Турнир знатоков истории
«Российская империя в XIX веке»
Цели занятия:
Обобщить и систематизировать материал по теме, проверить знания студентов и степень усвоения материала.
Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки.
Воспитывать уважение к истории своей страны, родного края.
Оборудование:
Портреты видных исторических деятелей России XIX века;
книжная выставка по данной тематике;
табло с вопросами;
карточки с вопросами;
таблица учета очков команд;
«черный ящик» с предметами;
жетоны.
Участники игры: 2 команды студентов 1 курса.
Правила игры
Участники команд придумывают название своей команде.
Каждый участник выбирает вопрос и отвечает. Если студент дает неправильный ответ, то право ответа получает другая команда. Если студент не может ответить сам, он может передать право ответа любому участнику своей команды.
Каждый вопрос имеет цену. За правильный вопрос ученик получает жетон. А команда – карточку с указанием количества баллов в таблицу учета очков команды. Задача - набрать как можно больше очков. В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель. Оценки получают те студенты, которые набрали наибольшее количество баллов.
На доске – таблица, где записаны номинации турнира, номера вопросов и баллы.
Номинации | № вопроса (Баллы) | |||||
Исторические личности | №1(30) | №2(30) | №3(30) | №4(20) | №5(30) | №6(20) |
Исторические даты | №1(10) | №2(10) | №3(10) | №4(10) | №5(10) | №6(10) |
Исторические понятия | №1(40) | №2(20) | №3(10) | №4(30) | №5(10) | №6(40) |
Крылатые выражения | №1(20) | №2(40) | №3(40) | №4(40) | №5(30) | №6(10) |
История моего края | №1(50) | №2(40) | №3(10) | №4(20) | №5(50) | №6(50) |
«Черный ящик» | №1(30) | №2(50) | №3(10) | №4(10) | №5(30) | №6(40) |
Ход урока.
Орг. момент
Выполнение заданий.
Исторические личности.
Декабрист. Участник Отечественной войны 1812 г., Заграничного похода 1813-1814 гг. Член “Союза спасения”, “Союза благоденствия”, организатор и лидер Южного общества, автор “Русской Правды (Пестель Павел Иванович)
Государственный деятель, реформатор. В 1809 г. разработал проект “Введение к уложению государственных законов”, назначен Государственным секретарем. В 1819 – 1821 гг. – генерал-губернатор Сибири. С 1826 г. фактически возглавлял II Отделение С.Е.И.В. канцелярии, руководил кодификацией законов Российской империи. (Сперанский Михаил Михайлович)
Военный министр (1861). Автор крупной военной реформы. (Милютин Дмитрий Алексеевич)
Фельдмаршал, ученик и соратник Суворова, герой Отечественной войны 1812 г., с августа 1812 г. – главнокомандующий армией. (Кутузов Михаил Илларионович)
Великий живописец. С 1878 г. член Товарищества передвижных выставок. Действительный член Академии художеств (1893 г.).В своем творчестве раскрыл социальные противоречия пореформенной России (картина «Крестный ход в Курской губернии»). Создал образы революционеров-разночинцев («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали» 1879-1884 гг.). (Репин Илья Ефимович)
Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых.Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии Освободитель (в связи с отменой крепостного права по манифесту и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878). (Александр II)
Исторические даты.(все вопросы – по 10 баллов)
Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.)
Судебная реформа (1864 г.)
Восстание декабристов (1825 г.)
Бородинское сражение (26 августа 1812 г.)
Начало строительства Транссибирской магистрали (1891 г.)
Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.)
Исторические понятия
Последовательные сторонники политических и экономических свобод и прав личности, рыночной экономики, конституционного строя. (либералы)
Социальная группа, обладавшая определенными передаваемыми по наследству правами и обязанностями, закрепленными в обычае или законе. (сословия)
Организуемые периодически в одном месте торговые рынки. (ярмарки)
Система местного всесословного самоуправления, созданная земской реформой 1864 г. (земство)
Начальный этап периода индустриализации, скачок в развитии промышленности. Он заключается прежде всего в переходе от мануфактур с преимущественно ручным трудом к заводам и фабрикам с машинным производствам. (промышленный переворот)
Стиль в искусстве, основанный на использовании многих элементов из античной архитектуры (портик, фронтон, колонны). Для этого направления также характерны четкая симметрия, строгость внешнего оформления. (классицизм)
Знаменитые цитаты
«Дней Александровых прекрасное начало…» (А.С. Пушкин о первом периоде правления Александра I)
Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас. (Александр III)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Федор Тютчев, великий русский поэт и дипломат (1803—1873))
Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. (Александр Пушкин, великий русский поэт, 1799-1837)
Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать. (Александр III)
... Мой друг. отчизне посвятим
Души прекрасные мотивы!(А. С. Пушкин)
История моего края.
Бурятский ученый – этнограф и фольклорист, начал свою деятельность в 80-х гг. XIXвека (М.Н. Хангалов)
Первая газета в Восточной Сибири. («Иркутские губернские ведомости».
Первый бурятский ученый. (Доржи Банзаров)
Декабристы, братья, находились на поселении в Селенгинске и способствовали развитию края. (братья Бестужевы)
Законодательный акт Российской империи, изданный в 1822 году, определивший систему управления коренными народами Сибири. Устав был составлен М. М. Сперанским после его экспедиции для изучения состояния Сибири с помощью Г. С. Батенькова. (Устав об управлении инородцев).
Отец и сын, одни из самых богатых купцов I гильдии Забайкальского края. В конце XIX века имели несколько заводов, в том числе на территории Тарбагатайской волости. (Голдобин Иван Флегонтович, Голдобин Николай Иванович)
«Черный ящик»
Продукт, который в XIX стал причиной бунтов среди государственных крестьян. Что находится в черном ящике? И почему этот продукт так возмутил крестьян? (картофель,Бунты были вызваны насильственным введением посадки картофеля по инициативе министра П. Д. Киселёва. Клубни картофеля имеют свойство зеленеть при хранении на свету, что является индикатором повышенного содержания соланина в них. Употребление в пищу одного позеленевшего клубня вместе с кожурой может привести к серьёзному отравлению. Вследствие невежества и отсутствия достоверной информации это приводило к гибели людей и общему протесту. Крестьяне также считали, что посадки картофеля, это еще одна барщина)
Сама же история производства этого материала в Бурятии началась в 1837 году в Верхнеудинске. Фабрика по производству этого материала купца 1-й гильдии Курбатова располагалась на речке Березовка, в районе Стрелки – Верхней Березовки. Работало там 25 человек. Это было первое крупное предприятие Верхнеудинска. Данный материал, вещество изготавливали и в нашем крае, Тарбагатайской волости. Что в «черном ящике»? (стекло)
В I половине XIX века этот продукт, родом из Китая, получил распространение в России. (чай)
На первом месте в XIX веке в структуре российского экспорта стоял этот товар. Что в «черном ящике»? (хлеб)
Какой предмет, который есть в сумке каждого школьника, упоминается в легенде о строительстве Николаевской железной дороге?
(Линейка. По известной легенде путь от Питера до Москвы пролегал по прямой потому, что император, желая продемонстрировать, какой он видит будущую магистраль, прочертил по линейкелинию меж двух городов.)
В 1870 году великий русский поэт написал произведение, где упоминается наше село Тарбагатай. В «черном ящике» находится книга с этим произведением. (книга Некрасова Н. А. «Поэма Дедушка»)
Подведение итогов.
Подсчет баллов. Выявление «белых пятен» в знаниях студентов.
Литература.
Артемов В.,ЛубченковЮ. «История» - М.: Академия, 2015.
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX вв. М., 1996.
Архангельский А.Б. Александр I. — М.: Вагриус, 2000.
Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. – М., «Дрофа», 2002.
Борзунова Л.П. «Игры на уроках истории», М. 2004 г.
Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. Р.-на-Дону, 1997.
Государственная символика. Гимн. История. // История. – 2001. - № 13. – С. 12-14.
Герб, флаг и гимн России. Методические рекомендации к изучению государственных символов Российской Федерации в школе. Сост. М.К.Антошин. - М: Айрис-пресс, 2003г.
Иконников А. Флаг России //Граждановедение. – 2006. - №24.
Короткова М.В. «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории», М. 2003 г.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1992, т.3
Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., «Просвещение». – 1983.
Ляшенко Л.М. История России XIX в. Дидактические материалы. – М, “Дрофа”, 2001.
Миронов Г.Е. История государства Российского XIX век. М.,1995.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М., 1990 г.
Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы. Авт. Кол. Института военной истории Минобороны России. - М.: Триада-М, 2002г.
Павленко Н.И. Петр I. ЖЗЛ. - М., 1998 г.
Соболева Н.А. Российская государственная символика. - М.: Владос, 2002г.
Соловьев В. История России для детей и взрослых. – М., “Белый город”, 2003.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1993 г., книга 7,8,9
Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. - М., 2009 г.
Степанищев А.Т. Дидактические материалы. 300 задач по истории
Субботина М.А. «Игры и занимательные задачи по истории», Можайск 2003
Ривина Е.К.Герб и флаг России: Знакомим дошкольников с государственными символами России. - М.: АРКТИ, 2002г.
России с древнейших времен до наших дней. – М., “Дрофа”, 1999.
Цыренов Д.М. Герои Бурятии. – У-Удэ: ОАО «Респ. типография», 2014.
Электронные ресурсы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.tagupr.ru/pages/0simvolika-rf.htm;
http://flag.kremlin.ru/
7