученик имеет возможность самостоятельно читать текст, самостоятельно (письменно) отвечать на вопросы, самостоятельно оценивать свои ответы и проводить самоанализ чтения. Практическое использование этого чтения показало возможность развития у детей таких важных умений, как самооценка и самоанализ.

Если исходить из этого представления об осмысленном чтении, то можно выделить четыре основных этапа обучения осмысленному чтению.

1 этап – включает в себя знакомство и изучение алфавита, звуко-буквенного произношения с литературоведческими нормами. Этот этап реализуется в начальной школе с помощью различных игр и большого количества наглядного материала: таблицы, карточки-подсказки и т.д.

2 этап – заключается в словесном чтении. Также реализуется в начальной школе. Здесь формируются первичные навыки чтения. На этом этапе основной вид деятельности – игровой с использованием всевозможного рода мллюстрированного материала, карточки с короткими заданиями, чтение по столбикам или в разброс и т.д.

3 этап – представляет собой фразовое чтение с пониманием. Учащиеся самостоятельно уже должны составлять небольшие тексты, проводить анализ произведений, отвечать на такие вопросы: для чего? Почему? Озвучивать основную мысль автора. Реализуется в начальной школе. Основные методы обучения: беседы, обсуждения, путешествия по страницам книг и т.д.

4 этап – основной этап, на котором обучающиеся непосредственно работают с литературоведческим и лингвистическим анализом текстов. Основной вид деятельности –системно-деятельный подход. Реализуется со средней школы и на протяжении всей жизни. На этом этапе чтение делается более осмысленным, для получения большего количества информации, которую затем можно преобразовать в свой жизненный опыт и при этом затрачивать меньше времени и ресурсов.

В чем же заключается осмысленное чтение?

1. Первоначально надо поставить конкретную цель: для чего я взял в руки ту или иную книгу? Потому что цели могут быть совершенно разными, и не обязательно она будет одна. К примеру: получить удовольствие от прочтения книги, насладившись стилем изложения автора, отдохнуть перед сном, узнать, как делать суши и так далее.

2. Кратко ознакомиться с содержанием и сформулировать круг вопросов, на которые хотим получить ответы по завершению чтения.

3. Непосредственно чтение. Если при чтении возникают какие-то вопросы, то желательно зафиксировать их. По окончанию сверить с списком вопросом и проанализировать нашлись ли на них ответы.

Большая роль в становлении и развитии речи принадлежит чтению. К сожалению, в современной семье «культа» книги уже нет, её заменяет Internet, но чтение, принятое в семье все-таки играет особую роль и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно и говорить о прочитанном. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: техника чтения и понимание прочитанного. Одни дети улавливают содержание неточно, другие называют лишь отдельные слова. В чем же причина? А причин существует много — это расстройства технической стороны процесса чтения, нарушения звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; бедность словарного запаса; нарушения лексико-грамматического развития речи; нарушения пространственных представлений. Но и конечно недостаточность таких психических функций, как внимание и память. Так же к перечисленным причинам добавляется и отрицательное отношение ребёнка к процессу чтения, вызванное неудачным опытом. Нужно использовать дифференцированный подход — нужный навык отрабатывается столько, сколько требуется конкретному ребёнку. Работа направлена на формирование интереса к процессу чтения, преодоления негативного отношения. Читающим ученикам предлагаются занимательные, необычные упражнения в игровой и творческой форме. Техника чтения зависит от объёма слуховых и зрительных восприятий.

Например предлагается такая игра: 18 карточек с 6 предложениями в каждой, но каждое предложение на одну букву больше предыдущего. Ученик читает по очереди каждое предложение. Тексты зрительных диктантов записываются в тетрадях.

1. 1. Тает снег.

2. Идёт дождь.

3. Небо хмурое.

4. Коля заболел.

5. Запели птицы.

6. Поле опустело.

2. 1. Трещат морозы.

2. Я ищу землянику.

3. В лесу росла ель.

4. Наступила осень.

5. Дни стали короче.

6. В лесу много берёз.

Обучающиеся должны проанализировать предложения, найти сходства и различия в звуко-буквенном составе, в членах предложений и т.д. Задания могут быть самыми разнообразными, но все направлены на осмысление представленного материала.

Также можно предложить задания на развитие внимания к значению слова; развитие воображения во время чтения.

Развитие внимания к значению слова.

Найти непонятные слова, проверить их значение.

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. (Н.Некрасов)

Ответы: Бор – хвойный лес. Воевода – в древней Руси: начальник войска. Дозор – обход для осмотра порядка. Владение – территория, находящаяся под чьей-нибудь властью.

Придумать словосочетания со словами, записать.

Нарисует, подрисует, перерисует, пририсует. Разложил, переложил, приложил, отложил, подложил, предложил.

Развитие воображения во время чтения.

Этот раздел наиболее интересен детям, так как связан с творчеством. Но для начала, конечно, необходимо правильно прочитать предложенный текст и понять его содержание. А затем предлагается зарисовать то, что представили.

Работа над осмысленным чтением может быть представлена также такими упражнениями:

1. Расставить предложения по порядку

2. Выбрать подходящий заголовок из нескольких данных заголовков.

3. Прочитать, ответить на вопросы, проверить себя.

4. Работа над пониманием прочитанных слов, предложений (чтение загадок с недостающими словами).

5. Закончить предложение.

6. Дать полный развернутый ответ на вопрос (Лев – это животное…) и т. д.

Эти упражнения развивают способность быстро выделять смысл прочитанного, формируют способности, являющиеся составными частями навыка чтения. Их выполнение превращает процесс чтения в необычное, интересное занятие, благодаря чему у детей формируется положительное отношение к самостоятельному осмысленному чтению. А такое чтение занимает центральное место среди других видов речевой деятельности и является одним из условий успешного обучения в средней и старшей школе.

Библиографический список

Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013.

Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2012.

Журналы «Школьная библиотека» за 2000-2010гг.

Журналы «Библиотека». Издательская группа «Основа» за 2013-2014 гг.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа). Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 462 с.

Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №3. – с.100-109.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.