Открытый урок в рамках разноцветной недели в начальной школе "Турнир знатоков русского языка" в 3 классе
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок в рамках разноцветной недели в начальной школе.
Учитель Постникова А. А.
"Турнир знатоков русского языка" ( 3 класс)
Цели и задачи:
- проверить знания уч-ся по русскому языку в игровой форме;
- формирование положительной мотивации изучения предмета, воспитание любви к родному языку.
- развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
- совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
- формирование умения работать в команде, сотрудничать;
- формировать у ребёнка умение организовать взаим освязь своих знаний и упорядочить их.
Воспитывать:
- чувство коллективизма, взаимовыручки, сопереживания
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
- Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
- Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим.
- Использование средств Интернета в целях получения новых знаний.
- Приобретение коммуникативных навыков.
- Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы.
- Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словаря.
Оборудование занятия:
Презентация к турниру, словарные слова на доску, названия команд, кружочки для отметки своего настроения, ребусы в картинках, высказывания о знаниях и о русском языке.
Условия проведения: две команды по 8 человек.
Команды: “Грамотеи”, «Всеведы». (Ученики заранее готовят названия команд для учащихся и девизы).
В течение игры команды за правильный получают баллы
(у кого больше – победитель).
Туры: Разминочный. Орфографический. Лексический. Фонетический. Морфологический. Сообразительный. Резервный.
Ход мероприятия
То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, бесконечно…
П. Лаплас
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Паустовский
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме урока- игры, состоящей из шести туров. В ходе игры я буду разъяснять условия каждого тура. За каждый правильный ответ будут присуждаться баллы.
Теперь я представлю команды.
(Учитель называет команды, участники встают.)
И ещё, ребята, давайте определим, с каким настроением вы пришли на мероприятие? Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.
(Ребятам раздаются кружки из бумаги, на которых они отмечают своё настроение и показывают жюри)
(оформление на доске)
Тур 1 «Разминочный»
Вопросы задаются каждой команде по очереди.
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Жеребьёвка команд.
1. Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
2. Есть ли буква “фэ” в русском алфавите? (нет)
3. Что ставится перед союзом А? (запятая)
4. Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву)
5. Часть слова между корнем и окончанием (суффикс)
6. Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
7. Как проверить безударную гласную в корне слова?
8. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
Тур 2 «Орфографический»
Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный,«графо»-пишу.
Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.
На доске карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы как можно быстрее. За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.
м_роз х_рошо к_ртина к_пуста м_локо уч_ник м_рковь к_ньки | д_рога п_льто п_нал в_рона м_дведь сп_сибо д_журный л_пата |
ТУР 3 «Лексический». Слайд № 8.
Слова, слова, слова,
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.
Что такое ЛЕКСИКА?
Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.
Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Посмотрите сценку по этому поводу.
Сценка “Веселый урок” на тему: “Слова-паразиты”
1. Кого из поэтов ты знаешь лучше всех?
2. Пушкина, конечно. А что?
1. И мой это любимый поэт. Что ты знаешь о нем?
2. Все знаю.
1. Расскажи.
2. Э-э…Пушкин родился, так сказать, в 1799 году…
1. Стой, стой! Что это за Э. Пушкин? Эдуард, что ли? И “ не так сказать ”, а просто родился.
2. Нет, зовут его Александр Сергеевич. Ну, это просто…Короче говоря, он учился в лицее у этих самых…ну, как их…преподавателей и, так сказать, вынес из лицея очень многое.
1. Стой! Как это вынес? Что он вынес из лицея?
2. Знания, конечно.
1. Тебя послушаешь, так вроде бы вещи какие уносил Пушкин или книги и не вернул.
2. Зачем ему книги? Он сам их, как говорится, написал уйму.
1. Да, Пушкин написал много. И язык его совсем не засорен словами-паразитами. Прочитай любой отрывок из его произведения, сам убедишься.
Стихотворение «Лишние слова»
1 стихотворение.
Увидал раз гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “01”,
Срочно сообщает:
“ Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Вообщем, значит, так сказать,
Страшное творится.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
-Можно трубку положить:
Все уже сгорело.
Учитель.
Лишние слова, лишние слова
Говорить не будем.
В ерунде такой пользы никакой
Ни себе, ни людям.
Задание: подобрать слова противоположные по смыслу. Слайд № 9.
Тур 4 «Фонетический». Слайд №10.
Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук.
Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
На выполнение задания этого тура каждой команде отводится 1 минута.
За верно выполненное задание команда получает 3 балла.
Слайды № 11,12.
Тур 5 «Морфологический». Слайд № 13.
Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-
наука, таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи…
Задание: назовите имена частей речи, которые подчёркнуты в стихотворении.
За каждую верно названную часть речи – 1 балл.
Слайды №14, 15.
ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА
….………….. школа,
Просыпается ………….
С ………………. весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы — ………………..,
Бьет …………… семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы ……….. отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас ……….,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях,
Здесь особенно уместны
…………… ох и ах.
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Тур 6 «Сообразительный». Слайд №16 .
Каждой команде предстоит разгадать по три ребуса.
За каждый правильно разгаданный ребус по одному баллу.
Резервный тур. Синтаксический. Слайд № 17- 19 .
Синтаксис – ( греч.) «строй, система»
в русском языке обозначает ту часть, которая рассматривает законы
сочетания отдельных слов в целые предложения.
Команды определяют падеж выделенных слов и получают по 1 баллу.
Подведение итогов. Слайд №19
Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.
Сразу после игры проводится частичная рефлексия. Слайд № 20.
- Понравилась ли вам игра?
- Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках с обратной стороны.
Учитель: Спасибо за ваше старание. Ребята, вы, молодцы!!!
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1446917041.ppt (Презентация к уроку)
Федорова Людмила Ивановна
Постникова Анжела Александровна