12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуськова Лариса Владиславовна1588
Россия, Калужская обл., Бетлица

PowerPlusWaterMarkObject357922611



ГКОУКО

«БЕТЛИЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»



















Неделя русского языка и чтения

«Турнир Знатоков русского языка»

Внеклассное мероприятие для обучающихся

5, 6, 9 классов

Гуськова Л.В.,

учитель русского языка и

чтения, высшая квалификационная

категория

2020 – 2021 уч. год



Цель: Формировать интерес у обучающихся к русскому языку и чтению посредством игрового и занимательного материала.

Задачи: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий, расширять кругозор детей;

в игровой форме повторить и закрепить у обучающихся знания о содержании изученного материала;

развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие логические операции мышления.

воспитывать интерес к литературному чтению, русскому языку; воспитание культуры общения, умения работать коллективно.



Оборудование и материалы: компьютер, презентация к мероприятию, карточки с заданиями, призы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы провести турнир знатоков русского языка. 
- Что такое турнир? (Турнир – это состязание, соревнование). 
Сегодня будут состязаться две команды «Зря» » и «Грамотеи» 
(Звучит короткая отбивка – первые аккорды песни «Мы начинаем КВН»)

КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ Слайд
Ведущий: 
– Внимание! Внимание! Объявляется состязание - «Турнир знатоков русского языка»
 
Весёлая Грамматика
 
Решила устроить соревнование.
 
Проверить ум, смекалку, сообразительность
 
И трудности преодолевать, решительность.
 
Командам надо силами собраться,
 
Работать дружно, не ошибаться.
 
Не вешать нос и почаще улыбаться.
 

Девиз турнира "Правильно. Быстро. Красиво.» слайд  
– Жюри нас по пути направит 
И без вниманья не оставит.
 
Коль ошибётесь, то поправит.
 
Коль скажем правильно – прославит,
 
Оценку за ответ поставит.
 
Ему передаем привет
 
Ведь без жюри дороги нет. Суперобъективное жюри: …. (Представление жюри)
 


– Вот начинается игра.
 
Теперь, я думаю, пора
 
Командам начинать сражаться,
 
В словесных играх упражняться (приветствие команд
) слайд 

1-я команда - «ЗРЯ» (ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА) Команда1
Мы в турнире сразиться с соперником пришли
 
Юмор, смех и шутки с собою принесли
 
Соперник наш серьезный, не станем отрицать
 
Попробуем в сраженьях его мы обыграть.
 


2-я команда «Грамотеи» Команда 2
Готовы мы к турниру – вопросам и ответам
 
И капитан команды готов в суровый бой
 
Команда с нетерпеньем ждет своего сраженья
 

Болельщики готовы за нас стоять гурьбой. 


Ведущий: Перед началом игры не помешают мудрые советы: 

1) Семь раз отмерь, один – отрежь. 
2) Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
 
3) Ум хорошо, а два лучше.
 
4) Поспешишь – людей насмешишь.

5) Не спеши языком, торопись делом.



1-тур - Разминка слайд  
Ведущий: За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
 
Вопросы для команды 1 
1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
 
2.Есть ли буква “фэ”? (нет)
 
3.Перед союзом а (ставится запятая)
 
4.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву)
 
5.Прямая речь выделяется (кавычками)
 
6. [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
 
7.Волнистой линией подчёркивается (второстепенные члены предложения)
 
8.Главные члены предложения – это (подлежащее и сказуемое)
 
9.Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая)
 
10.В конце вопросительного предложения ставится (?)
 

Вопросы для команды 2 
1.Назовите третью букву алфавита (в)
 
2. Что мы произносим – буквы или звуки (звуки)
 
3. За окном кружился снег. Это предложение или словосочетание? (предложение)
 
4. Прилагательное - это… (второстепенный член предложения)
 
5. Сколько слогов в слове да? (1)
 
6. Гласных букв в русском языке? (10)
 
7. Чем кончается день и ночь? (ь)
 

8.Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква б)


9. Предлоги со словами пишутся….
 (раздельно)
10. Если в предложении есть второстепенные члены, то… (оно распространенное)
 


Второй тур - Шифровка слайд
Ведущий: Русский – точная наука. Это каждый знает. И это сей предмет с математикой сближает. 
Перед вами небольшой текст. Зная порядковый номер каждой буквы (а алфавит у вас перед глазами), за 1 минуту расшифруйте закодированные предложения.

Максимальное количество баллов - 3.

Время пошло. 

17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14 6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1.
 

(Приходи ко мне в гости. Будем есть пирог. Маша.)
 

Третий тур - Запятая Слайд
Ведущий:
Фонетику вы знаете. Надеюсь, что так же хорошо вы знаете синтаксис. Вспомним старую историю о том, как судебный писарь спас жизнь человека, переставив запятую в предложении Казнить нельзя помиловать Слайд 
Задание. 1 команда - Вы видите на листочках завещание правителя. Расставьте знаки так, чтобы наследники не разорились. (Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”.) 
2 команда - ТЕЛЕГРАММА. 
Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не пускала. Тогда она решила отправить телеграмму в санаторий родителям, а в ответ получила следующее. БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?
 



Четвертый тур - Конкурс капитанов. Фразеология. слайд  
Ведущий: Четвертый конкурс начинаем
 
Капитанов приглашаем.
 
Будут трудные задачи
 
Пожелаем им удачи.
 
Что это?
 
• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
 
• Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).

 Вопросы задаются по очереди.

Задание: голоден как

хитёр как

труслив как

здоров как

надут как

нем как

болтлив как

упрям как

колючий как

К шапочному…../разбору/

Как с гуся …./вода/

Без сучка…./без задоринки/

Выносить сор…./из избы/

Не по дням…./а по часам/

Положа руку…./на сердце/

Сквозь землю…./провалится/

Казанская …./сирота/



Хоть кол…./на голове теши/

Хвататься за…./соломинку/

С глаз…./долой/

Несолоно…./хлебавши/

Ободрать как…./липку/

На лбу /написано/

Вывести на …./чистую воду/

Грести деньги…./лопатой/

Довести до …./белого каления/

Вертеться как…../белка в колесе/



Пятый тур - Окунитесь в мир добрых сказок:

Ароматный, хрустящий, круглый комочек замечтался и попал в беду. (Колобок)

Житель луны, который нашел друзей в России. (Лунтик)

Вредные, зеленые существа, которые постоянно кушают. (Вупсень и Пупсень)

На танцполе так плясала, что обувку потеряла. (Золушка)

Люди били его, колотили его, а зверушка в момент с ним расправилась. (Золотое яичко)

Девочка с копеечку, потерялась, растерялась, зато с принцем повстречалась. (Дюймовочка)

Полон дом стал зверей: и квакушка, и норушка - а год стоял он без дверей. (Теремок)

Жучка, внучка, мышка корнеплоды собирали, деду с бабкой помогали. (Репка)

Папа сына сам создал, из полена выстрогал, мальчик умный, озорной, подружился бы с тобой. (Буратино)

Бабка страшная с метлой, ей нравится в лесу одной. Там изба ее стоит во все стороны глядит. (Баба Яга)

Мчится по тропинке, пирожки в корзинке, в модной шапочке она в гости к бабушке пошла. (Красная Шапочка)

Толстый добрый паренек, друг-осел и Пяточек. (Винни-Пух)

Транспорт первый на Руси, Емелю ты к царю свези. (русская печка)

Любит кушать он сметану, колбасу и молоко, и, наверное, котяре ходить в тельняшке нелегко. (кот Матроскин)

Уши круглые, большие, друг зубастый, но не злой. Ну-ка быстро вспоминайте, что за персонаж такой? (Чебурашка)

Ведущий: Задание шестого тура: Закончить пословицу или поговорку.

 Наш язык очень богат! Он как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь! 
Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Поговоркой можно подшутить над человеком или высмеять его недостатки.
 
Слайд 

Далее вопросы задаются по очереди каждой команде без слайда
Горек обед без (хлеба). 
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
 
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
 
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
 
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
 
Дружба дружбой – (а служба службой).
 
Без терпенья – (нет ученья).
 
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
 
Чтение – лучшее (учение).
t1634139359ab.png





t1634139359ac.png

t1634139359ad.png

Седьмой тур - “С чувством, с толком, с расстановкой”

Он включает в себя 2 задания:

1. Прочитать ст – е «Наша Таня громко плачет»

А) с интонацией испуга;

Б) с интонацией радости

2. песенный

«Песенка гласных». Выбрать песню на карточке

«Песенка из главных букв»
А сейчас мы с вами вспомним гласные буквы.
Командам даются карточки с куплетом из песни. Затем вся команда должна спеть песню, используя только гласные буквы.


1. Команде – песня «Кузнечик»
В тр
аве сидел кузнечик,
В тр
аве сидел кузнечик.
С
овсем как огуречик,
З
елененький он был.
Пр
едставьте себе, (2 раза)
Пр
едставьте себе,
З
елененький он был.
2. Команде – песня «Гуси»
Ж
или у бабуси
Дв
а веселых гуся.
Один серый, другой белый
Дв
а веселых гуся.
Один серый, другой белый
Дв
а веселых гуся.

Ведущий: Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить. Я желаю всем новых побед в постижении русского языка, чтобы каждый ученик мог сказать о себе словами поэта Данилова: 
– Я ко всем наукам ключ имею,
 
Я со всей вселенною знаком –
 
Это потому, что я владею
 
Русским всеохватным языком.



Подведение итогов

Ведущий: Вот закончилась игра, 
Результат узнать пора.
 
Кто же лучше всех трудился
 
И в турнире отличился?
 
Слайд
 
(слово жюри, поощрение участников турнира)

Хорошо прошел наш вечер, 
Было, в общем, все как надо,
 
Мы ж довольны нашей встречей,
 
И результатом с вами рады.

Нас, друзья, не забывайте! 
И спасибо за вниманье.
 
Мы не скажем вам: «Прощайте!»
 
А до встречи, до свиданья!















Команда 1.

Бить баклуши - ...


Делать из мухи слона - ...


Зарубить на носу - …


Клевать носом - ...


Мозолить глаза - ...


Чесать языком - ...




Команда 2.


Зимой снега не выпросишь - ...


Прикусить язык - ...


Обвести вокруг пальца - ...


Пропустить мимо ушей - ...


Вставлять палки в колёса - ...


Морочить голову - ...





Нет друга ищи, ...

За двумя зайцами погонишься -...

Умелые руки ...

Маленькое дело лучше ...

Не имей сто рублей, ...

Хлеб - ...

Крепкую дружбу ...

Волков бояться - ...

Любишь кататься - ...

Красна птица пером, ...





Слово не воробей, ...

Под лежачий камень...

Труд кормит, ...

Делу время, ...

Друзья познаются …

Поспешишь -...

Семь раз отмерь, ...

Встречают по одежке, ...

Цыплят ...

Друга ищи, а …





Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.