Твардовские чтения в областной библиотеке имени А.Т. Твардовского «"За далью-даль" — через призму времени»
"За далью-даль" - через призму времени.
"Изведав горькую тревогу,
В беде уверившись вполне,
Я в эту бросился дорогу,
Я знал, она поможет мне".
А.Т. Твардовский остро переживал наступивший творческий кризис и понимал, что преодолеть его можно только освежив поэтическую мысль, что необходимо восстановить духовные силы. Решить эту проблему, по его мнению, можно лишь, отправившись в путешествие по стране. Поездки, дорогу поэт воспринимал как спасительное средство . Твардовский говорил: «Я хорошо знаю, что мне по природе моей необходима свежесть впечатлений, невыдуманность картин, ситуаций, встречи с новыми людьми. Иначе начинаю забуксовывать, и обвялые, залежавшиеся впечатления лишь раздражают, а не тянут вперёд. Даже Москва мне начинает казаться провинцией, хотя я отлично понимаю, что и в ней идет большая жизнь. Но одного ума мало, и новый бросок вперёд я могу совершить, если вырвусь за её пределы». В период с 1948 по 1959 годы Твардовский совершил поездки на Урал, не раз отправлялся в Сибирь, на Дальний Восток, к Тихому океану. Он любил ездить по стране, однако, в некоторые места отправлялся охотнее, словно заранее ожидая от этих поездок свершения всех своих намерений и желаний. Его особенно интересовало то, что он уже знал, но хотел увидеть это в новых, неизвестных ему условиях. Писателя волновала новая, неизвестная ему русская жизнь с ее неведомыми для него проявлениями, о которых он слышал, но при этом хотел и увидеть, имел представление, но желал убедиться в нем, даже знал, но хотел еще больше знать. Впечатления от этих разных путешествий и составили сюжетную линию «путевого дневника», послужившего основой для выхода в свет поэмы «За далью – даль». Мысль о поэме, пришла Твардовскому в 1949 году. Поэт вспоминал: «Как-то раз при переезде через Амур возле Комсомольска-на-Амуре я впервые подумал, что мог бы написать поэму со свободным, ничем не стесненным и ничем не ограниченным сюжетом, в которую втоптал бы все свои нынешние, прежние и, возможно, будущие впечатления от поездок. Мысль эта мелькнула у меня как раз на мосту через Амур, и я даже схватил какие-то строчки, которые потом и легли в стихотворение «Мост».
Но, конечно же, перед нами не просто дневник путешествия от Москвы до Владивостока. Это путешествие и в сегодняшний день, и во вчерашний, благодаря чему мы оказываемся в Загорье, в сельской кузнице, и даже- в какой-то мере- в завтрашний, куда мы тянемся вслед за "юными сменщиками" поколения, к которому принадлежит автор, молодожёнами, едущими в Сибирь, и в будущее.
Много и трудно работал Твардовский над книгой, в которой видел выход из творческих затруднений. Новые дали вставали перед ним и перед советской поэзией вообще. Сложилась, наконец, долгожданная песня о послевоенном мирном труде, о светлой дали будущего Родины.
В самой общей форме идею этого произведения можно определить как утверждение незыблемой силы народа-созидателя, которую не дано сломить самым страшным бедам и крутым испытаниям.
Одним из характернейших мотивов поэмы "За далью-даль" является счастливое чувство общности своей судьбы с судьбами миллионов людей. И действительно, разве не теми же событиями и тревогами живёт настоящий большой художник, что и его современники? И поэтому даже если поэма Твардовского является своеобразным лирическим дневником, разве это не представит интереса как "исповедь сына века" для других сыновей нашего великого времени?
Композиция поэмы весьма прихотлива и вовсе не исчерпывается дорожными встречами, впечатлениями и вызванными ими мыслями и воспоминаниями. "Пристальное знакомство с образцами большой отечественной и мировой поэзии и прозы,- писал Александр Трифонович в автобиографии,- подарило мне ещё такое "открытие", как законность условности в изображении действительности средствами искусства. Условность хотя бы фантастического сюжета, преувеличение и смещение деталей живого мира в художественном произведении перестали мне казаться пережиточными моментами искусства, противоречащими реализму изображения". (А.Твардовский, Собр. соч., Гослитиздат, М. 1959. т.1. стр.14).
Значительное место в поэме занимает глава «Литературный разговор». Она имеет большое значение для понимания эстетики Твардовского. В ней приводится разговор с умным, понимающим читателем, а именно такого читателя, который всё понимает, всегда ясно видел и представлял поэт. Для него он и писал с полной откровенностью ума и сердца.
В поэме "За далью-даль" существует некий поэтический "принцип относительности времени". Поезд, вышедший из Москвы в 1950-1952 году, везёт нас не только через Волгу, Урал, Сибирь, но и через разнообразные события последующих лет. Раскрывающиеся перед поэтом и сменяющие друг друга дали во многом воплощают и тот исторический путь, который прошёл наш народ, и огромные горизонты, раскрывшиеся перед нашими соотечественниками.
Вообще вся жизнь поэта, как и его народа,- это постоянное движение к новым далям. и мир их расширяется всё больше и больше. вмещая в себя дотоле незнаемые интересы и вызывая в людях такие духовные силы, которых они в себе порой даже и не подозревали.
Твардовский считал, что истинное назначение настоящего писателя и поэта, его главная обязанность- обращение к правде и справедливости, что нужно пробуждать в человеке стремление к истине, но при этом нельзя категорично относиться к своему прошлому, из него следует черпать только лучшее и стремиться к будущему благополучию:
"За годом – год, за вехой – веха.
За полосою – полоса.
Нелёгок путь.
Но ветер века –
Он в наши дует паруса".
Думаю, эти слова являются ключевыми не только в поэме, но и во всей жизни человека, в них проявляется истинный оптимизм Твардовского.
А поэма "За далью-даль", как и все произведения Александра Трифоновича, пережила эпоху, пережила своего автора, переживёт и нас с вами, переживёт века.
Литература:
- Кондратович А.И. "Ровесник любому поколению": докум. повесть (об А.Т.Твардовском) / А.И.Кондратович.- М. : Современник, 1984.
- Бабореко А.К. Дороги и звоны: воспоминания, письма / А.К.Бабореко - М.: Московский рабочий, 1993.
- Македонов А. Творческий путь Твардовского: дома и дороги / А.Македонов - М.: Художественная литература, 1981.
- Твардовский А.Т. О литературе / А.Т.Твардовский. - М.: Современник, 1973
- А.Твардовский. Собр. соч.., Гослитиздат. М. 1959. т.1. стр.14
- Акаткин В.М. А.Т.Твардовский. Страницы творчества. Работы разных лет / В.М.Акаткин - Воронеж: ВГУ, 2008.
- Романова Р. Александр Твардовский. Труды и дни / Р.Романова. - М.: Водолей, 2006.