Материал для уроков истории в 11 классе «Культурное пространство Российской империи в XVIII веке»
История. 11 класс (углубленный уровень)
Блок-модуль темы:
«Культурное пространство Российской империи в XVIII веке»»
(&31)
Пункт: Образование (стр. 89)
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1) Какова была одна из самых главных проблем, вставших перед Россией?
__________________________________________________________________________
2) Какие проблемы решали созданные Петром I учебные заведения?
__________________________________________________________________________
3) Решались ли преемниками Петра I проблемы создания школ для низших слоёв
населения?
__________________________________________________________________________
4) Приведите примеры того факта, что образование приняло подчёркнуто сословный
характер?
__________________________________________________________________________
5) Какое появилось первое светское учебное заведение для девиц не только в России, но и
в мире?
__________________________________________________________________________
6) Какое событие датируется 1755 годом?
__________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте перечень
Создание системы народного просвещения Екатериной II:
1) __________________________________
2) __________________________________
3) __________________________________
4) и т.д.
Пункты: Книгоиздание (стр. 91); Наука (стр.92)
Задание. Составьте таблицу
Деятель культуры | Характеристика его деятельности |
Книгоиздание | |
Н.И. Новиков | |
Наука | |
1. М.В. Ломоносов | |
2. В.И. Татищев | |
3. М.М. Щербатов, И.Н. Болтин | |
4. П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, И.И. Лепёхин | |
5. И.И. Ползунов | |
6. И.П. Кулибин |
Пункт: Общественная мысль (стр. 93)
Задание. Составьте таблицу
Взгляды русских мыслителей на российскую действительность
Общественный деятель | Его взгляды на российскую действительность |
1. Н.И. Новиков | |
2. А.Н. Радищев | |
3. М.М. Щербатов | |
Кто из них, по вашему мнению, высказывает наиболее реалистичную оценку «пороков» России? |
Пункт: Художественная культура (стр. 96)
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1) Под влиянием какого направления происходило становление русской литературы после
петровских реформ?
_________________________________________________________________________
2) Что означает понятие «классицизм»?
_________________________________________________________________________
3) Каковы основные идеи классицизма, которые соответствовали доктрине «просвещённого
абсолютизма»?
_________________________________________________________________________
4) Что такое каноны?
_________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте таблицу
Художественная культура второй половины XVIII века
Представители направления культуры | Их вклад в развитие культуры |
Работа над языком | |
1. В.К. Тредиаковский | |
2. М.В. Ломоносов | |
Драматургия | |
1. А.П. Сумароков | |
2. Д.И. Фонвизин | |
3. Г.Р. Державин | |
4. Н.И. Карамзин | |
Театральная культура | |
Ф.Г. Волков | |
Композиторская школа | |
А.О. Аблесимов | |
Живопись | |
1. А.П. Антропов | |
2. Д.Г. Левицкий | |
3. Ф.С. Рокотов | |
4. В.Л. Боровиковский | |
Скульптура | |
1. Ф.И. Шубин | |
2. Э.М. Фальконе | |
Архитектура | |
1. Б.Ф. Растрелли | |
2. В.И. Баженов | |
3. М.Ф. Казаков | |
4. И.Е. Старов | |
Вывод: В чём проявилась противоречивость в развитии культуры России во второй половине XVIII века? |