«А.Т.Твардовский и его идейно-духовная культура» (выступление на конференции в Смоленской областной библиотеке имени А.Т.Твардовского
Духовная культура и творчества, и жизни поэта предельно человечна, ведь всем известно, что его самоотдача не знала границ. Скольким литераторам, молодым поэтам он помогал порою в ущерб своему творчеству. Поэтому для всей духовности Александра Трифоновича, для всего его существа чужд всякий культ личности. Для Твардовского любой культ руководителя, особенно жестокого-это антикультура, это бесчеловечность и психическая аномалия.
Для поэта и гражданина Твардовского самой главной является идейно-духовная сторона культуры. Поэтому для него очень важно социальное, идейно-духовное самовыражение народа в понятных для него формах и мотивах. Поэт считал себя в ответе за всех, за будущее народа, за перспективы его общественного устройства. Главное в поэтических думах поэта, в его прозе-
Выдвижение на передний план общественных, социальных, идейно-духовных, моральных сторон жизни народа.
Возникает вопрос: откуда такая высокая социальная, самоотверженная идейность, народная духовность Твардовского как поэта, как личности7 Ответ можно дать такой: из всего лучшего в русской интеллигенции конца 19-начала 20 века. Ведь всё лучшее было в это время народным, идейно-историческим, социально-романтичным, подвижническим. В детские, юношеские годы становление личности. Гражданственности поэта проходило под влиянием русско-славянской культуры, которая дышала жаждой общественных перемен. Родители Твардовского были грамотными людьми, впитавшими все веяния общественного, духовного подъёма 1870-1900-х годов. Позже учительская, вузовская смоленская интеллигенция оказала огромное влияние на личность молодого поэта.
По цели своего творчества и всей деятельности Твардовский- эт великий радетель народа, желавший переделки социализма в исконно русском, народном, справедливом и праведном устройстве нового общества.
Идейно-духовная цивилизаторская культура поэта сближала, казалось бы, несовместимое: идеи коммунизма и повседневный быт.
Для идейно-духовной культуры Твардовского характерен многоаспектный. Эволюционно-исторический и целостный подход к пониманию путей и механизмов исторического развития народа. Социальные, общественно-политические конструкции советского общества он старается соотнести с народным менталитетом, с культурно-психологическими особенностями российского крестьянина, рабочего, интеллигента. Поэтому он призывал учитывать психологию крестьянства.
В идейно-духовной культуре Твардовского можно выделить ряд фундаментальных критериев, стержневых принципов развития народа, личности, из которых сложилась жизненная творческая позиция самого поэта.
Первое. Не народы, люди должны напрягать себя, жертвовать своими благами ради каких-либо самых заманчивых идей, идеалов, а наоборот, идеи, идеалы должны «служить» оздоровлению и развитию народа. Сам поэт старался быть «внутри народного сознания», быть его носителем.
Второе. Твардовский считал, что в реальной исторической жизни «управляющим фактором» является не только « пласт теоретических учений» и «партийных программ», а исторически сложившийся психологический склад, народный дух и «строй мыслей2, ценностей, народное понимание «правильной, справедливой жизни», когда возможность 2нормально2 жить дана всем и каждый ценится по его вкладу.
Третье. Целью жизни и деятельности людей, народа не должен быть какой-то определённый общественный строй, а наоборот, люди, основные слои общества, их благо должны быть целью и смыслом любого общественного устройства. Например, «Тёркин на том свете» всячески клянёт бесчеловечный бюрократизм. Бездушие, формализм, которые встречает на каждом шагу, в которых нет человека как цели, ценности.
Четвёртое. Какие бы важные, планетарные ни были цели, они не должны превращать людей в «средство», в «винтики» планетарных дел. Наоборот, любые глобальные дела должны совершаться ради улучшения жизни людей.
А вот если говорить о соотношении государства, правления. Власти и человека, народа, то к партийному диктату Твардовский всегда относился отрицательно. Не люди, слои общества должны жить, работать ради государственных структур, государственного режима, а они должны служить благу, самосохранению, саморазвитию народа, его групп и слоёв. Говоря о «героях в литературе», Твардовский призывал раскрывать суть человечности, содействовать расцвету «человеческого обаяния, обаяния щедрого сердца, доброты, благородства, любви к людям».
Человек должен быть в центре забот всех институтов общественного устройства: «не только проблемы производственной жизни, но и быт, отношения в семье, любовь, отцовство и материнство, - словом, все сложности жизни» людей должны быть предметом этих забот и целей.
Твардовский исходит из признания важности экономических, политических процессов и целей. Но сверхзадачей, сверхцелью он считал «нравственное обеспечение» общественного устройства, «воспитание человеческих душ, психологии нового человека».
И ещё одно кредо Твардовского: любые значительные преобразования в обществе, образовании должны учитывать самобытность исторического развития народа. В историчность наскоком не войдёшь, а лишь «разворотишь». Если преобразования или идеи не согласуются с народной самобытностью, её исторической эволюцией, то эти новшества, идеи, теории надо или отбросить, или «приладить» к реальной, живой жизни людей. Другое дело, если народ признал идеал, то он на своей судьбе его проверит.
Поэт хотел социальных преобразований. Социализма с 2человеческим лицом2, с подлинной человечностью. Идейно-духовная культура Твардовского была ответственна и перед народом, и перед эпохой.
Если из идейно-духовной культуры взять самое стержневое: ценности, смысл жизни, мировоззрение, морально-психологические блоки, традиции, то через призму этих феноменов мы увидим в Твардовском крупнейшего русского гуманиста 30-70-х годов ХХ столетия. Его гений в предчувствии особенностей российского пути обновления.
Если поставить вопрос о том, кому по духовности, по идейной культуре близок наш поэт, то можно выстроить как фигуры отечественного ряда, так и зарубежных гуманистов-литераторов. Отечественные: Пушкин. Лермонтов, Некрасов, Лесков, Шолохов; зарубежные: Марк Твен, Б. Шоу, Хемингуэй, Ремарк.
Я имею в виду лишь культурно-духовную близость по народной позиции, по заботе о наиболее массовом, «среднем» человеке, в котором, собственно, воплощается суть народности по смыслу жизни, по национальным особенностям того или иного общества. Твардовский имел дар поэта и дар поэта и дар социально-исторического чутья.
Элитарные слои или «маленькие люди» Чехова, Чарли Чаплина не представляют фундамента, стержня народа. Поставим вопрос так: кто для Твардовского народ, кто представляет идейно-духовную культуру народа, кто взращивает народный дух? Твардовский народ и народность видел в деятельных слоях русского, советского сообщества. Понимал и восхвалял эти слои как устойчивую, здоровую основу исторического развития народа. Это видно и по Василию Тёркину, и по многочисленным образам крестьян, рабочих, интеллигентов.
Идейно-духовной культуре Твардовского присущи особые российские черты и традиции. Духовность Александра Трифоновича по русской сердечности. Открытости, ясности, по смоленской мягкости. Лиричности и одновременно социальности, народной озабоченности многограннее, глубже, чем у многих крупных его современников. Поэт стремился сохранить и обогатить всё здоровое из традиционного российского менталитета. Его «Василий Тёркин» по воспитанию, по российской скромности и простоте народен и интернационален, конечно, применительно к среднему человеку. Тёркин или образы крестьян, крестьянок по духу, по психологическому складу русские, выражающие истинную русскую культуру человечности.
Так, в Тёркине есть что-то от солдат суворовских времён, ясное, смелое, открытое, смекалистое, готовое до боли к самоотверженности ради товарищей, ради людей, ради Родины и долга. Это идейно-духовная сущность большинства героев Твардовского, да и его самого как поэта, как великой личности.
Я думаю, что интерес к проблеме «идейно-духовной культуры» творчества А.Т.Твардовского будет возрастать. Это обусловлено тем, что в этой сфере много недосказанного: поэт многие свои думы не мог высказать в полной мере и ясности. Много было запретного на этот счёт. Учитывая это, можно лишь предполагать, что подлинные социально-политические, мировоззренческие «думы» поэта были ещё более демократичными, народными. Например, в поэме «Тёркин на том свете» Твардовский осмелился сказать о тех «порядках»,что надо «сократить» эту «систему». Нет, Александр Трифонович не против борьбы за «идеи», но если они выражают суть, коренные интересы народа.
Поэт отстаивал традиционную, народную культуру, народную духовность и не принимал «культуры» идеологизированной, подчинённой узко пропагандистским целям партии. Идейно-духовную культуру, социальное сознание народа нельзя поворачивать то «вправо», то «влево». Духовность Твардовского народная, российская, гуманная.
По моему мнению, поэт хотел сказать как можно больше, чтобы приблизить людей к добру.
Не вправе я иметь отсрочки, не те уже годочки,
Ещё успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь.
(«По праву памяти».)
А.Т.Твардовский создал высшие образцы идейно-духовной культуры, которые будут маяком и в ХХ веке.
Литература:
1.Огнёв В. Становление таланта. М.,1972.
2.Абрамов Ф. Слово в ядерный век. М., 1987.
3.Буртин Ю.Г. Примечания//Твардовский А. Т. Собр.соч.: в 6 т. М., 1977. Т.2.
4.Ильин В.В. А.П.Чехов в оценке А.Т.Твардовского//Культура и письменность славянского мира. Смоленск,2004.
5.Твардовский А. О сущем. М.,1989.
6.Дзюбалов В.А. Народность и демократизм социально-политических позиций А.Т.Твардовского//Народность и гуманизм творчества А.Т.Твардовского. Смоленск,2005.